Без цензуры: 7 откровенных сцен отечественного кино

В советские времена цензура не пропускала фильмы с постельными или прочими сценами, которые могли шокировать целомудренного советского зрителя. Таких фильмов в СССР было очень много и перечислить все попросту невозможно. Их часто не пропускали на широкий экран и если было можно где то их увидеть, то только в подпольных кинотеатрах. Ниже представлена подборка некоторых таких картин.

Первые откровенные фильмы времен СССР: 12 фильмов с обнажением

Художественные фильмы с обнажением времен раннего СССР

ФильмРежиссерКиностудияГод
1ЗемляДовженкоВУФКУ1930
2Часы остановились в полночьФигуровскийБеларусьфильм1958
3Неотправленное письмоКалатозовМосфильм1959
4Русский сувенирАлександровМосфильм1960
5Человек-амфибияКазанский, ЧеботарёвЛенфильм1961
6Тени забытых предковПараджановКиностудия имени Довженко1964
7Первый учительКончаловскийМосфильм1965
8Андрей РублёвТарковскийМосфильм1966
9Киевские фрескиПараджановКиностудия имени Довженко1966
10КомиссарАскольдовКиностудия имени М. Горького1967
11Любить …КаликКиностудия имени М. Горького1968
12А зори здесь тихиеРостоцкийКиностудия имени М. Горького1972
13СолярисТарковскийМосфильм1972

Земля

В 1930-е годы, в первое время существования советского кинематографа, съёмка обнажённой натуры практические не проводилась или была большой редкостью. Немой фильм Александра Довженко в этой связи выглядит как нечто совершенно из ряда вон выходящее. Полностью обнажённая супруга главного героя экспрессивно его оплакивает, смущая тем самым советского зрителя того времени. Отечественная критика фильм не приняла, посчитав его чрезмерно откровенным и чуть ли не развратным. Критики иностранные были иного мнения, на Западе кинолента Александра Довженко была признана шедевральной.

Земля

Черным по белому

Официальное сексуальное просвещение в СССР, как ни удивительно, существовало. Чаще всего оно ограничивалось небольшим текстом о размножении в школьном учебнике, время от времени, правда, выпускавшимся из программы, или словарной статьей в энциклопедии. Найти их было даже в библиотеке непросто, а секс в них представлялся лишь способом зачать ребенка. Супружеский долг и чистая любовь — отношения полов, по мнению авторов поучительных статей, вовсе не должны были приносить удовольствие. Формально секспросветом занимались также районные службы «Брака и семьи» и ЗАГСы.

Отношение к сексу в стране Советов менялось со временем. В 1924 вышла в свет работа психолога Залкинда под названием «Двенадцать половых заповедей революционного пролетариата». «Половой подбор должен строиться по линии классовой революционно-пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специально-полового завоевания», — гласит девятая заповедь. Бытовал в те времена и лозунг «Комсомолка не должна отказывать комсомольцу, иначе она мещанка».

Плакат.jpg

В обществе в 20-е годы пользовалась популярностью так называемая «теория стакана воды», согласно которой удовлетворить сексуальную потребность должно быть так же просто, как выпить стакан воды. Ленин, правда, эту теорию не одобрял. В одном из писем Кларе Цеткин он заявил: «От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».

За свободными 20-ми годами последовали пуританские 30-е, когда разговоры о сексе стали считаться чем-то постыдным. Так в обществе закрепилась мысль о том, что заниматься любовью ради удовольствия — плохо, и стоит об этом помалкивать. Вплоть до 80-х годов секс так и оставался своеобразным табу, достойным лишь стыдливых перешептываний. Только с приходом перестройки в СССР началась сексуальная революция, хотя, конечно, не такая активная, как на западе.

Часы остановились в полночь

Фильм снят на тему Великой Отечественной войны и в его основу легли реальные события в Минске в период оккупации. Показан центр подпольного движения в небольшом деревянном домике, а также местная учительница Ганна Чёрная — одна из его руководительниц. В фильме есть сцена с её переодеванием около зеркала. Как и многое в целомудренном советском кино эта сцена снята очень скомкано. Обнажённую грудь главной героине зрители могут видеть только мельком в зеркальном отражении. Правда лихо закрученный сюжет отодвинул эротическую сцену на задний план, увлекая зрителя непредсказуемостью сценария и невозможностью точно предугадать, чем же именно фильм закончится.

Часы остановились в полночь

Русские актрисы, которые начинали карьеру в фильмах для взрослых

Русские актрисы, которые начинали карьеру в фильмах для взрослых

Мало кто знает, но многие отечественные кинозвезды на заре своей карьеры снимались в фильмах для взрослых. Сегодня картины с их участием показывают в кинотеатрах и по телевизору, но когда-то ролики передавались из рук в руки на кассетах и дисках. В новом материале «ЛЮДИ И ЭПОХИ» — о российских актрисах, начавших свою карьеру с фильмов с меткой «18+».

Любовь Тихомирова // 39 лет

Широкую известность актриса получила после выхода сериалов «Слава Богу, ты пришел!» и «Воронины». Однако в двадцать лет назад, в середине 90-х, будучи юной выпускницей Театрального училища им. Щукина, Любовь сыграла несколько совсем нескромных ролей. Среди них — эротическая комедия «Особенности русской бани» (1999), «Баня-2» (2001), многочисленные ролики и откровенные фотосессии.

Русские актрисы, которые начинали карьеру в фильмах для взрослых

Кадр из сериала «Воронины» // Фото: ruskino.ru

Сейчас Тихомирова играет в знаменитом театре «Сатирикон», актривно участвует в съемках отечественных сериалов и фильмов. О своем прошлом вспоминать не любит, однако в интервью журналистам признается, что в самом начале карьерного пути приходилось зарабатывать разными путями.

Русские актрисы, которые начинали карьеру в фильмах для взрослых

Кадр из фильма «Особенности русской бани» // Фото: gran-an.ru

Барбара Брыльска // 77 лет

Фото: fishki.

net

Советская актриса, недавно отметившая свое 77-летие, почти 50 лет назад снялась в польском фильме «Анатомия любви» , где сыграла молодую и горячую девушку Еву. Откровенных сцен с ее участием не так много, однако их было достаточно для того, чтобы красавицу-актрису заприметил режиссер Эльдар Рязанов. Ему настолько понравилась девушка, что он решил пригласить ее в свою знаменитую картину, которую россияне смотрят из года в год.

Кадр из фильма «Анатомия любви» (1972) // Фото: kinozon.tv

Евгения Крюкова // 46 лет

Актриса, известная по фильмам «Петербургские тайны» (1994-1998), «Три дня вне закона» (1992) и «Бабушка на сносях» (2011) дебютировала в эротической картине режиссера из Франции. Сразу после развала СССР он приехал в Москву, чтобы найти молодых актрис для своих новых фильмов. Одной из них и оказалась 19-летняя Крюкова.

Кадр из фильма «Секс и перестройка» (1990) // Фото: m.kino-teatr.ru

Чуть позже русскоязычный журнал «Playboy» пригласил актрису на фотосессию, где она тоже не постеснялась продемонстрировать все свои достоинства. Непростое прошлое не мешает актрисе успешно сниматься и в наши дни, а значит — карьера у нее сложилась. Иронично, что в начале 2020 года вышла драма «Купи меня», которая повествует о трех девушках, которые переезжают в столицу в поисках счастья. Крюкова играет там одну из главных ролей.

Фото: vladtime.ru

Мария Болтнева // 34 года

Молодая звезда сериалов «Моя прекрасная няня» и «Глухарь» снималась не в полнометражных фильмах для взрослых, а в небольших (по 10-20 минут) роликах с откровенными сценами. Их до сих пор можно легко найти в интернете.

Кадр из сериала «Глухарь» // Фото: funparty.ru

Неотправленное письмо

В фильме снималась Татьяна Самойлова, известная советскому зрителю того времени по картине «Летят журавли». В кадре нового произведения кинематографа она появляется в мокрой насквозь футболке, надетой на голое тело — верх эротизма на то время. Картина повествует о жизни поисковой партии, которая ведёт исследование новых алмазных месторождений. Тяжёлые походные условия, поздняя осень, дикая местность… В конце концов главная героиня находит алмазы, но продовольствие у группы кончается и им ещё предстоит каким-то образом вернуться домой. Очень тяжёлый для просмотра фильм, с закрученным, непредсказуемым сюжетом и печальным концом.

Неотправленное письмо

Секспросвет сегодня

Перед современными искателями сексуального опыта простирается целое море возможностей. Изучение традиционных и экзотических сексуальных практик, мастер-классы по стриптизу и курсы по анализу психологической стороны интимных взаимоотношений — больше не нужно доставать обучающие фильмы из-под полы и тайком шептаться с друзьями. В некоторых институтах и академиях даже проходят факультативы по сексологии. Сексуальному образованию посвящаются некоторые программы на телевидении и в интернете. Сегодня о сексе в России можно говорить во всеуслышание.

Русский сувенир

Фильм демонстрирует контакты советских граждан с иностранцами и носит совершенно ярко выраженный пропагандистский характер. В нём есть сцена купания, в которой героиня Любови Орловой прыгает в воду полностью обнажённой. Действие происходит на берегу озера Байкал, где совершает посадку самолёт, везущий в Пекин туристов. После общения с советскими людьми иностранцы вдруг понимают, что те совсем не агрессивные, а наоборот, хотят мира. Домой иностранцы возвращаются в полной и совершенной уверенности в возможности дальнейшего мирного сосуществования двух совершенно противоположных друг другу систем социального устройства общества.

Русский сувенир

«Дикая орхидея» / Wild Orchid (1989)

Знакомьтесь, Джеймс Уилер (Микки Рурк). Он — миллионер, любит вертолеты, автомобили, мотоциклы, поглощать компании, а также иметь абсолютный контроль над женщинами. В детстве он стал жертвой насилия, поэтому не переносит прикосновений посторонних людей и во многих других аспектах служит прототипом главного героя серии романов «Пятьдесят оттенков серого» — Кристиана Грея. Он даже говорит в манере, так полюбившейся автору серии Э. Л. Джеймс: сбивчиво, вызывая дискомфорт у собеседника, наполняя свою речь аллюзиями на сексуальную терминологию.

До «Орхидеи» эталоном жанра были фильмы вроде «9 ½ недель» (в нем Кинг также выступал сосценаристом и продюсером, а Рурк тоже сыграл главную мужскую роль) и «Роковое влечение» (1987). На первый взгляд кажется, что эти фильмы — знамя сексуального раскрепощения, но на самом деле они говорили о консервативных страхах перед сексуальностью. Однако «Дикая орхидея» их переплюнула. Прежде всего тем, что в интерпретации авторов фильма Латинская Америка показана чуть ли не Содомом, в котором местные жители без отдыха предаются разврату, а водителям рекомендуется не открывать окна, иначе в салон может залететь чья-то сперма.

Разумеется, больше всего фильм запоминается сценой секса крупным планом (Уилер и Эмили в позе лотоса, съемка преимущественно сверху), которая разожгла дебаты, невиданные с выхода фильма «А теперь не смотри» (1973): «Было или не было? Они делали это по‑настоящему?»

Человек-амфибия

В этом фильме также демонстрируется мокрая футболка, надетая на обнажённое женское тело. Снята картина по одноимённому научно-фантастическому роману писателя Александра Беляева. В прокат фильм вышел в самом начале 1962 года и очень быстро стал культовым. Подлый кабальеро Зурита, красавица Гуттиерэ, которую с блеском сыграла несравненная Анастасия Вертинская, доктор Сальватор и конечно юноша Ихтиандр полюбились зрителям. В фильме приняли участие многие известные актёры того времени. Помимо Анастасии Вертинской этого Михаил Козаков, Дмитрий Коренев, Николай Симонов. Фильм пользуется любовью зрителей и по сей день.

Человек-амфибия

Тени забытых предков

Режиссёры, снимающие картины на исторические темы, могли позволить себе больше откровенности в эротических сценах, что подтверждает фильм Сергея Параджанова по одноимённому произведению Михаила Коцюбинского. В нём показан быт жителей гуцульского села, в котором многие годы ведут вражду два рода. В центре сюжета любовь двух молодых людей из этих родов — Марички и Ивана. Маричка погибает в то время, когда её возлюбленный вынужден отправляться искать лучшую долю на чужбину. Иван не может забыть Маричку и наблюдает её призраки в воде и лесной чаще даже незадолго до собственной смерти.

Тени забытых предков

Не как все

Подобные осуждения нередко приходилось выслушивать женщинам, не скрывающим свою сексуальность. В гулящие девки начинали записывать еще в школе, если девочка приходила в слишком короткой юбке или, того хуже, накрашенная. Даже простые капроновые колготки или лак на ногтях могли стать причиной унижений. Из причесок были разрешены только косы, никаких хвостов и уж тем более распущенных волос. Провинившихся учениц отправляли домой переодеваться, а иногда и заставляли смывать косметику при всем классе. Самым большим кошмаром была школьная форма — неудобная, в которой холодно зимой и жарко летом. Зимой приходилось надевать под платье рейтузы, а затем переодеваться у всех на виду — отдельных раздевалок для этого не было.

Крой форменной одежды остался еще с дореволюционных времен, платья для девочек были утверждены в 1896. Школьную форму в СССР ввели в 40-х годах. Лишь в 60-х годах XX века форму немного модернизировали, но одежда скорее была идейным инструментом, чем украшала учениц.

Женская сексуальность в те времена считалась чем-то грязным и запретным. Образование по этой части в школах хромало. Девочкам, у которых начинались менструации, не торопились объяснить, что происходит с их телом. Говорить об этом школьницы стеснялись, но вот преподаватели почему-то не смущались, во всеуслышание отчитывая девочек за прогулы в такие дни. Женская гигиена в СССР сильно отличалась от современной. Первые настоящие самоклеящиеся прокладки появились только в 70-х годах, до этого использовали ватные или марлевые аналоги, которые нужно было менять гораздо чаще.

Первый учитель

Это полнометражный режиссёрский дебют Андрея Кончаловского. Фильм показывает эпизоды становления советской власти в Киргизии спустя некотрое время после окончания Гражданской войны. В картине есть сцена купания в обнажённом виде главной героине, роль которой исполняет Наталья Аринбасарова. Девушка из мусульманской семьи с твёрдыми жизненными устоями наотрез отказалась сниматься в таком виде, поэтому на экране зрители видят её дублёршу. Фильм был снят в 1965 году. В его основу положена одноимённая книга Чингиза Айтматова.

Первый учитель

Андрей Рублёв

Андрей Тарковский снял монументальную историческую киноленту, демонстрирующую зрителю период истории Руси пятнадцатого века. Войны между русскими князьями, многочисленные набеги татарских полчищ, гибель и голод в народе. В этот период появляется великий художник, на века прославивший своё имя. В картине есть сцена народного гуляния на языческий праздник Ивана Купала, в котором масса актёров снялась обнажёнными. Советская кинематографическая цензура того времени не одобрила подобные сцены в картине и потребовала вырезать их. Фильм был представлен в ограниченном показе, после чего съёмочной группе пришлось заново делать монтаж всей ленты.

Андрей Рублёв

Киевские фрески

Короткометражный фильм режиссёра Сергей Параджанова также содержит сцены обнажённой женской натуры, однако показана она весьма необычно. Рассказать об этом своими словами сложно, чтобы понять, о чём идёт речь, лучше посмотреть саму картину. Снята она была в 1966 году, речь в нём идёт о войне, но её трагедия показана режиссёров несколько необычно — метафорически и иносказательно, языком многочисленных образов. Параджанову не удалось закончить этот фильм. Руководство киностудии распорядилось прекратить съёмки картины после того, как были отсняты первые несколько сцен. Фильм был признан импрессионистским, а потому идеологически вредным.

Киевские фрески

Комиссар

Картина была закончена в 1967 году. Великая актриса Нонна Мордюкова вошла в историю кинематографа ещё и как одна из первых актрис, которые обнажили в кадре свою грудь. Произошло это в сцене кормления матерью своего ребёнка, никаких порочных сцен в картине нет. В основу фильма легло произведение Василия Гроссмана «В городе Бердичеве», режиссёр картины — Александр Аскольдов. Сюжет демонстрирует период Гражданской войны, в его центре фигура женщины-комиссара, которую и играет Мордюкова. Интересно, что более двадцати лет картина была официально запрещена к показу, а снявший её режиссёр уволен в работы и объявлен профессионально непригодным. Только в 1987 году фильм был продемонстрирован на Московском Международном Кинофестивале, правда, в конкурсную программу он не входил. Только после этого к картине пришло признание.

Комиссар

«Юная»

40-летняя Лайза Миллер (Саттон Фостер), которая притворяется 26-летней, на протяжении трёх сезонов встречалась с молодым тату-мастером Джошем, но потом всё пошло не так… Лайза начала заглядываться на своего босса Чарльза, который тоже питал к героине романтические чувства. Их случайные (или нет?) поцелуи и безобидный флирт всё больше разжигал огонь взаимного желания. Сначала была роковая сцена у книжного шкафа, а потом и жаркая ночь в постели (наконец-то!). Как говорится, запретный плод всегда сладок.

Саттон Фостер: «Секс-сцена — это опасность, которая может поджидать любого актёра! Это был ужасный день, когда мы снимали сцену в ванной из первого сезона. Просто целый день купались в этих мыльных пузырях… Прекрасно, забавно, но странно. Слава богу, мой муж понимает, что это всего лишь работа».

Сразу к делу: смотрите прям с начала!

Любить …

Фильм снят в 1968 году. Его основу составляют четыре новеллы о любви, это история парня и девушки из Молдавии, которые ночуют в стогу сена. Открытых сцен обнажения в картине нет, как нет и показа самого акта любви, но в целом картина выглядит страстной. Режиссёр — Михаил Калик, выполнил в картине сочетание документального и игрового кино. Спустя некоторое время после окончания съёмок картина была перемонтирована, причём сделано это было без согласия автора. В таком виде фильм вышел на экран. Калик обратился в суд, однако уголовное дело вскоре было заведено на него самого. Лишь в 1990 году ему удалось отчасти фильм доработать и восстановить, но авторская копия оказалась утраченной.

Любить ...

А зори здесь тихие

Фильм режиссёра Станислава Ростоцкого стал поистине легендарным. В нём присутствует сцена купания в бане главных героинь, таким образом автор решил подчеркнуть весь ужас и неестественность пребывания женщин на войне. Картина снята по одноимённому произведению Бориса Васильева. По сюжету группа девушек-зенитчиц и их командир, старшина Васков принимает неравный бой с немецким десантом. Десант совершил высадку далеко за линией фронта и о его появлении надо сообщить в штаб. Однако, отряд отрезан от своих и выполнить задачу не может. Мечтавшие о светлой любви девчонки попали на войну и до конца исполнили свой воинский долг. Снята картина в 1972 году. После своего выхода на экран фильм получил широкую популярность и любовь зрителей.

А зори здесь тихие

Из уст в уста

Можно было прочитать все книжки и брошюры, перелистать журналы и пересмотреть кино, но старое доброе сарафанное радио все равно ничем не заменить. Подростковые перешептывания на перемене в школе или техникуме давали пищу для размышлений неокрепшим умам. Советы от более опытных подруг выслушивались за чашкой чая и тщательно конспектировались простым карандашом на клочке бумаги. С молодоженами перед свадьбой нередко проводили серьезные разговоры, где объясняли, что к чему. Такие беседы обычно были задачей родителей, но иногда помогали другие близкие родственники или семейные врачи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: