3 страны, где все еще распространено многомужество и гаремы

Многожёнство широко распространено по Земле во многих культурах. Значительно меньшее распространение имеет многомужество – когда у одной женщины сразу несколько мужей. Если многожёнство (полигиния) встречается в большинстве традиционных культур (значительно чаще, чем только моногамные браки), то многомужество (полиандрия) – менее, чем в сотне. Правда, исторические свидетельства показывают, что в древние времена полиандрия была значительно шире распространена по планете, чем сто лет назад.

Какое вообще бывает многомужество?

Чистая полиандрия – брак одной женщины сразу с несколькими мужьями – встречается редко. Гораздо чаще такой брак обставлен различными дополнительными условиями, а кроме того существует смешанно с другими формами брака.

Наиболее часта фратернальная полиандрия, когда у двух или нескольких братьев – одна жена. В этих случаях, как правило, старший брат женится за себя и за своих младших братьев. Именно старший брат (соответственно, старший муж) является главой семьи и имеет свободу брачного выбора. Он же устанавливает очерёдность брачных сношений между своими братьями и их общей женой. При такой форме брака свобода женщины – только кажущаяся. На самом деле, это очень регламентированная форма брачных отношений, и основана она на главенстве старшего мужчины в семье. Такая полиандрия до сих пор распространена у многих народов Непала, у части населения Бутана, у дардов – живущего в Гималаях светловолосого и светлоглазого народа (есть легенда, что они – потомки воинов Александра Македонского), у части тибетцев, у некоторых малых народов Южной Индии, у многих индейских племён Южной Америки и т.д.

В Тибете и Гималаях многомужество часто сосуществует с многожёнством. Старший брат, женатый за себя и всех своих братьев, может взять себе и вторую, и третью жену. При этом, они будут только его жёнами, но не жёнами его братьев. Его другие жёны, в свою очередь, могут быть замужем за другими мужчинами, которые, при этом не являются мужьями его первой жены. Такой брак называется полигинандрией и отличается от группового брака, в котором брачные отношения внутри группы мужчин и женщин довольно свободны.

Разновидностью полиандрии является множественное отцовство. Оно встречается у некоторых народов Меланезии. Интересно, что у них главную роль в определении родства играет не биологическое отцовство, а участие в воспитании детей. Счёт родства у них идёт исключительно по матери (матрилинейный), но братья женщины, живущие с ней в одном доме, считаются в племени отцами её детей, а мужья, не живущие в одном доме с женой, таковыми не признаются.

Есть ещё биандрия, когда у одной женщины – два мужа, не обязательно состоящие друг с другом в родстве. На Новых Гебридах (Океания) биандрия до недавнего времени была обязательна для вдовцов и вдовиц. Ассоциативная полиандрия – когда брак сначала заключается как парный, но затем жена может взять себе ещё мужей.

Войти на сайт

Тему навеяла частнособственническое отношение Тапки во взглядах на мужа и вопрос многожёнства в целом:

«Когда первый раз узнаешь о том, что твой любимый мужчина имеет право взять в жены одновременно несколько женщин, тебя обуревают сильные эмоции.

Здесь и страх, и злость, и ревность.

Мало кто может спокойно отнестись к тому, что рядом с твоим мужем будет постоянно находиться другая женщина.

Он будет говорить ей те же нежности, какие до этого говорил тебе; заботиться о ней, обеспечивать ее, иметь от нее детей.

В голове рисуются страшные картины. Нет, кажется, что надо совсем не любить мужчину, чтоб согласиться делить его с другой женщиной.»

Так ли страшен чёрт как его малюют?

А если поменять местами слова мужчина и женщина, то что из этого получится?

Нет здесь речь совсем не идёт о групповом сексе.

Проблема позвала на посторы инета и извлекла на поверхность такой жизненный случай:

Когда Мубарак осталась совсем одна, ей исполнилось всего-то 39 лет. По местным меркам женщина она не бедная — хозяйство обширное, только рабочих рук требует. И местные мужчины очень скоро начали к вдове свататься…

— Сначала пришел Дамир, он через два дома живет. Мол, выходи за меня замуж, давно на тебя засматриваюсь… Но я же не дура, понимаю. Парню 27 лет, работы нет, сидит на шее у матери. По дому помогает, конечно, но у них всего-то одна корова. Только вот мне зачем новый муж? Это же обязанности, да и командовать сразу начнет… Я ему говорю: замуж за тебя не выйду, но хочешь — живи у меня в пристройке, работай, а я за это буду тебя кормить, одевать и давать деньги на карманные расходы. Но Дамирка хитрый, заладил: «Я тебя люблю по-настоящему, хочу быть твоим мужем, спать с тобой». Ну я ему и ответила: поживем — увидим.

По признанию Мубарак, это случилось недели через две после того момента, как Дамир поселился у нее и приступил к работе. Работал он хорошо, старался. Мубарак тоже с утра до вечера в заботах. К вечеру оба устанут, сядут, поужинают. А темнеет в горах рано, вечера длинные, ночи темные… Вот и соединились как-то. Обоим понравилось.

— Ну а остальные-то тогда зачем? — удивляюсь я.

— Мужчина, как понимает, что он один свет в оконце, сразу начинает наглеть — ленится, командует, — объясняет мне горянка. — И Дамир после нашей совместной ночи тоже сразу приосанился. Начал со мной обращаться не как с хозяйкой, а как со своей женщиной. А я, как только это заметила, сразу ему и говорю: ты себе много не воображай. Не будешь справляться — к маме пойдешь. Кроме того, когда мы хозяйство расширили, нам еще работники понадобились. За деньги нанимать — дорого. Поэтому когда два брата — Бахадур и Мирсагат — ко мне пришли, я им то же самое предложила, что и Дамиру. Они согласились. А вскоре Бахадур ко мне подкатываться стал. Вечерами-то тоскливо, ведь я им пить-гулять не разрешаю. А Бахадурчик такой красавец! Ну я его к себе пустила… На следующий день сначала Дамир в истерику: ты мне изменила! А потом и Мирсагат: чем брат лучше, чем я? Вот тогда я впервые их всех собрала и говорю: значит, так, я никому из вас не жена. Я женщина немолодая, детей вырастила, внуков имею. И я хозяйка здесь: это мой дом, моя скотина и мое поле. Кого-то из вас могу и приласкать, я же не железная, хочу иногда мужского тепла. Не нравится — до свидания!

С того дня словно чудо произошло: работники стали соревноваться между собой за право провести ночь с хозяйкой. Она на все это посмотрела и подумала: удобно! И с тех пор стала спать с лучшим из работников — как бы в виде поощрения. Метод оказался эффективным: хозяйство процветало, хозяйка тоже. Постепенно все привыкли и зажили как бы одной большой семьей — вместе садились за стол, вместе смотрели телевизор. Иногда ссорились, но окончательной инстанцией при решении конфликтов всегда оставалась Мубарак. Со временем всех своих работников она стала называть мужьями.

— Я же видела, что каждому из них хочется называться мужем. Для мужика-то позорно при женщине приживалкой быть. А мне не жалко.

Мубарак рассказывает, что вскоре в ее гареме нарисовался еще один кандидат —20-летний Кадырчик, который только вернулся в кишлак из армии. По словам хозяйки гарема, родители сами его к ней отправили: «А чего парню болтаться без дела? Снаркоманится еще, как многие здесь. А я за своими мужиками приглядываю, у меня все строго, и люди это знают».

Ну что Вы скажете об Этом?

Почему возникло?

Главную причину возникновения многомужества этнографы видят в экономике: полиандрия позволяла избежать дробления земельной собственности между братьями-наследниками (в средневековой Европе такую роль играл принцип майората). Эта причина «работает» для Тибета и Гималаев с их скудной почвой или для Индии с её перенаселением. Но она не объясняет укоренения полиандрии у многих народов Океании, а особенно у индейцев Амазонии, которые жили в основном ещё охотой и собирательством. В некоторых случаях полиандрия могла быть вызвана дефицитом женщин из-за выборочного убийства новорождённых девочек. Вероятно, причины возникновения обычая многомужества были разнообразны в разных обществах Земли, и какой-то одной универсальной не существует.

Многомужество у исторических народов

Первое историческое упоминание о многомужестве мы встречаем в законе царя шумерского города Лагаш Уруинимгины (XXIV век до н.э.), запрещавшего этот обычай под страхом смертной казни через побивание женщины-многомужницы камнями (о казни для мужчин ничего не говорится). Из этого можно сделать вывод, что полиандрия шире встречалась у шумеров в более ранние периоды истории. Многомужество считалось законным в Мидии – области древней Персии, а также у эфталитов («белых гуннов»), образовавших государство в Средней Азии в IV-VI вв. Есть указания на бытование многомужества у арабов в доисламскую эпоху. В древней Индии многомужество было обычным и никого не удивлявшим явлением, как то следует из эпоса «Махабхарата».

Во «Всеобщей истории» древнегреческого писателя Полибия (II век до н.э.) есть указания на то, что в Спарте полиандрия некогда была широко распространена. Имеются упоминания о бунте древнеримских женщин, требовавших узаконить биандрию. Есть свидетельства (эпитафии на могилах) счастливых гражданских биандрических браков в том же древнем Риме, когда муж и любовник долгие годы жили с одной женщиной в любви и согласии и вместе воспитывали детей.

Многомужество было широко распространено среди многих аборигенных народов Северной Америки (шошоны, навахи, апачи и т.д.) до начала белой колонизации их территорий.

Область распространения

Многомужество встречалось и встречается в сравнительно небольших областях распространения, разбросанных по разным частям света.

Самое раннее известное свидетельство о существовании полиандрии — указ Уруинимгины, правившего шумерским городом-государством Лагаш примерно в 2319—2311 гг. до н.э., об отмене биандрических браков[20] и запрете полиандрии под угрозой побивания камнями женщины, имеющей нескольких мужей, если об этом будет записано.[21]

В некоторых кантонах древней Мидии женщине позволялось иметь нескольких (но не более четырёх) мужей одновременно.[22] В Государстве Эфталитов фратернальная полиандрия было узаконена и общепринята. Замужняя женщина носила шапку с рогами по количеству супругов. Если мужья одной женщины не были кровными братьями, они братались между собой перед тем, как жениться на общей супруге.[23][24]

Высказывалась гипотеза о существовании многомужества в древней (домусульманской) Южной Аравии.[25][26] Предположительно, тогда существовала традиция, называемая Никах Иджтимах (англ. Nikah Ijtimah), которая дозволяла многомужество, но с принятием ислама арабами эта традиция была осуждена и прекращена[27].

Многомужество в Тибете (англ.)русск. было распространено больше, чем в любом другом известном обществе, и может практиковаться до сих пор. Николай Нотович в своей книге отмечал существование многомужества в «Малом Тибете» — Ладакхе.[28] По данным исследования, проведённого в 1981 году в Мули-Тибетском автономном уезде, 52 % браков были моногамными, в 32 % случаев встречалась фратернальная полиандрия и в 16 % — полигиния в форме сорората.

[29] Власти КНР после установления контроля над Тибетом поставили многомужество вне закона, и из-за закрытости этого региона и Китая в целом нет достоверных сведений о количестве полиандрических семей в Тибете в настоящее время.[30] В Китае многомужество встречается также у народа мосо в провинциях Сычуань и Юньнань[31].

В Индии (англ.)русск., Бутане и на севере Непала многомужество продолжает существовать среди национальных и религиозных меньшинств. Широко распространено среди шерпов.[32] В 1914 году в Бутане многомужество было доминирующей формой брака.[33] В современном Бутане многомужество встречается намного реже, но по-прежнему практикуется у минаро, проживающих в гевогахМерак (англ.)русск. и Сактенг (англ.)русск.дзонгхагаТрашиганг.[34]

В Индии многомужество чаще всего встречается в Раджастхане, Ладакхе, Занскаре и в регионе Джаунсар-Бавар (хинди जौनसार बावर) штата Уттаракханд среди племени тода[5][30].

Предлагаем ознакомиться: Какое масло для волос выбрать в аптеке; обзор лучших натуральных составов и советы по уходу за волосами

Многомужество встречается или встречалось у нивхов на Сахалине[35] и эскимосов на севере Евразии.[25]

Африка

Известны случаи многомужества в Нигерии[30], особенно в племени Иригве (Irigwe, Rigwe) в северных районах этой страны: женщины этого племени традиционно имеют нескольких супругов, которых они называют «сомужья». Полиандрия была распространена среди масаев в Кении и северной Танзании[31][36]. В регионе Великих Озёр полиандрия встречалась редко, в то время как полигиния там была вполне обычной.[37]

В августе 2013 года в Кении двое мужчин подписали договор о вступлении в брак с одной женщиной, с которой каждый из них имел любовные отношения. Законодательство Кении не устанавливает строгого запрета на полиандрию, но там она не очень принята сейчас[38].

Европа

По словам Юлия Цезаря, у древних бритонцев практиковалось обобществление жены братьями, реже — отцом и сыном.[39] Согласно Полибию, полиандрия превалировала у жителей Лаконии.[40][41] В истории Римской Империи известен случай, когда матроны толпой ворвались в Сенат и со слезами умоляли принять закон, разрешающий женщине иметь двух мужей.

Случаи многомужества также отмечались в некоторых полинезийских племёнах до контакта с европецами,[44] но там они встречалось только у женщин из высших каст[45]. У гуанчей, первых известных обитателях Канарских островов, полиандрия также была принята и практиковалась вплоть до исчезновения этого народа[46].

На Шри-Ланке фратернальная полиандрия официально разрешена по Кандянскому закону о браке (англ. Kandyan Marriage law). Для обозначения многомужества там часто используется эвфемизм «эка-гэ-кама» (в буквальном переводе — «кушать в одном доме»)[47]. Встречается на Шри-Ланке и ассоциированная полиандрия (англ.

Многомужество распространено у канаков в Новой Каледонии[50] и аборигенов Маркизских островов.[25][51]Фридрих Ратцель в 1896 году в своей книге «История человечества» утверждал, что на Новых Гебридах многомужество было принято среди вдовцов и вдов: по обычаю местных племён, двое вдовцов должны были жить с одной вдовой[52].

Северная Америка

Среди коренных жителей Северной Америки многомужество встречалось у алеутов[25][53] (отмечалось в XIX веке) и инуитов.[54]

Южная Америка

В Бразилии полиандрия встречается среди людей племени зоэ (англ. Zo’é), живущих на берегах реки Куминапанема (англ. Cuminapanema) в штате Пара[55]. Среди других коренных народов Южной Америки многомужество отмечено у бороро,[56] фратернальная полиандрия принята в неконтактном племени Тупи-Квахиб (Tupi-Kawahib),[57] а множественное отцовство — в около 70 % культур Амазонии.[58]

Современное состояние многомужества

Распространение христианства с его запретом на любые интимные отношения, кроме моногамного гетеросексуального брака, за пределы Старого Света в Новое время привело к угасанию во многих культурах обычая многомужества. Имело значение и изменение формы хозяйствования, при котором исчезли многие экономические факторы, ранее поддерживавшие эту практику.

Тем не менее, многомужество по-прежнему практикуется у ряда народов Индийского субконтинента. В Шри-Ланке, Непале, Бутане полиандрические браки официально разрешены законом. В ряде других стран полиандрия существует де-факто, под видом официальной моногамии. Она по-прежнему, видимо, преобладает у многих неконтактных народов (то есть добровольно избегающих общения с внешним миром), таких, как ряд племён индейцев Амазонии.

В некоторых странах полиандрия не запрещена законом напрямую, и это способствует возрождению такой практики. Так, в 2013 году власти Кении впервые зарегистрировали биандрический брак. В своё время многомужество практиковалось среди масаи – одного из крупнейших народов этой страны и соседней Танзании.

Многомужие

, являясь весьма редкой пережиточной формой брака, в современном мире не встречается практически нигде, хотя в доисторические времена, когда люди жили племенным строем, многомужие было обычным явлением, как и многоженство, ведь все мужчины, как и женщины были общими, а все дети считались общими детьми племени.

Первые, кто практиковал именно многомужие были Алеуты –– жители тихоокеанского побережья Америки, России и Азии. Так же есть данные, подтверждающие, что женщины некоторых групп эскимосов имели нескольких мужей одновременно. Но всё это в прошлом. Сегодня многомужие

официально разрешено только в Тибете и на определённых участках полуострова Индостан, на территории которого располагаются три страны: Индия, Пакистан и Бангладеш.

С древних времён и по сей день в Тибете существует три формы брака. Моногамия — брак, который встречается в большинстве стран включая Россию — когда у мужа всего одна жена. Полигамия — когда муж имеет несколько жён одновременно. Такой вид брака распространен в некоторых странах проповедующих ислам или христианство. И полиандрия — брак, при котором одна женщина вправе иметь нескольких мужчин. И многоженство, и многомужие сложились не удовольствия ради, а в силу необходимости. Если мужчина хотел обзавестись несколькими женами, он брал их из разных кланов по политическим и культовым соображениям. А полиандрия, которая встречалась у кочевников и земледельцев Тибета была «братской». Это вид брака, когда несколько братьев имели одну жену.

Женщина, имеющая несколько законных мужей одновременно, была обязана выполнять супружеский долг с каждым из братьев по очереди, в это время, находившийся в брат выставлял на её порог свою , дабы другие братья знали, что в данный момент с женой находится он. Как правило, на ком жениться, выбирал старший брат, а остальные лишь фактически становились мужьями женщины старшего брата. И только старший брат мог с законной супругой, но для этого ему требовалось согласие всех остальных братьев. И если женщина нравилась хотя бы одному, то она оставалась законной женой всех. Впрочем, уйти из семьи и обзавестись собственной женой мог любой из неженатых братьев. Но мало кто на это шел. Ведь при этом мужчина терял все права на имущество, а жена старшего брата переставала быть его женой. Хотя известны случаи, когда старший брат разводился с женщиной, которая потом становилась женой одного из его братьев, который также терял все права на имущество.

Но не только братья на Тибете могли иметь одну жену на всех. Друзья, объявляющие себя братьями-кузенами (спунзла) тоже могли взять одну жену на всех. Что и говорить: удивительная страна Тибет — полная противоположность Ираку и прочим государствам с исламскими религиями, где по религиозным уставам мужчина может иметь нескольких женщин. Кстати, в Тибете, правило, что у женщины может быть несколько мужей регламентировано не религией, а законом.

Ещё одна страна, где любая женщина может почувствовать себя желанной сразу для нескольких мужчин и где разрешено многомужие

–– Индия. Но в отличие от Тибета, возможность женщины иметь несколько мужей одновременно здесь регламентируется вероисповеданием –– буддизмом. Помимо этого в Индии в отличие от Тибета женщина может взять в мужья любых мужчин, вне зависимости от того являются ли они братьями, родственниками . Главное условие — желание любить их всех и рожать от каждого детей.

А что же касается остальных уголков нашей огромной планеты? Неужели кроме Индии и Тибета многомужие

нигде больше не встречалось? На самом деле многомужие существовало с древних времён — еще во времена царства легендарных Амазонок –– женщин воительниц. Их поселения находились повсюду: в Малой Азии и на ближнем Востоке, на севере Африки и на побережье северного Причерноморья. Согласно записям историков, почти каждая из женщин-воительниц имела несколько мужей, которые выполняли совершенно не работу, а именно занимались хозяйством и заботились о детях, в то время как их жены воевали и добывали еду.
Многомужие
так же было распространено и в индейском племени «Ирокезов» живших на территории Америки. Сегодня, на территории Канады сохранилось небольшое поселение этих аборигенов. Мужчины в таких племенах были воинами, но вся власть принадлежала женщинам. Даже воина-Вождя избирали женщины. В племени царил и, разумеется, женщины имели возможность жениться на нескольких мужчинах, что вызывает чувство легкой зависти у современных красавиц, которые считают, что один муж, приносящий деньги — хорошо, а несколько — еще лучше.

Татьяна Осипова Женский журнал JustLady

Большинством религий запрещается как многомужество, так и многоженство. Но вместе с тем, есть страны, где до сих пор практикуется и первое, и второе. Давай узнаем, где женщины имеют несколько мужей и чего им это стоит.

Интересно: многомужество совсем не означает, что женщина главная в семье. Раньше это было необходимо как способ выживания в слаборазвитых племенах. В странах, где сейчас женщина имеет несколько мужей, мало что изменилось.

Племена Африки

Скопировано 01.07.2020 23:24:33 со страницы https://ftimes.ru/290277-narody-gde-procvetaet-mnogozhenstvo.html — Mozilla/5.0 (Windows NT 6.3; Win64; x64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/81.0.4044.122 Safari/537.36 [ 2a01:4f8:210:5333::2 ]

Около трети представителей мужского населения Африки имеют несколько жен. Тем более на африканской территории многоженство пользуется популярностью с давних времен.

Многоженством славились местные правители. Так, согласно историческим данным, король Свазиленда Мсвати третий был женат на 13 женщинах. Также встречались правители, у которых количество супруг достигало отметки 70.

На территории Африки нет законов, указывающих на количество жен. Но есть племена, в которых желание мужчины взять в жены несколько женщин обсуждается со специальными организациями. Также есть племена, в которых надо спрашивать разрешения у уже существующих жен, чтобы жениться на новой.

Более того, подобные обычаи многоженства распространены даже среди христианских племен Африки.

Тибет

В Тибете издревле у одной женщины было несколько мужей, так как представительниц прекрасного пола было мало, и их не хватало по одной на каждого мужчину. Для продолжения рода активно практиковалось многомужество. Сейчас статистика гласит, что в Тибете более 15 % замужних женщин имеют по 2 и более мужей (оптимальное число — 3). Сегодня это объясняется сложными условиями жизни: высокогорье, неплодородные почвы, бедность, а сильные работники всегда пригодятся в хозяйстве и дадут гарантию, что деты будут сыты.

Плюс ко всему, в Тибете всегда существовала фратернальная (братская) полиандрия — когда у родных братьев была одна жена. Старший брат выбирал женщину и она автоматически становилась женой младших братьев.

Что касается супружеского долга, то в этой сфере все устроено деликатно — женщина сама выбирает, с кем из мужей провести ночь. Если же она долгое время игнорирует кого-то из мужчин, то это считается его личной проблемой. Ему следует приложить все усилия, чтобы снова заслужить расположение жены. Если же все попытки оказываются провальными, то в переговоры с невесткой вступает свекровь.

Непал

Непал находится между Китаем и Индией, на склонах Гималайских гор. Здесь, как правило, женщины также становятся женами нескольких родных братьев. И обосновано это уже известными нам причинами — густая заселенность страны, ее горных районов, недостаток земли, пастбищ. Поэтому такой братский брак позволяет избежать раздела и так крохотных земельных наделов. А так вся собственность остается в одной семье.

Дети здесь общие, поэтому все имущество — движимое и недвижимое — переходит от одного брата к другому на протяжении веков, оставаясь в семье.

Меланезия

Здесь женщин ничего не ограничивает в выборе любовников. Они могут выбирать одних партнеров для секса, других — для отцовства. Чтокасается семьи, то туземцев она устроена по матрилинейному принципу — дети принадлежат роду матери, но заботятся о них в большей степени их дяди — братья матери.

Здесь все наследство рода переходит к племянникам Отцы же, в свою очередь, могут некоторое время проявлять чувство заботы и любви к своим чадам, но потом снова обязаны идти работать на благо своего рода.

Нигерия

В Нигерии женщины всегда имели право имеет несколько мужей, руководствуясь законом вторичного брака. Так, женщина выходила замуж за своего одного, рожала ему детей, заботилась о домочадцах.

Послебрачного периода она могла снова выйти замуж, уже за другого мужчину. При этом не нужно было жечь мосты — каждый из браков оставался действительным, и женщина могла в любой момент отправиться жить к любому из своих супругов в удобный для себя момент.

Что касается детей, то они всегда оставались с отцом. Поэтому если женщина хотела пожить с другим партнером, то ей приходилось на некоторое время прощаться с детьми от предыдущего брака.

Интересно: кроме перечисленных стран в наше время многомужество также встречается в Шри-Ланке, во многих горных районах на юге Индии (в местах распространения ортодоксального буддизма), в Южной Америке среди некоторых индейских племен, у алеутов и эскимосов.

Многоженством никого не удивишь, но как насчет многомужества? Мы расскажем, насколько женская полигамия естественна для человека, практиковали ли ее наши предки, и где она существует до сих пор.

Мусульманские народы

Скопировано 01.07.2020 23:24:33 со страницы https://ftimes.ru/290277-narody-gde-procvetaet-mnogozhenstvo.html — Mozilla/5.0 (Windows NT 6.3; Win64; x64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/81.0.4044.122 Safari/537.36 [ 2a01:4f8:210:5333::2 ]

Согласно исламу, каждый мужчина имеет право завести 4 жены. Между дамами сердца все должно делиться поровну, в том числе и внимание. В современных сериалах можно встретить сюжеты, в которых мусульманин может выбрать себе любимую жену и баловать ее, на самом деле это запрещено. Мужчина обязан выделять одинаковое количество денег между своими любовницами, а также уделять одинаковое количество ночей каждой.

По закону приблизительно 50 мусульманских государств разрешают мужчинам иметь несколько жен. Однако есть и такие страны, которые все же отказались от многоженства. В одной из мусульманских стран есть мужчина, который установил рекорд по многоженству – у него 130 жен. Его даже пытались лишить свободы за это, но мужчина категорически отказывался подавать на развод.

Что говорят антропологи

Если спросить у антропологов о том, насколько естественна для женщины полигамия или, по-научному, полиандрия – они приведут в пример некоторых народов Тибета, где она практикуется, и скажут, что весь мир воспринимает это как аномалию. А поскольку полиандрия среди людей — явление редкое, то и наши предки его вряд ли практиковали.

Но в последнее время появилась противоположная точка зрения. Антропологи из Миссурийского университета насчитали около 53 народов в основе социальных отношений которых лежит классическая полиандрия (то есть, когда женщина состоит в полноценных брачных отношениях с одним или двумя мужьями). Более того, такая форма брака не зависит от географического положения, она встречается как у народов крайнего Севера – у эскимосов, так в странах с теплым и умеренным климатом – на Тибете, в Южной Индии.

Временные браки в Иране

В странах, в которых исповедуют ислам, понятие «временных» браков неприемлемо и незаконно вовсе. Но есть исключения, ведь ислам шиитского толка — немного видоизменен. В связи с тем, что в Иране исповедуют такую веру, у них и разрешен временный брак.

Шииты, которые не уверенны или не готовы связать себя узами брака могут заключить временный брак.

Интересный факт: только временный брак может быть заключен между представителями двух различных религий. Но при условии, что брак из временного переходит в настоящий — исповедующий не ислам, должен принять ислам. Дело в том, что в Иране запрещен переход из ислама в какую-либо другую религию.

Хоть и в названии есть слово «брак» ничего кроме сексуальных отношений между людьми такая договоренность не предусматривает. Таким образом иранцы обходят законы о запрете на сексуальные отношения вне брака.

Мужчина может состоять в 4 временных браках одновременно, женщина только в одном.

Матриархат

Корни полиандрии стоит искать в матриархате – власти женщины, обществе, где семья формируется вокруг хранительницы очага. Матрицентричный порядок гипотетически процветал на ранних этапах земледелия, когда оно еще было мотыжным. Свое происхождение оно ведет от собирательства – женского занятия, в отличие от мужской охоты. Сторонники этой гипотезы основываются на культе богини-матери, а также на многочисленных статуэтках палеолита и древнего мира, символизирующих фертильность. Впрочем, несмотря на то, что этнографы признают существование народов, у которых за эмансипацию скорее должны бороться мужчины – китайский народ мосо или индийский «кхаси», официальная наука отвергает идею о матриархате, как отдельной стадии развития человечества.

Адаптация

Брак в любой форме – это попытка адаптироваться к окружающей среде. Полиандрия – не исключение. Она встречается у народов, где подобная форма сожительства может обеспечить защиту и благосостояние всем их представителям. Она распространена в местах со скромными природными ресурсами, например, в Гималаях, где позволяет ограничивать рост популяции и уменьшить детскую смертность. Женитьба двух братьев на одной женщине (фратернальная полиандрия) позволяет семье избежать разделения фамильной земли. В Европе, в свое время, проблема с наследственностью была решена иначе – введением матримониального права, по которому все наследство переходило первому сыну по старшинству. Другая причина появление полиандрии – гендерный дисбаланс. Например, в Индии, негативное отношение к появлению девочек (из-за дорогого, но обязательного приданного) и частые аборты привели к тому, что прекрасного пола стало просто не хватать. Поэтому, в некоторых затерянных деревнях мужчины вынуждены делить одну женщину.

Формы

Фратернальная полиандрия (отгреч.φρατρία — братство) — форма полиандрии, при которой мужья одной женщины являются братьями друг другу. Была распространена и до сих пор иногда встречается в центральных районах Тибета, в Непале и в северной Индии,[9] где она была принята в обществе.[5][10] В южной Индии фратернальная полиандрия практикуется в племени тода, но сейчас у них превалирует моногамия.

В отличие от европейских правил майората и примогенитуры, вынуждавших младших сыновей землевладельцев покидать родные места и искать себе другие занятия, фратернальная полиандрия позволяет не только избежать дробления поместий при наследовании, но также даёт возможность братьям остаться жить и вести хозяйство вместе.

А в следующем поколении их сыновья, рождённые от общей жены, также смогут совместно жениться на одной женщине и унаследовать этот же земельный участок, который не будет разделён и будет обеспечен достаточным количеством мужской рабочей силы[13]. Но при большом количестве братьев эта жизненная стратегия оказывается менее успешной[14].

В семьях аристократов и крупных землевладельцев полиандрия может служить сохранению титулов и земель рода. При длительном или частом отсутствии одного из братьев его могут замещать другие, и хозяйство не придёт в упадок без ответственного хозяина. В Тибете полиандрия была особенно распространена среди духовной элиты школы Сакья.

Предпосылкой полиандрии может быть так же крайнее гендерное неравенство. Например, селективные аборты в Индии приводят к дефициту женщин и к «обобществлению» жены несколькими мужчинами (чаще всего родственниками)[15].

В полигинных браках аналогом фратернальной полиандрии является сорорат — брак одного мужчины с несколькими родными или двоюродными сёстрами.

Антрополог Стефен Бекерман отмечает, что не менее чем в 20 родоплеменных обществах считается нормальным или даже желательным, чтобы ребёнок имел более чем одного отца. Это называется множественное (разделяемое, частичное, совместное) отцовство (англ. partible paternity).[16] Часто (но не всегда) совместное воспитание ребёнка несколькими отцами связано с полиандрическим браком этих мужчин с матерью ребёнка.[17]

Один из самых известных примеров частичного отцовства — «непорочное рождение» (англ. virgin birth) всех детей, в которое верят некоторые аборигены островов Тробриан. Эти люди осознают необходимость полового акта для рождения ребёнка, но при этом считают, что мужчина никак не влияет на телосложение и личные качества ребёнка, которые зависят только от матери.

Биандрия

Разновидностью полиандрии является биа́ндрия (от лат. bis — дважды, и др.-греч.ἀνήρ — муж) — форма брачного союза, при котором женщина имеет одновременно двух мужей[18].

Предлагаем ознакомиться: К какому врачу обращаться при простатите у мужчин

Полигинандрия

В Индийских Гималаях встречается сочетания полиандрии с полигинией: когда двое или более мужчин состоят в браке с двумя или более одними и теми же женщинами одновременно. Такая форма группового брака называется полигинандрией (англ. polygynandry). Полигинандрия также позволяет избежать дробления земель, разнообразить локальную экономическую деятельность и снизить рост населения[19].

Моногамны ли женщины?

Принято считать, что мужчины полигамны, а женщины моногамны. Такая точка зрения обусловлена общественными нормами, но не естественным для нашего вида поведением. По словам доктора психологии Кристофера Риана – человек может быть моногамным, но только в силу своего выбора. Кроме того, по словам ученого: «Быть вегетарианцем – не значит не любить запах мяса». То есть, наличие одного партнера не значит, что человек, будь то мужчина или женщина не будет заглядываться на других. Что касается моногамии в природе, то она свойственна, в основном, птицам (около 90% орнитологических видов моногамны). Среди млекопитающих только 3-5% видов придерживаются верности своему партнеру, например, волки. И то встречаются исключения.

Два отца

Как же решается в полиандрических обществах вопрос с признанием отцовства? На примере племени Бари в Венесуэле, ученый Стефан Беккерман из университета штата Пеньсильвания выявил, так называемое, «полиотцовство». Одновременно несколько мужчин считаются родителями ребенка. В некоторых культурах это связано с верой в то, что семя нескольких может участвовать в формировании плода. Так или иначе, в столь странных порядках есть свои плюсы – у ребенка с двумя отцами намного больше шансов выжить и преуспеть, нежели с одним.

Необычные законы в США

В Соединенных Штатах существует практика прецедентного права. Основываясь на прецедентах, существуют необычные законы, связанные с сексуальным поведением жителей определенных штатов. Прецедентом являются решения, вынесенные по аналогичному делу, разрешенному в рамках аналогичного судопроизводства. Прецедент — случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Судебный прецедент — решение высшего судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел.

штат Колорадо

В штате Колорадо законом запрещено целовать спящих женщин.

штат Висконсин

В штате Висконсин мужчинам строго запрещено стрелять из ружья, в то время, как его партнерша испытывает оргазм.

Полиандрия сегодня

В мире до сих пор немало мест, где полиандрия не только существует, но и официально узаконена. Такие порядки заведены в Тибете, Нигерии (племя Нимба), Полинезии, некоторых районах Индии (Раджахстан, Ладакх, Занскар). Так, например, пару лет назад стала известной история 21-летней Раджо Верны – женщины из индийской деревни с принятой фратернальной полиандрией. Если девушка выходит замуж, то за всех братьев сразу. Раджо на мужей «повезло» – у нее их оказалось сразу пятеро и все законные.

Вопрос решен и закрыт

.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: