Диана Вишнёва – биография, фото, личная жизнь, новости, балет 2020


Диана Вишнёва
Дата рождения13 июля 1976(1976-07-13)[1](43 года)
Место рожденияЛенинград, РСФСР, СССР
ГражданствоСССР → Россия
Профессиябалерина
Годы активности1994 — наст. время
ТеатрМариинский театр
Награды
IMDbID 2447748
Сайтvishneva.ru/eng/index.htm
Медиафайлы на Викискладе

Диа́на Ви́кторовна Вишнёва

(род. 13 июля 1976, Ленинград) — российская артистка балета, прима-балерина Мариинского театра (с 1996) и Американского театра балета (2005—2017)[2].

Победитель конкурса «Приз Лозанны» (1994), лауреат театральных премий «Бенуа танца», «Золотой софит» (оба — 1996), «Золотая маска» (2001, 2009, 2013), лауреат Государственной премии Российской Федерации (2000), народная артистка Российской Федерации (2007).

Биография[ | ]

Диана родилась 13 июля 1976 года в Ленинграде в семье инженеров-химиков Виктора Геннадьевича и Гузали Фагимовны Вишнёвых. В шестилетнем возрасте начала заниматься в хореографическом кружке во Дворце пионеров, в 1987 году поступила в Ленинградское хореографическое училище имени А. Я. Вагановой (с 1991 года — Академия русского балета).

В 1994 году участвовала в международном конкурсе учеников балетных школ «Приз Лозанны»[* 1]: исполнив в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», поставленный специально для конкурса Игорем Бельским, завоевала Золотую медаль[3][* 2].

Ещё будучи студенткой Академии в качестве стажёра исполнила партию Китри в балете «Дон Кихот» на сцене Мариинского театра. В 1995 году, окончив училище по классу педагога Людмилы Ковалёвой, была принята в балетную труппу театра, с 1996 года — его солистка[4]. Репетировала с Ольгой Ченчиковой.

В 1995 году впервые выступила на сцене Государственного академического Большого театра России, исполнив номер «Кармен» на заключительном концерте «Приза Лозанны» как победительница предыдущего конкурса. Затем вместе с Фарухом Рузиматовым, который стал её постоянным партнёром, была приглашена выступить в спектакле Большого театра «Дон Кихот».

В 1996 году за исполнение партии Китри была награждена призом «Бенуа танца», а за исполнение одной из частей балета «Симфония до мажор» — призом «Золотой софит»[5][* 3]. В том же году исполнила партию в спектакле «Ромео и Джульетта», посвящённом Галине Улановой (Ромео

— Виктор Баранов).

Вишнёва неоднократно выступала на сценах крупнейших театров мира как с балетом Мариинского театра, так и самостоятельно. В 2001 году исполнила главные партии в спектаклях Баварского балета «Манон» и театра Ла Скала «Спящая красавица» (редакция Рудольфа Нуреева). В следующем году выступила на сцене парижской Оперы, исполнив партию Китри в балете «Дон Кихот» (редакция Рудольфа Нуреева, Базиль

— Хосе Мартинес)[* 4]. Во время гастролей балетной труппы Мариинского театра в Нью-Йорке выступала на сцене Метрополитен-опера, солируя в балетах «Баядерка» (реконструкция Сергея Вихарева), «Дон Кихот» и «Рубины».

С 2002 года — приглашенная солистка Берлинского государственного балета[en]: Владимир Малахов пригласил её станцевать с ним спектакль «Жизель» в этом театре. Затем они вместе выступали на сцене театра в Миккели, исполнив партии в балете «Спящая красавица» и па-де-де на музыку Чайковского (хореография Джорджа Баланчина).

С 2005 по 2020 год — приглашённая солистка Театра американского балета[2], где исполнила желанные главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Раймонда», которые не могла исполнить на сцене Мариинского театра в силу своего амплуа.

В 2007 году, в возрасте 30 лет, удостоена звания народной артистки России. В октябре того же года на сцене Мариинского театра состоялась премьера первого личного проекта Дианы — Silenzio

(режиссёр Андрей Могучий, хореограф Алексей Кононов)[6]. В том же году стала «лицом» модного дома «Татьяна Парфёнова»[7].

В 2007 году Вишнёва начала сотрудничать с американским продюсером Сергеем Даниляном и его агентством Ardani Artists

— совместно они подготовили несколько сольных проектов балерины («Красота в движении», «Диалоги», «На грани»). Первая программа,
Beauty in motion
(«Красота в движении»), премьера которой состоялась 13 февраля 2008 года в Калифорнии, была создана в сотрудничестве с Алексеем Ра), Мозесом Пендлтоном[en] (
F.L.O.W. — For Love of Women
(«Из любви к женщине») и Дуайтем Роденом[en] («Повороты любви»).
Диана Вишнёва на церемонии вручения премии «Золотая маска», 2013 год.
В 2010 году учредила Фонд содействия развитию балетного искусства Дианы Вишнёвой. В том же году снялась в короткометражном фильме режиссёра Рустама Хамдамова «Бриллианты. Воровство»[8].

В 2011 году работала с хореографом Эдуаром Локом, выступив с его труппой La La La Human Steps[en]

в балете на музыку Пёрселла и Глюка[9].

В октябре 2011 года на сцене Мариинского театра[10] состоялась премьера следующего сольного проекта Вишнёвой — «Диалоги». Для этой программы хореограф Джон Ноймайер создал для балерины «Диалог» — дуэт на музыку Фредерика Шопена (партнёр — Тьяго Бордин[en]). Также в этой программе Диана первой из российских балерин исполнила хореографию Марты Грэм («Лабиринт») и станцевала созданную для неё постановку Пола Лайтфута и Соль Леон Subject to change

(партнёр — Андрей Меркурьев)[11]

В 2012 году была председателем жюри проекта «Большой балет» на телеканале «Россия-Культура». В этом же году вошла в рейтинг журнала Forbes

«50 русских, завоевавших мир»[12].

17 февраля 2013 года в Лозанне вместе с труппой Мориса Бежара[fr] Диана выступила в «Болеро», став первой после Майи Плисецкой российской балериной, исполнившей сольную партию в этом балете.

В ноябре 2013 года в Калифорнии, в Сегерстрем-центре, состоялась премьера третьего сольного проекта Вишнёвой — On the Edge

(«Грани»), в который вошла хореография Жана-Кристофа Майо[en] и Каролин Карлсон.
Диана Вишнёва и Ильдар Абдразаков — ведущие церемонии «Золотая маска» 2014 года
В 2013 году стала одним из организаторов международного фестиваля современной хореографии Context

[13], в рамках которого впервые исполнила хореографию Иржи Килиана («Облака» на музыку Клода Дебюсси, партнёр — Марсело Гомес)[14][15]. В следующем фестивале, прошедшем в ноябре 2014 года, Вишнёва выступила в трёх постановках: в премьерной для себя работе Ханса ван Манена «Старик и я» (партнёр Эрик Готье) и Марко Геке «Убитый», а также в постановке Пола Лайтфута и Соль Леон
Subject to change
[16].

7 февраля 2014 года участвовала в церемонии открытия зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи, где исполнила «танец голубки мира» — парафраз хореографии Мозеса Пендлтона для программы «Красота в движении» (Waters Flowers

— «Водяные цветы», 3-я часть балета
F.L.O.W.
). Комментаторами прямой трансляции церемонии Вишнёва была представлена телезрителям, как одна из величайших балерин современности[17][18][19].

7 ноября 2014 года дебютировала в новом балете Джона Ноймайера «Татьяна», премьера которого состоялась 29 июня в Гамбурге[20]. 1 апреля 2020 года провела в родном театре вечер в честь Людмилы Ковалёвой «Посвящение педагогу», в котором участвовала сама вместе с другими ученицами.

В октябре 2020 года на Новой сцене Александринского театра была представлена первая коллекция одежды бренда «Тело и Душа», основанного дизайнером Татьяной Парфёновой и Дианой Вишнёвой[21].

25 февраля 2020 года — Студия Context Pro представила театральный эксперимент, в основе которого перекрестное интервью двух балерин. На сцену БДТ им. Г.А. Товстоногова в новом амплуа драматических актрис вышли примы Мариинского театра Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Народные артистки расспросили друг друга о судьбоносном выборе профессии, детстве, прошедшем в изнурительных репетициях, славе и душевном обновлении после рождения ребенка.[22]

Диана Вишнёва: биография

Диана Вишнёва — российская артистка балета, в середине 90-х годов ставшая примой-балериной легендарного Мариинского театра, а спустя 10 лет еще и Американского театра балета. Она является обладательницей большого количества самых престижных наград: «Золотой софит», «Бенуа танца», «Золотая маска».

Биография Дианы Вишневой берет начало в Северной столице. Она родилась и выросла в интеллигентной семье. И отец Виктор Геннадьевич, и мать Гузали Фагимовна работали инженерами-химиками. Мама имела еще и второе высшее образование – в сфере экономики. Кстати, для тех времен это была большая редкость. В семье воспитывалась еще одна дочь Оксана, которая старше сестры на пять лет. Диана росла в обстановке доброты, любви и взаимного уважения. В раннем детстве она развивалась разносторонне: пробовала различные виды спорта, ходила в математический кружок и в детскую танцевальную студию при Дворце пионеров.

Балерина Диана Вишнёва

Когда Вишнёвой было 10 лет, Гузали Фагимовна, страстная любительница балета, повела дочь на просмотр в старейшее хореографическое училище страны — имени А. Я. Вагановой. Сегодня это учебное заведение известно на весь мир как Академия русского балета. Но экзамен девочка не прошла, ведь отбор в Ваганьковское училище всегда был невероятно сложным, на тот момент конкурс составлял 90 человек на место. Тогда Диана продолжила обучаться танцам в детской хореографической студии Дворца культуры имени Максима Горького, а на следующий год повторила попытку сдать экзамен. На этот раз успешно.

Как признается Вишнёва сегодня, в том далеком 1987 году у нее еще не было однозначного желания быть именно балериной. Но педагоги училища заразили подростка энтузиазмом и привили любовь к искусству. Подстегивало и то, что она быстро стала лидером класса, учителя отмечали успехи и результаты девочки. Именно в стенах Академии Диана осознала: либо ты думаешь о качестве выступления и становишься прекрасной артисткой балета, либо о гонорарах, но тогда на сцене тебе делать нечего.

Диана Вишнёва в Академии русского балета

Еще в ученический период концерт Дианы Вишневой в рамках международного конкурса учеников балетных школ «Приз Лозанны» произвел фурор. Она исполнила в финале вариацию из балета «Коппелия» и номер «Кармен», который специально для конкурса поставил Игорь Бельский. Девушке была присуждена золотая медаль этого конкурса. А уже через год она стала выпускницей Академии русского балета и сразу вошла в труппу Мариинского театра.

Репертуар[ | ]

Балеты классического репертуара

  • «Дон Кихот» (Китри
    );
  • Pas de quatre
    (
    Фанни Черрито
    );
  • «Grand pas classique», «Жизель» (Жизель
    );
  • «Корсар» (Гюльнара
    );
  • Grand pas
    из балета «Пахита» (вариация);
  • «Баядерка» (Никия
    );
  • «Спящая красавица» (принцесса Аврора
    );
  • «Лебединое озеро» (Одетта и Одиллия
    );
  • «Раймонда» (Раймонда
    ).

Хореография XX века

  • «Щелкунчик» Василия Вайнонена — Маша
  • «Шехеразада» (Зобеида
    ), «Жар-птица» (
    Жар-птица
    ), «Видение розы» (
    Девушка
    ) и «Лебедь» Михаила Фокина
  • «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского — Джульетта
  • «Легенда о любви» Юрия Григоровича — Мехменэ-Бану
  • «Онегин» Джона Кранко — Татьяна
  • «Аполлон» (Терпсихора
    ), «Симфония до мажор» (III часть), Па-де-де на музыку Чайковского, «Рубины»,
    Ballet Imperial
    Джорджа Баланчина
  • «В ночи» Джерома Роббинса — I дуэт, партнёр Виктор Баранов
  • «Кармен» (Кармен, дон Хозе
    — Фарух Рузиматов); «Юноша и смерть» Ролана Пети
  • «Манон» Кеннета Макмиллана — Манон
  • Spring and Fall
    , «Дама с камелиями» (
    Маргарита Готье
    ), «Татьяна» (
    Татьяна Ларина
    [* 5]) Джона Ноймайера
  • «Кольцо вокруг кольца», «Болеро» Мориса Бежара
  • «Золушка» (Золушка
    ), «Поэма экстаза», «Анна Каренина» (
    Анна Каренина
    ), «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского

Современная хореография

  • Steptext, In the Middle Somewhat Elevated
    Уильяма Форсайта
  • «Квартира» Матса Эка
  • Vertigo
    Мауро Бигонцетти[en] (партнёры — Владимир Малахов, затем Марсело Гомес)

Сольные проекты

  • «Диана Вишнёва: Красота в движении» (хореография Алексея Ратманского, Дуайта Родена, Мозеса Пендлтона)
  • «Диана Вишнёва: диалоги» (хореография Марты Грэм, Джона Ноймайера, Пола Лайтфута и Соль Леон)
  • «Грани» (хореография Жан-Кристофа Майо и Каролин Карлсон)
  • «Sleeping Beauty Dreams / Сны Спящей Красавицы»

Награды и премии[ | ]

  • 1994 — Золотая медаль международного балетного конкурса «Приз Лозанны» (Швейцария)
  • 1996 — приз «Бенуа танца»
  • 1996 — премия артистического агентства «Ардани» «Божественная», премия «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская балетная партия»
  • 1998 — премия «Балтика»
  • 2000 — Государственная премия Российской Федерации
  • 2001 — театральная премия «Золотая маска»
  • 2002 — «Танцовщица года — 2002» (премия журнала Dance Europe
    )[27]
  • 2003 — приз журнала «Балет» «Душа танца»
  • 2007 — Народная артистка России
  • 2009 — театральная премия «Золотая маска» (в номинациях «Лучшая женская роль», «Современный танец/женская роль» и «Приз критики»)
  • 2010 — «Балерина десятилетия» (международный концертный проект «Звёзды балета XXI века»)
  • 2016 — нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» министерства культуры РФ[28]

Примечания[ | ]

Источники

  1. Encyclopædia Britannica (англ.)
  2. 12Kourlas, Gia
    . Diana Vishneva Bids Farewell to Ballet Theater, but Not to Dance (англ.),
    The New York Times
    (20 June 2017). Дата обращения 27 июня 2020.
  3. Prix de Lausanne: Prize winners.
  4. Диана Вишнёва. Биография на сайте Мариинского театра.
  5. Сайт премии «Золотой софит».
  6. Д. Ренанский. Молчание для президента. // «Коммерсантъ», 5 октября 2007.
  7. Татьяна Парфёнова: «Секрет стиля? Быть свободным» (неопр.)
    . Известия (13 февраля 2013). Дата обращения 26 июля 2020.
  8. На Венецианском кинофестивале в рамках программы «Горизонты» прошла премьера фильма Р. Хамдамова. // «Первый канал», 10 сентября 2010.
  9. Татьяна Кузнецова. Плящущие сверхчеловеки. // «Коммерсантъ», 4 февраля 2011.
  10. Диана Вишнева в проекте «Диалоги». Архивная копия от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // «АРТ ТВ», 9 октября 2011.
  11. Инна Скляревская. Миссия Дианы. // «Петербургский театральный журнал» № 4 (66), 2011.
  12. Илья Жегулев.
    Диана Вишнева: «Безоблачного ничего не было, все время — в борьбе». Прима Мариинки и Американского балетного театра вошла в рейтинг Forbes «50 русских, завоевавших мир».
    (неопр.)
    . Forbes (28 мая 2012). Дата обращения 26 июля 2020.
  13. О фестивале (неопр.)
    (недоступная ссылка). Архивировано 18 января 2020 года.
  14. Екатерина Загвоздкина. В Москве завершился фестиваль современной хореографии «Context. Диана Вишнева». Архивная копия от 4 ноября 2014 на Wayback Machine // МТРК «МИР», 7 декабря 2013.
  15. Диана Вишнёва: современный танец — это масса возможностей для зрителя. // «Россия24», 3 декабря 2013.
  16. Фестиваль «Context. Диана Вишнёва» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 16 февраля 2014. Архивировано 1 марта 2014 года.
  17. Церемония открытия XXII зимних Олимпийских игр
  18. Балерина Вишнёва: Танец голубки мира на открытии Игр был тяжёлым, но впечатления грандиозны Архивная копия от 3 ноября 2014 на Wayback Machine
  19. Церемония открытия Олимпиады поразила мир уникальными технологиями и свето-визуальными эффектами 08.02.2014
  20. Татьяна Кузнецова.
    Джон Ноймайер упился Пушкиным
    (неопр.)
    (10 ноября 2014).
  21. Как прошел первый показ бренда Татьяны Парфеновой и Дианы Вишневой? (неопр.)
    . Собака.ru. Дата обращения 25 февраля 2020.
  22. Премьера спектакля «Действующие лица: Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина» (неопр.)
    . Собака.ru. Дата обращения 27 февраля 2020.
  23. Диана Вишнёва. Новости (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения 16 февраля 2014. Архивировано 22 февраля 2014 года.
  24. Балерина Диана Вишнёва вышла замуж на Гавайях
  25. Прима-балерина Диана Вишнева вышла замуж на Гавайях
  26. 41-летняя Диана Вишнева родила первенца — 7Дней.ру (рус.). 7Дней.ру. Дата обращения 18 мая 2020.
  27. ВИШНЁВА Диана Викторовна (неопр.)
    . Международный объединенный биографический центр. Дата обращения 26 июля 2020.
  28. Министр культуры Российской Федерации наградил Диану Вишнёву в день рождения высшей ведомственной наградой (неопр.)
    . mkrf.ru. Дата обращения 13 июля 2020.

Комментарии

  1. Во времена СССР этот престижный конкурс советскими балетными школами полностью игнорировался.
  2. До этого золотую медаль из девушек получали Яна Курова (1976), Паола Канталупо (1977) и Нэнси-Энн Раффа (1980), затем в течение четырнадцати лет этой награды удостаивались только мальчики.
  3. За исполнение другой партии в этом балете на приз была также выдвинута Ульяна Лопаткина.
  4. Затем выходила на эту сцену в спектаклях «Манон» (2003, кавалер де Грие
    — Мануэль Легри) и «Лебединое озеро» (2006, редакция Рудольфа Нуреева,
    принц Зигфрид
    — Бенжамен Пеш), а также в балетах «Рубины» (2005, гастроли Мариинского театра) и «Утраченные иллюзии» (2014, гастроли Большого театра).
  5. Премьера в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, 7 ноября 2014 г.

Личная жизнь

Едва попав в труппу Мариинского театра, начинающая балерина познакомилась с танцовщиком Фарухом Рузиматовым, который на долгое время стал партнером артистки по сцене и близким человеком за кулисами. Диана и Фарух, который оказался старше возлюбленной на 13 лет, встречались продолжительное время. Некоторые коллеги даже называли пару мужем и женой, хотя официальных отношений артисты балета не оформляли.

Диана Вишнёва и Фарух Рузиматов

В 2013 году публика обсуждала слухи о связи Вишнёвой с миллиардером Романом Абрамовичем. Но и он, и она отрицали, что состояли в романтических отношениях. Собственно, подобные разговоры прекратились в августе того же года, так как состоялась свадьба балерины с продюсером Константином Селиневичем. Между прочим, муж Дианы Вишнёвой вел дела и знаменитого российского хоккеиста Александра Овечкина. Еще мужчина является владельцем собственного бизнеса в Соединенных Штатах.

Важно отметить: супруги утверждают, что вместе уже давно, таким образом, слова мужа и жены можно воспринимать как отрицательный ответ-комментарий по поводу сплетен о романе Дианы с Абрамовичем. Официально личная жизнь Дианы Вишнёвой изменилась после свадебной церемонии, которую молодожены организовали на Гавайских островах.

Диана Вишнёва и Роман Абрамович

В интервью Диана очень тепло отзывается о супруге. Она считает мужа защитой и опорой. Балерина поделилась, что с Константином у них полная гармония. Он понимает женщину во всем и берет на себя все ее переживания.

Вишнёва считается одной из величайших балерин, продолжающих выходить на сцену. Профессиональные критики называют женщину универсальной танцовщицей и очень красиво сравнивают мастерство Дианы со скрипкой Страдивари. А всемирно известный журнал Forbes включил прославленную балерину в список «50 русских, завоевавших мир».

Константин Селиневич и Диана Вишнёва

Еще Диану называют самой изящной, легкой и утонченной балериной России. Но артистка в беседах не любит разговаривать о весе и еде. По некоторой информации, при росте 168 см вес Вишнёвой составляет примерно 40-45 кг.

После того как Диана отказалась выступать на собственном фестивале, поползли слухи, что прима беременна. Вскоре знакомый женщины поделился, что Вишнёва действительно ждет ребенка

. А сама балерина стала появляться на публике в одежде свободного кроя, скрывающей изменения в фигуре.

Диана Вишнёва с мужем

По официальным данным, 13 мая 2020 года Диана Вишнёва родила ребенка

. Женщина подарила супругу сына. Позже отец артистки рассказал, что дочь с малышом уже дома и чувствуют себя хорошо. Еще мужчина поделился, что мальчика назвали в честь танцовщика Рудольфа Нуреева. 17 мая Диана выложила фото с сыном на страничке в «Инстаграме». Новоиспеченную маму поздравили тысячи поклонников балерины.

У Дианы Вишнёвой разработан собственный официальный сайт. Желающие могут ознакомиться с последними творческими новостями, снимками и интервью.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: