Владимир Тулин «Мафиози Бруско: Если Мать Тереза – святая, то я Иисус Христос!»

Святая[2]Тере́за Кальку́ттская

[3] (настоящее имя
Агне́с Го́ндже Бояджи́у
; алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu, арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi; 26 августа 1910, Скопье, Османская империя[4] — 5 сентября 1997, Калькутта, Индия), известная во всём мире как
мать Тереза
[5][6] — католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации сестёр — миссионерок любви, занимающейся служением бедным и больным. Лауреат Нобелевской премии мира (1979). В 2003 году причислена католической церковью к лику блаженных, 4 сентября 2020 года — канонизирована (причислена к лику святых)[7][8][9]. Деятельность Терезы критиковалась в связи с сомнительными политическими связями монахини, неэффективным использованием полученных от пожертвований средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения[⇨].

Тереза Калькуттская
алб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu
Мать Тереза в Бонне (13 июля 1986 года)
1950 — 13 марта 1997
Интронизация1 февраля 1965
ЦерковьРимско-католическая церковь
ПреемникНирмала Джоши
Имя при рожденииАньэ́за[1] (Агне́с) Го́ндже Бояджи́у
Оригинал имени при рожденииалб. Anjezë Gonxhe Bojaxhiu арум. Agnesa (Antigona) Gongea Boiagi
Рождение26 августа 1910(1910-08-26) Скопье, вилайет Косово, Османская империя (ныне Македония)
Смерть5 сентября 1997(1997-09-05) (87 лет) Калькутта, Индия
Похоронена
  • Калькутта
ОтецNikollë Bojaxhiu[d]
Принятие монашества1931
День памяти5 сентября
Автограф
НаградыНобелевская премия мира (1979) Золотая медаль Конгресса США (1997)
Тереза Калькуттская на Викискладе

Биография

Агнес Гондже Бояджиу родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье[10][11] и была младшим ребёнком в семье косовских албанцев[12][13][14][15][16] Дранфиле и Николы Бояджиу[en][17]. Позднее сама Мать Тереза называла своим «настоящим днём рождения» 27 августа — день её крещения[10]. Ее родители были католиками. У неё была сестра Агата и брат Лазарь. Семья была весьма обеспеченной. Дранфиле много времени посвящала молитве и богослужениям, а также делам милосердия. Бедных радушно принимали в семье Бояджиу, кроме того, Дранфиле с детьми посещала несколько бедных семей. Никола был убит в 1919 году. Дранфиле осталась с тремя детьми, зарабатывала на жизнь шитьём, вышивкой и разной другой работой. Позже она взяла к себе шестерых сирот.

Гонджа с 12 лет стала мечтать о монашеском служении и о том, чтобы поехать в Индию и заботиться там о бедных.

В восемнадцать лет она уехала в Ирландию и там вступила в монашеский орден «Ирландские сёстры Лорето». В 1931 году приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.

Вскоре орден направил её в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. 10 сентября 1946 года она получила разрешение от руководства ордена помогать бедным и обездоленным Калькутты, а в 1948 году основала там общину: монашескую конгрегацию сестёр — миссионерок любви, деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.

С 1965 года деятельность монашеской конгрегации, основанной матерью Терезой, переступила границы Индии, в настоящее время она имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Её миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.

В 1973 году мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии.

В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

Она умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте (Индия) на 88-м году жизни. 19 октября 2003 года беатифицирована (причислена к лику блаженных) католической церковью. 4 сентября 2020 года причислена к лику святых[18].

Девочка из Скопье

Будущая мать Тереза родилась 26 августа 1910 года в городе Скопье, ныне являющемся столицей Македонии. На тот момент город входил в одну из провинций Османской империи.

Регион этот был заселён преимущественно албанцами, исповедовавшими ислам.

Однако Агнес Гонджа Бояджиу (так звали монахиню в детстве) родилась в семье албанцев-католиков.

Семья Агнес была вполне обеспеченной — отец Никола Бояджиу был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем.

Ревностной католичкой Агнес сделала мать, урождённая Дранафиле Бернаи. Вместе со своими детьми она регулярно посещала костёл, а также помогала больным и нуждающимся.

Отец Агнес погиб, когда девочке было девять лет. Несмотря на то, что материальное положение семьи пошатнулось, Дранафиле продолжала помогать бедным.

Статья по теме

Потрясённые речью. Может ли отдельная личность повлиять на массы?

До 12 лет Агнес не задумывалась о монашестве. Впервые такая идея пришла ей в голову во время паломничества к святыням в Черногории.

В 1928 году 17-летняя Агнес закончила школу в Скопье и приняла окончательное решение о будущем. На этот выбор, несомненно, повлияла мать, привившая дочери глубокие религиозные чувства и тягу к благотворительности.

Религиозная жизнь

Мать Тереза однажды сказала о своем служении, что оно основано на её вере в Христа.

Из-за того, что мы не видим Христа, мы не можем выразить Ему нашу любовь, но ближних всегда можем видеть и по отношению к ним поступать так, как поступали бы по отношению ко Христу, если бы видели Его[19].

Согласно некоторым источникам, в частном порядке мать Тереза переживала сомнения и борьбу по поводу своих религиозных убеждений, которые продолжались на протяжении почти пятидесяти лет, вплоть до самой её смерти, в течение которых «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии»[20] как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком (англ. Brian Kolodiejchuk). Мать Тереза испытывала глубокие сомнения в существовании Бога и боль из-за отсутствия в ней веры:

Где моя вера? Даже глубоко внутри … нет ничего кроме пустоты и тьмы … Если Бог существует – пожалуйста, прости мне. Когда я пытаюсь обратить мои мысли небесам, возникает такое осознание там пустоты, что эти самые мысли возвращаются как острые ножи и ранят мою самую душу… Как болезненна эта неизвестная боль – у меня нет веры. Отвергнутая, пустая, без веры, без любви, без рвения… Для чего я борюсь? Если нет Бога, не может быть и души. Если нет души, тогда, Иисус, ты тоже неправда[21].

Юношеские годы и молодость

Лазарь получил стипендию и уехал учиться в Австрию, Агата поступила в частное учебное заведение, а Агнес — в государственное. Училась она прилежно. В 1928 году закончив обучение, Гонджа решила стать миссионеркой-проповедницей в Индии. В принятии такого сложного и важного решения на нее оказало общение с братством Святой Девы Марии — общине, помогавшей нищим и обездоленным людям. Единственной возможностью воплотить мечту в реальность было вступление в объединение ирландских миссионерок.

Ей необходимо было поехать и вступить в ирландский орден сестер Лорето, имевший отделение в Индии. На вокзале собралась вся католическая община и родные, чтобы проводить молодую девушку в новую жизнь. 25 сентября 1928 года Агнес покинула родной дом. В монастыре она провела два месяца, изучая английский язык. 1 декабря восемнадцатилетняя миссионерка отплыла в Калькутту.

Монастырь находился в небольшом городке Дарджилинг. Там, среди высоких покрытых снегом Гималаев, девушка провела срок послушания, готовясь стать монахиней. Через два года она была отправлена в городок Бенгале, чтобы помогать сестрам в местной больнице.

Мучительные страдания и нищенское существование людей из бедных районов потрясли молодую девушку. Когда срок послушничества подходил к концу, ее направили преподавать географию и историю в калькуттскую школу Святой Анны.

24 мая 1937 года сбылась заветная мечта Агнес — она приняла монашеские обеты. Послушница приняла монашеское имя Тереза в честь кармелитской монахини XIX века — Святой Терезы де Лизье, носившей титул Учитель Церкви. Вскоре Гонджу назначили директором бенгальского отделения школы.

Жизнь в Калькутте

Школа при монастыре была чистенькая, хорошо оборудованная. В ней учились девочки из состоятельных семей. Воспитанницы полюбили свою наставницу за доброту и неиссякаемый энтузиазм. За ее нежность и любовь ученицы называли матушку — «мама». Работая вместе с индийскими сестрами, Агнес выучила хинди и бенгальский язык.

Навещая вместе с воспитанницами бедняцкие кварталы и лечебницы, она воочию столкнулась со страшной нищетой калькуттского народа. Духовным проводником, воодушевляющим молодую монахиню на волонтерскую работу, был бельгийский иезуит — отец Генри. Под его чутким наставничеством у неопытной сестры укреплялось стремление делать как можно больше добра для бедных людей.

10 сентября 1946 года молодая миссионерка поехала на ежегодное Святое Благоговение в Дарджилинг. Она нуждалась в отдыхе: тяжелый труд подорвал здоровье, у нее подозревали туберкулез. В поезде, задремав, вдруг услышала внутренний голос: «Ступай и живи средь бедных, а Я буду с тобой». Это был наказ свыше, от самого Иисуса Христа.

Монахиня отправилась в город-порт Патна на медицинские курсы и годичную программу освоила за четыре месяца. Приехав в Калькутту поселилась в самом нищенском гетто — Моти Джил. Там помогала купать детей, промывала раны и учила ребятишек. Через некоторое время она смогла снять маленькое помещение для школы, чтобы обучать детей грамоте.

Количество больных и изувеченных людей, обращавшихся к ней за помощью неустанно росло, необходимо было помещение. Средства на покупку выделил архиепископ Калькутты. В 1952 году она открыла первый приют для умирающих «Нирмал Хридай». В последующем подобные дома стали называть хосписами. К тому моменту Индия занимала лидирующие позиции в экспортировании человеческих скелетов. Специальные люди вылавливали трупы из рек, подбирали на улицах и варили в кипятке, пока мясо не отставало от костей.

Поэтому монахиня стала обустраивать в Калькутте приюты для умирающих. Ведь нищие, которые погибали на улице, после кончины не имели возможности обрести покой: тела не сжигали, а перерабатывали и продавали. Великий смысл хосписов для безнадежных больных состоял в том, чтобы бездомные в них могли спокойно умереть и быть похоронены по ритуальным традициям индуизма.

https://www.youtube.com/watch?v=LpbXu6rEbgU

Сестры стремились облегчить последние жизненные минуты неизлечимо больным, дать им возможность уйти в мир иной не по-собачьи — на тротуаре, а имея кров над головой. Они обеспечивали покой и умиротворение умирающим, заверяли, что их тело, согласно положенным обрядам, будет сожжено, а пепел развеян в водах реки Ганг.

Ухудшение здоровья и смерть

В Риме в 1984 году во время визита к папе римскому Иоанну Павлу II у матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 году ей вживили искусственный кардиостимулятор. В 1991 году после сражения с пневмонией в Мексике она страдала от дальнейших проблем с сердцем. Мать Тереза предложила отказаться от своего положения в качестве главы Ордена милосердия. Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали против.

В апреле 1996 года мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболела малярией, а также страдала недостаточностью левого желудочка сердца. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что её здоровье ухудшается. Когда мать Тереза заболела, она приняла решение, что будет лечиться в хорошо оборудованной больнице в Калифорнии, а не в одной из своих клиник. Архиепископ Калькутты Генри Себастьян Д’Сауза, говорит, что когда мать Тереза впервые была госпитализирована с сердечными проблемами, он приказал священнику выполнять над ней с её разрешения обряд экзорцизма, потому как считал, что она может быть под угрозой со стороны дьявола.

13 марта 1997 года мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Она умерла 5 сентября 1997 года. На момент её смерти было более 4000 миссионеров ордена матери Терезы, работающих в 610 представительствах в 123 странах.

Грехи монахини Терезы

Последние годы её жизни прошли в долгих периодах лечения, прерывавшихся небольшими периодами активной деятельности. Окончательно полномочия главы ордена она сложила весной 1997 года, за полгода до своей смерти. Матери Терезы Калькуттской не стало 5 сентября 1997 года в городе, с которого и началась деятельность её ордена.

Нужно заметить, что критические голоса относительного того, что делает мать Тереза, раздавались при жизни монахини и раздаются по сей день.

Немецкий журнал «Штерн» подсчитал, что в 1991 году непосредственно на благотворительность орден матери Терезы потратил только 7 процентов поступивших пожертвований.

Отмечают и то, что мать Тереза никогда не помогала жертвам стихийных бедствий в Индии деньгами, призывая исключительно к молитве. Сторонники либеральных взглядов отмечают, что монахиня была жёсткой противницей разводов, абортов и контрацепции.

Награды

  • Падма Шри (1962, Индия)[22].
  • Премия Рамона Магсайсая (1962, Филиппины)[23].
  • Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание[en] (1969, Индия)[24].
  • Премия мира Иоанна XXIII (1971, Ватикан)[25].
  • Темплтоновская премия (1973, США)[26].
  • Международная премия Альберта Швейцера (1975, США)[27][28].
  • Премия «Pacem in Terris»[en] (1976, США)[29].
  • Медаль Ла Сторта за службу человечеству (1976, США)[30].
  • Орден Британской империи степени офицера (1977, Великобритания)[31].
  • Премия Бальцана (1978, Италия)[32].
  • Нобелевская премия мира (1979, Швеция)[33].
  • Патрональная медаль[en] (1979, США)[34][35].
  • Бхарат Ратна (1980, Индия)[36].
  • Почётное гражданство Скопье (1980, Македония)[37]
  • Орден «Легион Почёта»[pl] (1980, Гаити)[38][39].
  • Орден Австралии степени компаньона (1982, Австралия)[40][41].
  • Орден «Охотник буйвола»[it] (1982, Канада)[42].
  • Орден Заслуг (1983, Великобритания)[43][44].
  • Президентская медаль Свободы (1985, США)[45][46].
  • Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира (1987, СССР)[47].
  • Золотая медаль имени Льва Толстого от Российского детского фонда (1990, СССР)[48].
  • Почётное гражданство Загреба (1990, Хорватия)[49][50]
  • Премия ЮНЕСКО за мирное образование[en] (1992, ООН)[51].
  • Орден Королевы Елены (1995, Хорватия)[52]
  • Почётное гражданство США (1996, США)[53].
  • Орден Улыбки (1996, Польша)[54][55].
  • Орден «Честь нации»[en] (1996, Албания)[56].
  • Золотая медаль Конгресса США (1997, США)[57].

Быт как он был

Фото с сайта calcutamadreteresa.blogspot.ru

Подъем в 4.40, утренняя молитва, и сразу – за дела, всегда – среди людей. Обитала Тереза в мрачном сером домике; окна спальни с узкой железной кроватью (она же – приемная, она же – кабинет) выходили на оживленную магистраль. Дверь не закрывалась никогда. Порой там царил такой шум, что Тереза не могла расслышать своих посетителей. Толпы просителей ожидали ее каждый день в небольшом дворике. «Ее жизнь была сплошным мученичеством, – говорят сестры. – Но она никогда не жаловалась».

Мать Тереза не признавала ни стиральных машин, ни вентиляторов, ни каких-либо других достижений цивилизации. Ездила мать Тереза только третьим классом, беря с собой грубую корзинку, которой очень дорожила: ведь ее сделали прокаженные («мои дети») своими изуродованными руками.

Папа Римский как-то сделал ей довольно нелепый подарок: лимузин. Та сразу машину продала и построила приют для умственно отсталых. Как отнесся к этому понтифик? Похоже, Терезу это не слишком волновало, как и политические тонкости вообще.

О спорах вокруг канонизации матери Терезы читайте здесь:

Святой — не отличник у Господа Бога!

Память о матери Терезе

  • Крупнейший международный аэропорт Албании назван в честь матери Терезы[58].
  • В 2010 году в Индии выпущена в обращение монета достоинством в 5 рупий, посвящённая матери Терезе[59].
  • 26 сентября 2011 в Москве на территории собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был открыт памятник матери Терезе[60].

Фильмы о матери Терезе

О матери Терезе снято несколько документальных и художественных фильмов:

  • В 1969 году вышел документальный фильм, а в 1971 году и книга «Something Beautiful for God» Малкольма Маггериджа о матери Терезе.
  • Документальный фильм 1994 года «Ангел из ада» (Hell’s Angel) с критикой деятельности матери Терезы.
  • В 1997 году снят художественный фильм с Джеральдиной Чаплин в роли матери Терезы. Картина называлась «Мать Тереза: Во имя беднейших Господа», режиссёром выступил Кевин Коннор. Лента завоевала премию на Фестивале киноискусств в 1998 году.
  • В 2003 году вышел фильм: «Мать Тереза Калькуттская (Madre Teresa)», который получил награду «CAMIE award» 2007 года. Главную роль исполнила известная британская актриса Оливия Хасси. Режиссёр картины — итальянец Фабрицио Коста.

Деятельность Ордена Милосердия Терезы

Только самые преданные своему делу сестры могли выполнять строгий распорядок общины. Подвижницы спали на матрасах, набитых соломой, имели в пользовании одну смену одежды. Вставали на рассвете, чтобы совершать молитву, питались кашами и овощами, с утра и до позднего вечера трудились в приютах и домах.

Орден совмещает в себе несовместимые понятия. Он существует одновременно как скромное монашеское общество и как законное юридическое лицо с огромными капиталами. Миссионерки посещали лагеря для палестинских беженцев в Ливане, Эфиопию во время сильнейшей засухи. Гватемалу и Спитак после землетрясения. Во время боевых действий из Бейрута вывезли 37 детей. Оказывали помощь жертвам Чернобыльской катастрофы.

В настоящее время знаменитый орден имеет около 400 отделений во многих странах мира. Свыше 700 домов милосердия открыты по всему свету. Монахини оказывают посильную помощь в районах катастроф и стихийных бедствий. Помогают бедным людям в неблагополучных регионах по всему земному шару.

Первый дом для тяжелобольных был выделен городскими властями Калькутты в пригороде. Это было заброшенное строение, соседствующее с храмом калькуттской покровительницы Кали. Здание выглядело как огромный сарай. Сегодня он стал молельней, принимающей всех верующих.

Когда весь мир узнал о новой страшной болезни СПИД, орден стал открывать дома для зараженных. Новый хоспис был открыт в канун Рождества 1985 года в Нью-Йорке. По ходатайству главы ордена трое заключенных больных СПИДом были освобождены из каземата и переведены в новый лазарет. Многих заболевших чумой XX века спасти от смерти было уже невозможно.

Детский приют

В 1955 году в Калькутте орден открыл первый дом малютки для брошенных ребятишек под названием «Шишу Баван» (дом детей). Спустя время заработала мастерская для обездоленных и дом престарелых, медпункты при вокзалах начали оказывать бесплатную врачебную помощь, предоставлять временный кров женщинам и детям.

Критика

Согласно докладу канадских ученых Сержа Лариве, Женевьев Шенар и Кэрол Сенехал, клиники Терезы получали пожертвования на миллионы долларов, но их пациенты не получали медицинской помощи, систематической диагностики, необходимого питания и достаточного количества анальгетиков для страдающих[61]: «Мать Тереза ​​считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте»[62].

В отчёте, опубликованном в немецком журнале Stern, утверждается, что в 1991 году только 7 % пожертвований, поступивших в миссию милосердия, были использованы на благотворительные цели[63].

Когда 26 июля 1963 года её родной город Скопье в результате землетрясения сильно пострадал (там погибло 1070 человек и было разрушено 75 % зданий), Агнес Бояджиу отказалась выделять ему финансовую помощь от своего монашеского ордена.

Во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, мать Тереза призывала молиться о пострадавших, однако ни разу не пожертвовала деньги для помощи. Исследователи обращают внимание на сомнительные политические связи, огромные суммы денег, проходящие через её руки, и плохой уход за больными и умирающими в созданных матерью Терезой 517 миссиях в 100 странах. Прославленная монахиня придерживалась весьма жёстких и догматичных взглядов, полагая, что участь больных — страдать, поэтому запретила применять обезболивающие средства, а также резко возражала против разводов, абортов и контрацепции[64].

Приюты миссии милосердия зачастую отличались крайне удручающим состоянием, были оборудованы в плохо подходящих помещениях, в них было грязно, а больные не получали достаточного питания и обезболивающих. Это нельзя было списать на недостаток средств — мать Тереза получала деньги в избытке со всего мира. Робин Фокс (редактор медицинского журнала Lancet в 1990—1995) ещё в 1994 году отметил, что фонд имеет множество волонтёров, но практически не привлекает врачей и, по всей видимости, занимается скорее бурной имитацией здравоохранения, чем реальной помощью в современном понимании[65].

Миссия милосердия не делала различия между излечимыми и неизлечимыми больными, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама мать Тереза называла свои объекты «Домами для умирающих» (Houses of the Dying). В отличие от условий, созданных в приютах, сама мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединённых Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков, таких как Кристофер Хитченс[66].

В 1981 и 1983 она посетила Гаити, где правил диктатор Жан-Клод Дювалье, и выступила со словами одобрения в его адрес, заявляя, что «покорена любовью Дювалье к своему народу» и что «народ платит ему полной взаимностью». За это она получила от гаитянского диктатора деньги в размере 2,5 миллиона долларов и была награждена высшей наградой страны — орденом Легиона славы.

Когда в 1993 году в индийской провинции Латур произошло землетрясение и погибло 8000 человек, а 5 миллионов остались без крыши над головой, её монашеский орден никаких денег пострадавшим не выделил и даже отказался послать туда своих монахинь. Можно найти подробнейшие описания её посещения Армянской ССР после землетрясения в Спитаке, но нельзя найти информацию, сколько и кому денег фонд тогда выделил. Когда в 1998 году был составлен рейтинг финансовой помощи от организаций в Калькутте, то ордена «Сёстры — миссионерки любви» не было даже среди 200 первых. Хотя мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что была оказана помощь 36 000 жителям Калькутты, проверка, проведенная индийскими журналистами, установила, что таких было не больше 700[67].

Одним из самых популярных критиков Терезы был английский журналист, литературовед и антитеист Кристофер Хитченс, автор эссе «Миссионерская позиция: мать Тереза ​​в теории и практике» (англ. The Missionary Position: Mother Teresa in Theory and Practice)(1995). В статье 2003 года он писал: «Это возвращает нас к средневековой коррупции церкви, которая продавала индульгенции богатым, проповедуя адский огонь и сдержанность для бедных. Мать Тереза не была другом бедных. Она была другом бедности. Она говорила, что страдание является подарком от Бога. Она посвятила свою жизнь препятствию освобождения женщин от принудительного деторождения аналогичного скотоводству, а также препятствию женской эмансипации, что является единственным действенным способом предотвращения нищеты в мире»[68]. Хитченс обвинил Терезу в лицемерии, когда она выбрала передовую клинику для лечения состояния её сердца[69][70].

Религия и благотворительность

В 1931 году Агнес Гондже стала послушницей под именем Мария Тереза. Изучив бенгальский язык, она начала преподавать в монастырской школе Лоретто. На фоне нищеты и бесприютности городских кварталов монастырь казался островком сытости. Монахини занимались благополучными детьми и вели тихую, уединенную жизнь. Терезу тревожило, что она живет вдали от людских бед, ведь именно желание помогать страждущим привело ее в эти края.

Мать Тереза в молодости

В 1946 году монашеский орден дает женщине специальное решение, по которому та самостоятельно может заниматься благотворительностью. Женщина решает, что помогать ближним она сможет только в трущобах, на задворках жизни. И монахиня оставляет безопасные стены обители, выбрав служение больным, нищим и умирающим на улицах, деля с ними нужды и кров. Ей приходится кормить, мыть убогих, обрабатывать им раны и провожать в последний путь.

Мать Тереза с монахинями

В течение 2 лет к ней присоединяются другие сестры, и постепенно вокруг матери Терезы создается община. С 1950 года она называется Орденом миссионерок любви. Каждая из монахинь давала обет нестяжания и трудилась на безвозмездных началах, не имея права принимать за труды никакую награду. Движение разрасталось, и под руководством матери Терезы строились приюты, больницы и школы.

Мать Тереза с детьми

Помощь на строительство и поддержание деятельности складывалась из мелких пожертвований простых людей и огромных меценатских вливаний. Со временем благотворительное движение Ордена перешагнуло границы континента, распространившись по планете. С 1965 года и по сей день филиалы общины помогают обездоленным в разных уголках земли.

Деятельность монахини получила широкое признание, и та всюду пользовалась авторитетом и уважением. В 69 лет мать Тереза получила Нобелевскую премию мира за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Католическая церковь канонизировала Терезу Калькуттскую в 2020 году.

Примечания

  1. Pagan Ethics: Paganism as a World Religion By Michael York
  2. Мать Терезу причислили к лику святых — Meduza (рус.). Проверено 4 сентября 2020.
  3. Тереза Калькуттская // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  4. Mother Teresa of Calcutta (1910—1997)
  5. Ф. Л. Агеенко.
    Тереза. Словарь собственных имён русского языка. Печатное издание М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»», 2010. Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011.. gramota.ru. — «Тере́за, -ы [тэрэ] (мать Тереза) (основательница и настоятельница католич. Ордена милосердия в Калькутте, Индия)». Проверено 29 августа 2018.
  6. Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К.
    Прописная или строчная? Орфографический словарь / Отв. ред. Н. Уварова. — М.: Эксмо, 2011. — С. 264. — 512 с. — (Библиотека словарей ЭКСМО). — 2500 экз. — ISBN 978-5-699-49001-1, ББК 81.2Рус-4.
  7. Ватикан причислил монахиню мать Терезу к лику святых. Радио «Свобода» (4.09.2016). Проверено 4 сентября 2020.
  8. Santa Messa con il Rito di Canonizzazione della Beata Teresa di Calcutta, 04.09.2016 (итал.). Sito ufficiale della Santa Sede (4.09.2016). Проверено 4 сентября 2020.
  9. Santa Messa celebrata dal Santo Padre Francesco con il Rito della Canonizzazione (итал.). Sito ufficiale della Santa Sede (4.09.2016). Проверено 4 сентября 2020.
  10. 12
    (2002) «Mother Teresa of Calcutta (1910—1997)».
    Vatican News Service
    . Retrieved 30 May 2007.
  11. The Nobel Peace Prize 1979: Mother Teresa. www.nobelprize.org
    . Проверено 11 августа 2012.
  12. Poplin, Mary.
    The Marriage Devotional: 365 Simple Ways to Celebrate Your Love. — InterVarsity Press, 28 January 2011. — P. 97. — «Mother Teresa, Albanian Catholic Nun Founder of the missionaries of charity». — ISBN 978-0830834723.
  13. Group, Salisbury.
    The Salisbury Review, Volumes 19–20. — InterVarsity Press, 28 January 2011. — P. 2. — «Mother Teresa, Albanian by birth». — ISBN 978-0830834723.
  14. Kosovo to Honor Mother Teresa, Zenit (6 March 2007). Проверено 15 ноября 2014.
  15. Mother Teresa Beyond the Image, New York Times (1997). Проверено 15 ноября 2014.
  16. Alpion, Gëzim.
    Mother Teresa: Saint or Celebrity?. — Taylor & Francis, 2006. — «»the nun’s mother was born in Prizren in Kosova, her family came originally from the Gjakova region, also in Kosova»». — ISBN 0203087518.
  17. Lester, Meera.
    Saints’ Blessing. — Fair Winds, 2004. — P. 138. — ISBN 1-59233-045-2.
  18. Мать Тереза причислена к лику святых / Русская служба BBC, 4 сентября 2016
  19. Энциклопедия «Кругосвет»: Мать Тереза. Кругосвет. Проверено 28 февраля 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
  20. Time: Кризис веры Матери Терезы
  21. Мать Тереза, Брайан Колодейчук.
    Mother Teresa: Come Be My Light. — New York: Doubleday, 2007. — ISBN 0385520379.
  22. Padma Shri Awardees. Правительство Индии. Проверено 15 июля 2017.
  23. Mother Teresa. Премия Рамона Магсайсая. Проверено 15 июля 2017.
  24. Nehru Award Recipients. Индийский совет по культурным связям[en]. Проверено 15 июля 2020.
  25. Awarding of the John XXIII International Peace Prize to Sister Teresa Boyaxhiu (January 6, 1971). Святой Престол. Проверено 15 июля 2020.
  26. Previous Templeton Prize Winners. Темплтоновская премия. Проверено 15 июля 2020.
  27. Albert Schweitzer International Prizes Ceremony at UNC-Wilmington. Университет Северной Каролины в Уилмингтоне. Проверено 15 июля 2020.
  28. Albert Schweitzer International Prizes. Университет Северной Каролины в Уилмингтоне. Проверено 15 июля 2020.
  29. Pacem in Terris (Peace on Earth) Award Recipients. Епархия Давенпорта. Проверено 15 июля 2020.
  30. Mother Teresa receives La Storta Medal, 1976. Скрантонский университет[en]. Проверено 15 июля 2020.
  31. Supplement 47418, page 22. The London Gazette (30 декабря 1977). Проверено 15 июля 2020.
  32. Mother Theresa of Calcutta. Премия Бальцана. Проверено 15 июля 2017.
  33. The Nobel Peace Prize 1979. Нобелевский комитет. Проверено 15 июля 2020.
  34. Relics of Blessed Teresa of Calcutta displayed at National Shrine last week. Catholic Standard[en] (8 июня 2010). Проверено 15 июля 2020.
  35. Patronal Medal Awarded to Sandra McMurtrie and Robert Comstock. Католический университет Америки (15 декабря 2016). Проверено 15 июля 2020.
  36. Bharat Ratna Awardees. Правительство Индии. Проверено 15 июля 2017.
  37. Мајка Тереза. Город Скопье. Проверено 15 июля 2020.
  38. Mother Teresa received the Legion of Honor award at the National Palace from President Jean-Claude Duvalier. The Post-Star[en] (7 августа 1980). Проверено 15 июля 2020.
  39. Mother Teresa, 87, Dies; Devoted Her Life to Poor. Los Angeles Times (6 сентября 1997). Проверено 15 июля 2020.
  40. Bojaxhiu, Teresa. Companion of the Order of Australia. Правительство Австралии (26 января 1982). Проверено 15 июля 2017.
  41. Honorary Orders of Australia. Правительство Австралии (26 января 1982). Проверено 15 июля 2020.
  42. Manitoba Order of the Buffalo Hunt. Историческое общество Манитобы[en]. Проверено 15 июля 2020.
  43. Mother Teresa honoured by HM Queen Elizabeth II. Royal Collection Trust[en] (24 ноября 1983). Проверено 15 июля 2020.
  44. Mother Teresa Is Honored. The New York Times (25 ноября 1983). Проверено 15 июля 2020.
  45. Announcement of the Recipients of the Presidential Medal of Freedom. Президентский проект Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (8 апреля 1985). Проверено 15 июля 2020.
  46. Remarks on Presenting the Presidential Medal of Freedom to Mother Teresa. Президентский проект Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (20 июня 1985). Проверено 15 июля 2020.
  47. 96 лет назад родилась мать Тереза. РИА Новости (27 августа 2006). Проверено 15 июля 2020.
  48. Лауреаты международной золотой медали имени Льва Толстого. Российский детский фонд. Проверено 15 июля 2020.
  49. Od 1990. godine (Republika Hrvatska). Город Загреб. Проверено 15 июля 2020.
  50. Od 1990. godine (Republika Hrvatska). Городская скупщина Города Загреба[en]. Проверено 15 июля 2020.
  51. UNESCO Prize for Peace Education (1992). ЮНЕСКО. Проверено 15 июля 2020.
  52. Odluka kojom se odlikuje Veleredom kraljice Jelene s lentom i Danicom. Narodne novine[en] (22 августа 1995). Проверено 15 июля 2017.
  53. Honorary Citizens of the United States. Сенат США. Проверено 15 июля 2020.
  54. Matka Teresa z Kalkuty ogłoszona świętą. «Nieśmy w sercu jej uśmiech». Польское радио (4 сентября 2016). Проверено 15 июля 2017.
  55. Matka Teresa z Kalkuty. Орден Улыбки. Проверено 15 июля 2017.
  56. Shenjterohet «Nene Tereza». Правительство Албании[en]. Проверено 15 июля 2020.
  57. Congressional Gold Medal Recipients. Палата представителей США. Проверено 15 июля 2020.
  58. Энциклопедия Кругосвет: Албания. Кругосвет. Проверено 28 февраля 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
  59. Каталог монет. Республика Индия — юбилейные монеты
  60. На открытии памятника матери Терезе в Москве главной темой стало разрушение приюта для бездомных
  61. Larivée, Serge
    . Mother Teresa: anything but a saint …, Université de Montréal (1 March 2013). Архивировано 1 апреля 2020 года. Проверено 6 марта 2013.
  62. Adriana Barton.
    Mother Teresa was ‘anything but a saint,’ new Canadian study claims.
    The Globe and Mail
    (5 March 2013).
  63. Pointing Fingers At Mother Teresa’s Heirs. Forbes. 8/10/2010
  64. Ученые: Образ матери Терезы создан прессой и не выдерживает проверки фактами
  65. Robin Fox.
    CALCUTTA PERSPECTIVE: Mother Theresa’s care for the dying (англ.). The Lancet (17 September 1994). Проверено 16 августа 2016.
  66. Nobel-Winner Aided the Poorest. — «In 1983, she had a heart attack, and in 1989, she received a pacemaker. In 1991, she was treated in California for heart ailments and pneumonia. In 1993 in Rome, she broke three ribs. In the same year, she developed malaria, which was complicated by heart and lung problems. Last April, she broke her collarbone. She also suffered from arthritis and failing eyesight.». Проверено 26 августа 2013. Архивировано 14 сентября 2013 года.
  67. Федеральное агентство новостей Мафиози Бруско: Если Мать Тереза — святая, то я Иисус Христос!
  68. Hitchens, Christopher
    Mommie Dearest.
    Slate
    (December 18, 2015). Проверено 19 декабря 2020.
  69. Hitchens (1995), p. 41
  70. cf.
    Fr. James Martin, SJ, Letter in
    The New York Review of Books
    , 19 September 1996 In Defense of Mother Teresa, accessed 2 February 2014.

«По натуре я чувствительна»

Фото с сайта independent.co.uk

Она, действительно, не была ангелом, а обычным человеком из плоти и крови — очень хрупким (45 кг веса, 150 см роста), очень одиноким и страдающим. «По натуре я чувствительна, люблю милые, красивые вещицы, уют и все, что с ним связано, — мне очень нужно любить и быть любимой», — признается Тереза (здесь и далее цитируются ее письма духовникам. – Прим. ред.).

Первая помощница появится у нее только через год. Ей было тяжко оставлять монастырь, она безмерно скучала по подружкам и часто плакала от одиночества, голода, нищеты — пусть и добровольной. «Оказывается, зачастую бедность — это очень трудно», – наивно признается Тереза и приучает себя к ней. Ведь «полная бедность – она даст нам увидеть в бедных Бога».

Писала архиепископу письма на такой безобразной бумаге, что даже извинялась. Немецкий журнал Stern отметил год со дня смерти монахини статьей «Мать Тереза, где твои миллионы?». «Святую сточных канав» обвиняли, будто та купалась в роскоши. Только когда успевала?

Миссионерская позиция

Нищета, болезни, катастрофы — мать Тереза засветилась при всех мало-мальски значимых событиях. Шептала слова утешения, кормила с ложечки, призывала молиться. Вот только реальной помощи не было.

Дома для умирающих, организованные Терезой, волонтер Мэри Лоудон

сравнивала с нацистскими концлагерями.

— Раскладушки, матрасы на полу или гамаки, в которых больные лежат вперемешку, — описывала обстановку Мэри. — Все обриты наголо (для индийских женщин это сродни позору), многие связаны. Страдания «облегчают» с помощью аспирина. Иглы от шприцов и капельниц промываются в холодной воде и используются повторно. Многих можно было спасти, отправив в больницу или просто вколов антибиотики, но этого не делалось.

Слова Мэри подтверждали такие же добровольцы приютов ордена «Сестры миссионерки любви». Профессиональных медиков в учреждения матери Терезы не принимали. Те, кто побывал там с проверкой, ужасались антисанитарии, но их возмущенный голос тонул в море хвалебных речей в адрес «святой женщины».

— Есть что-то прекрасное в том, как бедняки принимают свою долю, как страдают, словно Иисус на кресте, — увещевала Тереза, запрещая обезболивание.

Главной задачей сотрудников было уговорить больных принять католическую веру. Умирающих крестили без спроса: мокрая тряпка на лоб, молитва — все, он католик.

Евангелие на пальцах

Фото с сайта stream.org

Она подбирала с городских улиц умирающих, мыла прокаженных, раскапывала мусорные кучи, куда подбрасывали детей, кормила голодных, просила подаяние, учила грамоте детей, рисуя палочкой буквы в грязи… Ей говорили: «Вы лечите не причину, а следствие, латаете дыры на ветхой одежде». Тереза, упрямая и невероятно напористая, не слушала никого.

Как-то раз она наткнулась на женщину, умиравшую посреди улицы. Ту уже ели крысы. Тереза дотащила ее до больницы, где сказали: «Для таких мест нет». Что ж. В конце концов, обив немало порогов, она открыла «для таких» Дом умирающих. Его «пациентов» даже описывать страшно. У одних раны кишели червями, у других застарелые бинты приходилось сдирать вместе с мясом, у третьих проказа съела кожу… Мать Тереза словно ничего не замечала, для нее все они были просто нуждающимися в помощи людьми. А в каждом страждущем – Христос.

Она учила сестер: «У каждой из вас всегда при себе есть Евангелие. Это – пять пальцев. Загибай и повторяй: «То – что – вы – Мне – сделали». Так – верила она – забота о людях, на которых и взглянуть страшно, станет благой и легкой.

Но вид пациентов пугал некоторых сестер настолько, что они убегали. Не все выдерживали жизнь в Ордене Милосердия. К сестрам она была очень требовательна, могла проявлять и жесткость, и резкость. Одна из первых помощниц матери Терезы вспоминает: «Она приказывала нам брать на руки умирающих детей и держать до самого последнего вздоха. Иногда мы не выпускали их сутками – мать Тереза запрещала. Но порой случалось чудо… Малыши воскресали».

Темная ночь души

Фото с сайта thefamouspeople.com

Вообще-то ничего этого мы с вами знать были не должны. Всю переписку с духовниками мать Тереза завещала, умоляла уничтожить. Что-то ей удалось сжечь самой. Но священники пошли наперекор воле покойной. В итоге в 2008 году выходит книга ее писем и дневниковых записей «Будь моим светом».

Когда составитель отец Брайан Колодейчук (инициатор и руководитель процесса канонизации Терезы Калькуттской в Католической Церкви) прочел сестрам Ордена Милосердия только одно письмо, у тех раскрылись рты от изумления. Такой матери Терезы не знал никто. Оказывается, с самых первых дней своего служения бедным она испытывала невыносимые душевные страдания.

«Все внутри меня холодно, как лед», «небеса закрыты», «нет веры», «не могу молиться», «темная, холодная и пустая реальность», «тьма такая, какую и описать невозможно», «одиночество», «сухость», «постоянная тоска по Богу», «боль, раздирающая сердце», «ум, сердце, все слепо»… И так почти в каждом письме. Она меняет духовников, как другие – врачей, но никто не может ей помочь.

Мать Тереза сравнивает свое состояние с мучениями грешников в аду и однажды ставит под сомнение… существование Бога. Христа она называет «Тот, Кто отсутствует» (разумея Его не-присутствие в собственной душе).

У католиков периоды подобной богооставленности называются «темной ночью» души и считаются одной из стадий духовного роста.

Из зафиксированных письменно «ночь» матери Терезы – самая продолжительная в истории. Только вдуматься, какой подвиг: почти 60 лет она занималась поистине каторжным трудом во имя Христа, пребывая в подобном состоянии.

Разумеется, может быть и сугубо психологическое объяснение этой «ночи». «Эмоциональное выгорание», «депрессия», «нервное истощение»… К тому же люди определенного склада личности чувствуют себя неуютно, достигнув многого. Любое признание их заслуг (даже внутреннее) вызывает чувство вины и стремление наказать себя. Но чем бы ни объяснялась ежедневная, ни на час не отпускающая душевная мука (был лишь один перерыв на пару месяцев), каждый день Тереза, человек с открытой раной в душе, не чувствуя порой ни капли веры и любви, поднимает себя в 4.40 утра – и идет к людям.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: