Почему ребенок не хочет читать и плохо пишет? презентация к уроку

Нейропсихология: плохой почерк у ребенка – причины

Ваш ребенок пишет как «курица лапой»? Даже он сам с трудом разбирает, что написал? Вся тетрадь в красных исправлениях и подчеркиваниях?

К сожалению, времена, когда чистописание было обязательным предметом в начальной школе, прошли. Плохой почерк быстро закрепляется ребенком, и исправить его, особенно у детей старше 10 лет, уже трудно, но возможно. Как можно это сделать с помощью нейропсихолога, рассказывает эта статья.

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

  • серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;
  • ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;
  • у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;
  • правильной механике письма мешают мышечные зажимы;
  • во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, увы, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

Учим цифры

Приступая к написанию математических знаков, необходимо научиться считать до 10. Изучая цифры с ребенком, важно разложить их на элементы. Дошкольнику будет легче запомнить алгоритм их написания. Объясняя технику малышу, обязательно укажите на ключевые моменты в этом процессе. Чтобы он успешно ее освоил, ему потребуются такие навыки:

  • Свободная ориентация в рабочей тетрадке. Малыш должен знать правую и левую сторону, верхние и нижние пределы клеток, строчки.
  • Понимание границ клетки. Он должен без труда находить ее центральную точку, углы, стороны, их середины.
  • Визуальное разделение клетки на четыре квадрата.
  • Умение писать с наклоном. Покажите ребенку наклон, условно нарисовав диагональную линию.

Только после приобретения перечисленных навыков, ученик готов к выполнению более сложных заданий – написания цифр.

Выбираем правильную пропись с цифрами

Пособия, в которых пропечатаны буквы и цифры, схожи между собой. Они составляются по одному принципу. Выбирая полезные прописи, необходимо быть особенно внимательным. Желательно, чтобы они были структурированы следующим образом:

  • Вначале идут главные символы. Они должны быть выделены (черным или жирным шрифтом) и хорошо бросаться в глаза. На них будет ориентироваться малыш, выполняя очередное упражнение.
  • Далее должны идти три символа пунктиром (либо более бледной краской). Эти цифры будут обведены ребенком с помощью ручки.
  • Затем идет пустое место. Ученик должен сам повторить символ без пунктира. Ориентиром для него послужат первые символы в строчке. Вариант, когда жирные цифры-примеры пропечатаны через ровные промежутки по всей строке – идеальный. Малышу будет легче «схватить» их зрительно.

Алгоритм письма на примере «0» и «1»

Важно объяснить ученику, что высота знака всегда совпадает с высотой клеточки. На письме она занимает почти всю ее полость. Правая сторона знака соприкасается с клеткой. Ознакомимся с техникой письма на примере ноля и единицы:

  • «0». Визуально находим точку в центре клетки. Делаем полуовал вправо. Затем ведем диагональную линию до середины нижней стороны клетки. Завершаем движение волнистой линией вверху. И соединяем линию.
  • «1». Поставьте точку немного выше от центра клетки. Затем сделайте линию от центральной точки в правый угол вверху. Проведите диагональную линию до места, которое условно находится посередине нижнего предела клетки.

Итак, изучать с ребенком буквы и цифры до школы можно. Оптимальный возраст 4.5–5 лет с постепенным переходом от печатных к прописным буквам в 6–7-летнем возрасте. Любое обучение в этот период должно проходить легко и непринужденно. Используйте игру при подаче новой и закреплении старой информации или навыков.

Ориентируйтесь на настроение малыша. Никогда не принуждайте его к занятиям и не затягивайте уроки на долго. 10-15 минут регулярных упражнений ежедневно достаточно для освоения базовых навыков письма, которые станут подспорьем для дальнейшей учебы в первом классе.

Часто родителей волнует: почему у ребенка трудности с написанием цифр или букв, почему почерк плохой, буквы прыгают по строчкам и т.п. В последние дни так сложилось, что несколько очень разных людей заводили такие разговоры. И так как я начала писать, соберу тут все

Итак, вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности с написанием отдельных букв, букв в словах, цифр. Я сейчас не говорю про ситуацию, когда ребенок переворачивает буквы или заменяет одни буквы другими, пишет предлоги вместе со словом, разделяет слово на дикие части, не видит конца предложения и т.п. Нет, сейчас я говорю ровно о том, что написано все криво-косо в тетрадке. В чем могут быть причины

Мелкая моторика не очень развита, спазмы мышц, травмы кисти и т.п. Как ни странно, такое случается достаточно часто. Если спазм не очень сильный, мы его почти не замечаем пока ребенок маленький. Ну, подумаешь, неаккуратно рисует, долго застегивает пуговицы, не любит молнии и т.п. Как правило, до значительной нагрузки по письму, все это кажется случайным. Но если проблема существует, то как только ребенок начнет писать регулярно, у него могут появиться боль в руке, слабость, подрагивания и т.п. А может просто не получаться то, что нужно. Чаще всего педагоги говорят: плохо пишет — надо больше писать. Так вот, в таком случае это категорически противопоказано! Неразвитую или неправильную моторику руки не надо нагружать большим объемом письма, а наоборот, постоянно делать перерывы, трясти руками, массировать, гладить и т.п. Только короткие нагрузки. При этом начинаем тренировать разные (подчеркну — разные) виды мелкомоторных движений, активностей и т.п. Вышивка, бисер, конструктор, рисунок, лепка, шнуровки, вязание, квиллинг, макраме и т.п. Все, что нравится ребенку, что привлекает, радует и доставляет позитив, хотя и через некоторые трудности. Не задираем сложность сразу сильно вверх. Не надо никуда торопиться. И все очень маленькими порциями. Может быть вашему ребенку помогут кинезиотейпы, специальные повязки, эластичный бинт и т.п. Но решать это надо с врачами, с тем, кто может оценить состояние руки.

Проблемы со зрительным восприятием, ориентацией на плоскости То есть ребенок не соотносит, где должны быть элементы, расположение друг относительно друга, относительно строки, клетки и т.п. Чаще всего тут буквы то расползаться, то подпрыгивать, хвостики и палочки будут смещаться в разные места и т.п. По этому поводу есть система упражнений для развития и коррекции, это прямая задача нейропсихологчиской коррекции. Есть готовые пособия, которые курсы и методики работы над такими трудностями.

Сюда же можно отнести проблемы с «масштабом». Когда дети только начинают писать, их буквы и цифры огромного размера, чуть ли не одна буква на лист А4. И происходит это как раз потому, что ребенок пока не очень умеет перенести образ, который есть у него в голове, на лист. Именно поэтому, когда дети учатся писать, хорошо бы их не ограничивать, давать писать так, как удобно конкретному ребенку. И чем больше он будет совершенствоваться в этом навыке, тем меньше и аккуратнее будут становиться его знаки. И только тогда, когда буквы уменьшатся до 1 сантиметра (примерно), мы предложим ему писать в крупных клетках, покажем строчку, покажем, как ориентировать свою букву или цифру на строке, от стенок клетки. И только потом, когда это станет легко, отработано, перейдем на строчки! Да, да, да, строка появится позже. А уж наклоны тем более. Сложность должна нарастать очень постепенно, по мере освоения навыка ребенком. И вот только потом, когда мы увидим, что ребенок справляется, у него получается писать так, начнем усложнять задачу: уменьшать клетки, убирать наклоны и т.п.

Проблемы с управлением и контролем Это происходит так: ребенок знает, как надо, его руки в принципе могут так сделать, и время от времени все получается красиво, но, как только ребенок чуть отвлекся, устал, задумался над тем как и что писать, где писать, и тут же он начинает писать криво — косо — не пойми что. То есть, ребенок недостаточно отслеживает процесс написания. Это тоже из области нейропсихологической коррекции, но понадобятся совсем другие упражнения. Они тоже все известны, понятны, их легко найти, ими многие владеют.

Еще одна возможная причина — плохо сформированы образы букв То есть узнать букву ребенок может, он хорошо называет: вот это А, это 5. Но когда ему надо самому воспроизвести, испытывает сложности: где там палочка? куда хвостик? Если проблема в этом, мы возвращаемся к началу, к буквам и цифрам. И не в прописях пишем, а на большой доске, на колючках нитками, обводим шершавые буквы, берем подвижный алфавит Монтессори и т.п. Существует громадное количество способов и пособий, которые помогают лучше запомнить образ буквы-цифры. Я сама очень люблю шершавые буквы, а потом колючий планшет, писала про него и показывала

Важнейшая причина — отсутствие мотивации То есть, у ребенка все прекрасно с навыками, он может писать красиво, ровно, аккуратно, но при этом у него нет никакой причины так делать, прикладывать усилия, чтобы было хорошо. Для него это не является ценностью, ему это не нужно. И тут стоит всерьез задуматься, что делать. Есть простой вариант: принять, как данность, смириться, что ребенок пишет как-то, и, может быть, потом, когда обстоятельства как-то изменятся, он тоже что-то поменяет. Например, мой собственный муж пролетел на международной олимпиаде по физике, потому что не смог прочесть, что сам записал во время измерений. Было очень обидно, но урок пошел на пользу — он стал контролировать то, как пишет.

Можно пробовать «перевербовать» ребенка в свою веру: увлечь красотой букв, каллиграфией и т.п. Можно продавливать и манипулировать, так чаще всего делают в школе. Хорошо написал — вот тебе награда: наклейка, оценка, похвала. Плохо написал — вот тебе наказание: плохая оценка, грустная наклейка или ее отсутствие, будешь писать 10 раз, будешь писать пока не напишешь красиво. Скажу коротко, лично я — против таких методов.

Хорошая новость в том, что небольшие трудности, связанные с зрением, моторикой и контролем, с возрастом чаще всего компенсируются сами, если нет какой-то реальной серьезной первопричины. Обычно это происходит к 10-12 годам. Ребенок вдруг начинает писать лучше, чище, аккуратнее. Понятно, что не у всех так случается. Поэтому, если вы замечаете, что какие-то такие «штуки» проглядывают у ребенка, он младше 10 лет, можно начать заниматься этим прямо сейчас. В данном вопросе, конечно, лучше не ждать «рассосется или нет», а начать помогать как только это стало понятно. А еще лучше, начинать обучение ребенка письму и чтению сразу с учетом всех этих нюансов, никуда не торопясь.

Здорово, если вы найдете нейропсихолога, который знает — умеет — может, и у ребенка появятся специальные занятия. Можно попробовать самим. Это — отнюдь не высшая математика, готовые упражнения, задания и комплексы есть, опубликованы в книжках-тетрадках-пособиях и ими можно пользоваться. Главное — дать время ребенку освоить то, что пока не идет. И если совсем ничего не получается — не бояться обратиться за персональной помощью. Чаще всего, все это вполне легко решается.

Всем терпения и удачи

Все дети разные и индивидуумы. Каждый ребенок – это личность, формирование которой зависит от многих факторов. Это – и окружающая среда, климатические условия, «погода в доме», наследственность родителей и прочее. Как заставить ребенка учиться?

С чего начинается коррекция почерка?

Занятия с нейропсихологом по исправлению почерка направлены в первую очередь на устранение причин данного явления, в частности, необходимо сделать следующее:

  • если малыш находится в состоянии стресса, следует привести в равновесие его эмоциональный фон, создать дома и в школе благоприятную среду, где он чувствовал бы себя свободно и комфортно;
  • если у ребенка выявлен СДВГ, то нужно обязательно провести коррекцию гиперактивности, поскольку ему трудно концентрировать внимание на конкретном занятии, контролировать свое поведение. Кроме того, такие дети часто имеют большие проблемы с мелкой моторикой;
  • обратиться к врачу, чтобы он «настроил» нервную систему ребенка, как музыкальный инструмент;
  • отработать четкое начертание букв и их отдельных фрагментов.

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

Когда начинать учить ребенка писать?

Письмо – сложный процесс. Учителя настаивают, что не нужно торопиться изучать курсивные буквы и цифры. Малыш дошкольного возраста попросту к этому не готов, и вот почему:

  • Мелкая моторика рук не выработана, наблюдается заторможенность координации нервно-мышечного регулирования и зрения, окостенение фаланг пальцев не дошло до своей финальной стадии. То есть, физическое и психическое состояние ребенка к каллиграфическому письму не готово!
  • Каждый знак имеет свой алгоритм написания. Если у родителей нет специального педагогического образования, помочь детям технически правильно рисовать буквы не получится. Скорее всего, они заучат неправильную последовательность написания, и в первом классе придется их переучивать.
  • Ранее начало обучения грозит плохим почерком. Чтобы выработать красивый почерк, ребенку необходимо потратить много времени. В дошкольном возрасте дети воспринимают любую информацию через игру. Вряд ли им удастся долго концентрироваться на написании одних и тех же символов.
  • Дети плохо ориентируются в тетради. Специалисты настаивают, что дошкольникам письмо дается трудно, потому что они еще плохо усвоили такие понятия, как вправо-влево, близко-далеко, вверху-внизу. Как результат – ребенок не держится линии при написании букв и цифр.

В организации каллиграфического письма важна не только техника обучения, но и правильная посадка ребенка за столом, положение рук, тетрадки, способность воспринимать информацию, последовательность ее подачи.

Однако, заниматься с детьми можно! Чтобы ученику было легче научиться писать в первом классе, дошкольный период должен быть посвящен подготовке к освоению письма.

Оптимальный возраст для занятий грамотой – 4.5–5 лет. Если начать заниматься в этот период, то к 5–6 годам дошкольник будет готов к написанию печатных букв, а к 6–7 – прописных.

С другой стороны, полное игнорирование дошкольного образования родителями грозит тем, что ребенок попросту не захочет обучаться в будущем. Ему будет сложно воспринимать новую информацию и осваивать новые навыки. Он может отставать от одноклассников. Учителя признаются, что если ребенка не научили базовым навыкам до 6-7 лет, они будут иметь трудности в работе с прописями. Такие детки, например:

  • Не умеют держать ручку;
  • Не ориентируются в рабочей тетради;
  • Поворачивают ее неправильной стороной, вверх ногами для удобства;
  • Рисуют слишком маленькие или большие буквы и цифры.

Вывод: заниматься с пятилеткой можно и нужно, однако, львиную долю процесса должна занимать подготовка к письму, а не его активное освоение.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, нейропсихолог начинает работать с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

Как правило, врач разрабатывает индивидуальную программу, которая состоит из следующих этапов.

Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, врач составляет совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

  • как ребенок сидит за рабочим столом,
  • как держит ручку или карандаш,
  • правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

  • положение тетради,
  • высота стула и стола,
  • имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

Обучение правильному написанию букв и их важнейших элементов

Это заключительный этап коррекции, во время которого ребенок заново учится писать буквы, следуя подробным и четким инструкциям. Нейропсихолог контролирует отработку каждого нового элемента, постепенно усложняя задачу. Сначала малыш пишет только буквы, далее слоги и слова и только потом предложения. Таким образом, удается выработать правильный навык и закрепить его. Нейропсихолог также учит ребенка писать быстро, так как при обучении в школе это умение очень важно.

Следует понимать, что курс нейропсихологической коррекции почерка вовсе не курс каллиграфии. Хорошим результатом здесь является значительное улучшение детского почерка: если он становится более разборчивым, ровным, читаемым.

Обучение элементам и печатным буквам — 5–7 лет

Рисуйте пальчиками

Разучивать буквы можно, рисуя их на бритвенной пене, крупе, рассыпанной на противне, запотевшем стекле, в воздухе, мелом на асфальте или пальчиковыми красками на бумаге. Буквы можно складывать из семян и лепить из пластилина. Проговаривая букву, нужно называть соответствующие ей звуки и вспоминать слова, на неё начинающиеся.

Важно связывать букву с предметом, на которую он начинается. И правильно называть имя буквы и звук, который она обозначает. Например, букву зовут «эм», а звуки — «м» или «мь».
Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Пишите элементы букв и цифр в альбоме для рисования

Начните с освоения элементов: вертикальных и горизонтальных палочек, кружочков, овалов и прочих. Задания можно найти в пособиях для дошкольников или придумать самостоятельно.

Нарисуйте образец элемента и попросите ребёнка повторить. Если он ошибается, объясните, почему нужно делать именно так. Для первых опытов лучше завести отдельный альбом для рисования, чтобы ребёнка не отвлекала разлиновка.

Тяжелее всего деткам даются верхний элемент малых букв «в», «б», нижний элемент букв «у», «з», «д», «ц», «щ». Научить писать малую букву «г» сверху вниз, а также крючочки букв «т» и «ш» тоже важно.
Любовь Чулкова, нейропедагог-психолог, логопед, писатель, учитель начальных классов

Выполняйте упражнения в прописях для дошкольников

направление , положение в пространстве (право-лево, верх-низ, ниже-выше, вперёд-назад).
Эффективное освоение навыка письма также немыслимо без способности к концентрации и распределению внимания. Всё это касается только «технической стороны» письма.

Параллельно идёт освоение орфографических и грамматических навыков, которые успешно ложатся на развитый фонематический слух, умение выполнять звуко-буквенный анализ слова, широкий словарный запас и грамотную устную речь ребёнка.

Современная педагогика все больше склоняется к методикам раннего обучения. Если раньше дети учились грамоте при поступлении в школу, то сейчас родители стремятся научить ребенка писать в младшем дошкольном возрасте. Какой возраст считается оптимальным? Как обучить ребенка грамоте и не навредить? Попробуем разобраться по порядку.

Как еще можно помочь ребенку исправить почерк?

Приучите ребенка держать спину

Ежедневно выполняйте специальные упражнения, направленные на формирование правильной осанки. Как только позвоночник окажется в «расправленном положении», головной мозг будет получать больше кислорода и питательных веществ, необходимых нейронам для правильного формирования связей.

Развивайте мелкую моторику и зрительно-пространственное восприятие

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся вашему ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

Если ребенок не хочет писать, что можно предпринять?

Есть дети, которым неинтересны писание и уроки, они интересуются вертолетами, машинками больше, чем книгами. В начальных классах огромное внимание уделяется писанию в прописях. У большинства детей плохой почерк и прыгают буквы. Для того чтобы ребенок писал красиво, необходимо развивать мелкую моторику ребенка пальцев рук. Если ребенок не хочет писать , вот такие занятия можно применять:

  • Конструирование
  • Лепка
  • Рисование
  • Перебирание мелких предметов
  • Очистка овощей, например лук и чеснок, фасоль
  • Занятие с раскрасками и штрихование картинок

Можно предложить ребенку заштриховать рисунок палочками-штрихами, потом, когда он освоит технику, заштриховывать элементы рисунка кружочками и петельками. Когда ребенок научиться писать кружочками и петельками, палочками, тогда и ребенок сможет писать буквы красиво.

Обязательно нужно хвалить ребенка за достижения. Девочке можно завести дневник, в котором она будет писать, рисовать и вклеивать фотографии. Можно записывать все события, которые происходят в течение дня.

Если ребенок не хочет учиться писать, то нужно действовать мягко и не настойчиво, поскольку можно оттолкнуть от себя ребенка и он наотрез откажется учиться, но и все старания не стоит сводить к игрушкам. Родителям нужно стараться все делать в меру и поиграть, и поработать. Ребенок должен понимать разницу в этих действиях. Как научить ребенка писать прописью? Нужно убедиться, что у ребенка неврологических проблем, и он может справиться с такими нагрузками. Нужно убедиться в том, что личные качества учителя в школе хорошо влияют на ребенка и учитель хорошо относится к детям. Обязательно нужно обратить внимание на дошкольные занятия. Лучше поприсутствовать на них. Хорошо, если они будут проходить, как игра или ее элементы. Поиграйте с малышом дома в игры для письма, как в школе. Это и ребенку будет полезно и повысит уровень его подготовки к школе.

На альбомном листочке в верхней части рисуются точки разных цветов. Это и есть парашютисты. Внизу на листочке нарисуем кружочек – место их приземления. Задача ребенка прямыми линиями посадить парашютистов.

На одном конце тетрадного листа рисуем стрелка с луком в рука. На другом конце листа рисуем мишень. Стрелок должен целиться в мишень и попасть в середину. Лук прямой линией должен соединиться с центром мишени без отрыва карандаша от бумаги.

Существует множество подобных игр с детьми, для того, чтобы научить ребенка писать в тетрадях, нужно больше внимания со стороны родителей. Огромное влияние оказывают и учителя в дошкольных учреждениях, поэтому к выбору такого учреждения родители должны подойти максимально ответственно.

Источник: womanest.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: