10 причин, почему плохо быть левшой и 10 – почему хорошо


Полушарии мозга левшей и правшей

  • Задачи, выполняемые правым и левым полушарием довольно различны.Древние философы считали, что главной ошибкой матерей и няней считается навязывание и приучивание малышей все делать правой рукой. Это будущие калеки – взрослые. Ученные предполагают, что различить правшу от левши возможно только после пяти лет жизни ребенка
  • Зигмунд Фрейд предполагал, что на земле побывала экспедиция из параллельной Вселенной, впоследствии чего земные женщины родили от них детей с необыкновенными психическими возможностями. И это были дети- левши, с высокими способностями и талантами
  • Левши считались неправильными людьми, со скверным характером и негативным мышлением. Таких людей переучивали до 1985 года. Затем сознание поменялось и случилось действие, чуть ли не наоборот. Оказалось что левши талантливее правшей
  • Ученные проведя множество исследований и опытов сделали вывод, что человек-левша показывает огромную гибкость ума при решении самых сложных задач, обязанностей
  • Левши достигают больше успехов в спорте, лучше водят машину, расположены к изучению музыки и иностранных языков. Правши совсем по другому воспринимают мир. В их глазах искажаются все пространственные характеристики мира

Левши добиваются лучших результатов в спорте и компьютерных играх

Насколько это важно – решать вам, но ученые считают, что это серьезное преимущество не только в компьютерных играх. В исследовании, опубликованном в «Neuropsychology», ученые показали, что левши, вероятно, имеют устройство мозга, который более благоприятно для одновременной обработки информации сразу в двух полушариях. Это может означать, что у левшей есть небольшое преимущество в спорте, играх и других действиях, в которых игроки сталкиваются с большими объемами информации, которую нужно быстро обработать.

Как стать левшой, если ты правша?

Если вы решили стать левшой из праворукого человека тренировку нужно проводить каждый день. Просто желания стать амбидекстром мало, необходимо тренироваться на протяжении нескольких месяцев или лет, в зависимости от вашего упорства.

Комплекс упражнений для того, чтобы стать левшой состоит из следующих мероприятий:

  • 15 минут в день пишите левой рукой
  • Не заставляйте себя делать что-то через силу. Разочарование и усталость, которые нахлынут на вас способны убить все ваши начинания
  • Проводите практику регулярно, для достижения наибольшего успеха
  • Старайтесь правильно держать ручку в руке. Рука быстро устанет, если будете держать ее крепко. Расслабьте руки и делайте время для отдыха
  • Выбирайте хорошую бумагу для упрощения процесса обучения
  • Наклон бумаги должен находиться на сорок пять градусов вправо
  • Отработайте написание всего алфавита и заглавных букв
  • Отработайте затем написание целых предложений
  • Облегчите себе обучение с помощью прописи. Вы до идеала отточите правописание левой рукой. Благодаря прописи постоянный стабильный наклон, научит вас писать буквы с одинаковыми пропорциями
  • Чтобы научиться контролировать руку порисуйте. Рука станет сильней
  • Делайте ежедневные действия только левой рукой. Научите ее нагрузкам

Зачем это нужно?

Для чего стоит учиться писать левой рукой? Прежде всего, для разностороннего развития. Если работать будут оба полушария мозга, то вы сможете оптимизировать свою умственную деятельность и стать успешнее, причём во всех сферах своей жизни. К слову, левши, которых переучивали в детстве, становятся более успешными и образованными, как показывает статистика.

Чтобы понять, зачем вам учиться писать левой рукой, стоит вникнуть в суть работы мозга. Левое полушарие, которое в большей мере развито у правшей, отвечает, соответственно, за правую половину тела. Но также оно обеспечивает логическое мышление, аналитические способности, решение математических задач, запоминание букв и цифр, языковые способности, в общем, всё то, что обычно используется в работе и в обучении.

Правое же полушарие, ответственное за левую часть тела, связано с творчеством, интуицией, образным восприятием и мышлением, обработкой невербальной информации. Без всего этого, конечно, можно обойтись, но в современном мире такие качества особенно ценятся, так как позволяют выделяться и искать нестандартные способы решения проблем.

И ещё один приятный бонус, который вы получите, научившись писать левой рукой – это универсальность. При повреждениях правой руки многие буквально «выпадают» из жизни. Они не могут выполнять повседневные и профессиональные обязанности, а некоторые становятся практически беспомощными. Вы же сможете делать всё левой рукой, причём без усилий и качественно.

Проблемы обучения левшей и правшей

Во время всей эволюции человечества леворукие люди всегда вызывают интерес и удивление. Но отношение к ним всегда настороженно. В наше время все стереотипы сломаны и к таким людям относятся в школе и учебных заведениях с терпением и уважением к индивидуальности.

Равенство способностей левши и правши ребенка находится в одинаковой соотношении. Внимание педагогов приковано в школьному обучению таких детей. Сделав объективные выводы ученные установили, что левше труднее проходить процесс обучения в школе. Им труднее адаптироваться, и имеются трудности при обучении письму, чтению и счету.

Особенности левшей

Левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности (жесткость устоявшихся связей может способствовать более стандартному мышлению), а с другой — более медленное по сравнению с правшами формирование навыков деятельности, требующей взаимодействия обоих полушарий.

Исследование эмоциональной сферы: праворукие обнаруживают большую чувствительность к положительным эмоциям, а для леворуких и амбидекстров характерно преобладание отрицательных эмоций, т. е. они более пессимистичны.Исследования, проведенные в Мичиганском университете (по И. Макарьеву), выявили, что у левшей преобладают такие показатели темперамента, как гнев (эмоциональная несдержанность), страх (боязливость), низкий фон настроения, комфортность, совестливость, робость, эстетическая впечатлительность, чувственность, повышенный уровень тревожности.

По данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе. По данным некоторых авторов, процент различного рода левшей среди детей с проблемами обучения как минимум в 2,5 раза превышает средние цифры у правшей.

Привычные проблемы ребенка-левши — стойкие затруднения при запоминании направления хода часовых стрелок, определении «лево», «право», иногда — «выше», «ниже».

В мире левши прочитать или написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку можно начать с любой стороны (в том числе и снизу вверх). При рисовании, например, ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги: рисунки его наползают друг на друга, хотя вокруг достаточно свободного места. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие.

Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  1. восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  2. формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  3. выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг — овал, квадрат — ромб- прямоугольник);
  4. копирования;
  5. неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  6. зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  7. очень медленный темп письма.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма (ребенок начинает писать с буквы, которой заканчивается слово, потом пишет предпоследнюю и т.д., таким образом, если вы приложите зеркало к написанному слову, то увидите в зеркальном отражении традиционным способом написанное слово), но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие.

Если после 10 лет проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверки.

Наряду с зеркальным письмом у детей достаточно часто наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности.

Огромные трудности стоят перед левшой и при определении времени по циферблату. Они не только зеркально воспринимают одну или обе стрелки, но и делают метрические ошибки — определяют время с разницей в 10-15 минут (это относится и к часовой стрелке).

Обычно у большинства левшей наблюдаются искажения и задержки в развитии речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций.

Важно, что все эти диспропорции усиливаются при неквалифицированном переобучении детей.

Практически все дети-левши обладают колоссальным, почти мистическим произвольным контролем над своей психической деятельностью. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем, находя иногда самые немыслимые внешние или внутренние средства. Причем каждый раз этот процесс просто непредсказуем.

Ребенок-левша как бы всякий раз изобретает свой способ овладения миром правшей. При этом ему все приходится «пропускать через голову». А нейропсихологам известно, что мозг человека — удивительно совершенный и тонкий инструмент, но и он располагает в каждом конкретном случае конечным количеством энергии. Чем больше энергии требуется на высшие психические процессы (мышление, речь, счет), тем больше вероятность «обкрадывания» базальных структур психики (эмоциональных, соматических и прочих).

Как раз этот механизм и наблюдается зачастую у левшей. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.

Как определить ребенок правша или левша?

В организме каждого человека находится в доминации одно из полушарий головного мозга. Каждое полушарие отвечает за определенные способности человека. Выделяются три основополагающие причины леворукости:

  1. Генетическая способность. Доминирование правого полушария передается наследственно. Где прямой наследник не только от родителей к детям, возможна передача и через поколение
  2. Определенные родовые травмы, влияющие на развитие головного мозга ребенка. Такие дети очень трудные. Могут испытывать проблемы с речью, психическим и физическим развитием, нарушением моторной функции
  3. Посттравматическая необходимость. В результате неисправимой аварии человек вынужден будет стать леворуким

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой – можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Как переучить левшу на правшу?

Так, как осознано, проходить передел биологической природы человека. Полушарие головного мозга вы не переделаете, а переучивание приведет только с нервозности ребенка, к ухудшению зрения, разнообразным проблемам сна, аппетита, заиканию.

Эмоциональные упрямцы

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда – плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний. Но психологи подчеркивают, что леворукость – это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Как называется человек левша и правша одновременно?

Некоторых людей относят к группе смешанного типа. Это человек, который свободно пользуется и правой и левой рукой, их называют амбидекстрами. Такое явление нередкое. Дети до двух лет объективно развиваются со способностями равноценно выполнять все функции обеими руками.

Амбидекстры – прирожденные пессимисты. Для определения признаков таких людей ученные используют разнообразные опыты и тесты.

Левши – лучшие бейсболисты

Левши имеют дополнительное преимущество в бейсболе. Так, лучшие игроки бейсбола в 25% случаев левши, тогда как в обычной жизни их число не превышает 10%. У левшей есть преимущества во время подачи мяча, потому что левое плечо находится ближе к первой базе. Кроме того, крутящий момент при подаче левой рукой способствует более точному удару, объяснил инженер аэрокосмического университета Вашингтонского университета (Washington University) Дэвид Петерс (David Peters).

Почему левши живут меньше правшей?

Издревле левшей считали изгоями, от которых исходили только проблемы и несчастье. У левшей просили помощи только в одном случае, если необходимо кого-либо убить. Дьявол — единственный образ, возникающий в памяти людей, связанный с левшой.

Присутствует еще один немаловажный факт – левши живут меньше, чем правши. Порог разницы в жизни останавливается на цифре 9. На девять лет правши живут дольше левшей.

Профессиональная деятельность правшей и левшей

  • Очень нелегко приходится амбидекстрам и левшам в профессиональном мире. Таких людей считают тугодумными, и никто не помнит тот момент, что если дать немного подумать левше, он преподнесет ваш самое неординарное решение любой проблемы. А правша при всей своей скорости реакции отдаст только самый ординарный ответ
  • Левшам следует находить себя в творческой деятельности. Такие люди достигают высоких показателей в разнообразных сферах деятельности, где требуется напряжение и ориентирование на постоянную смену ситуации. Высокого уровня левши достигают в сферах, где необходим высокий интеллект, словарный запас, глубокие знания на разнообразные темы
  • Особых результатов леворукие достигают в спорте, архитектуре, музыке
  • Боксер- левша – самый опасный противник. Так как правша не успеет переориентировать свои физические реакции на левую сторону
  • То, что леворукие люди больших успехов достигают в творческих профессиях, не врожденное свойство, а приобретенное. Результат психического давления правшей в детстве. Это проходит как внутренний протест ребенка леворукого, достичь высоких результатов больше, чем соперник праворукий
  • Психологи рекомендует не оказывать давление на левшей и всячески их переучивать. Индивидуальные способности человека не должны притягивать насилие и травм и психике такого человека

Почему большинство людей — правши

Ответ, казалось бы, прост: потому что большая половина человечества — правши. Без учёта небольших расхождений в зависимости от региона и временного периода, около 90% людей были и остаются правшами.

Чаще всего, когда речь заходит о преобладающей руке, всё внимание уделяется левшам. Их меньше, и это считается необычным. На самом же деле мы не знаем, что считать обычным, а что нет, поскольку причины, вызывающие доминирование левой или правой руки, изучены мало. Раньше учёные полагали, что различия между левшами и правшами в наследственности, но в действительности это не так.

Асимметрия

Люди — очень асимметричные создания, и это относится не только к тому, как мы используем части своего тела, но и к тому, как они располагаются. Например, сердце обычно смещено влево, а печень — вправо. Кроме асимметрии, есть ещё и взаимосвязь между ними, причём не всегда прямая.

За работу правых конечностей отвечает левое полушарие мозга, а за работу левых — правое.

Эту связь можно проследить с помощью специальной методики, придуманной в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой (Juhn Atsushi Wada). Одноимённый тест используется для подготовки операций на мозге и позволяет выявить принадлежность тех или иных функций определённому полушарию. В ходе теста в одну из сонных артерий человека вводят анестетик, который в буквальном смысле отключает соответствующее полушарие мозга на несколько минут. Полученные результаты очень интересны.

Так, 90% правшей после отключения левого полушария перестают контролировать правую руку и теряют способность говорить. Но странно то, что 70% левшей также лишаются речи, когда парализована левая сторона их мозга. У остальных способность обработки речи правым полушарием или обеими распределена примерно поровну. Никто не знает, почему большинство правшей асимметричны, а большинство левшей — нет.

Гены

Раньше доминирование одной из рук считалось особенностью, которую просто объяснить. Одна из самых популярных генетических моделей была предложена в 1985 году психологом Крисом Макманусом (Chris McManus) и предполагала, что за это отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: dextral (D) и chance (С). Первый отвечает за праворукость, а второй добавляет случайности в прямом смысле слова. Комбинация генов родителей определяет, будет ребёнок правшой или левшой: DD — правша, СС — левша с 50-процентной вероятностью, а CD — левша с 25-процентной вероятностью.

Однако в 2013 году в журнале Heredity было опубликовано исследование, показывающее, что на праворукость влияет не только наследственность. Проанализировав геномы 3 940 близнецов, учёные выяснили, что вероятность одинаковой доминирующей руки у однояйцевых близнецов с полностью идентичными генами практически не отличается от таковой у разнояйцевых, генетическое сходство которых не больше, чем у обычных братьев и сестёр. Более того, им даже не удалось найти ни одного общего гена у никак не связанных между собой людей, имевших одну и ту же ведущую руку.

Это говорит о том, что простые генетические модели уже устарели, но учёные не спешат списывать их со счетов. По их мнению, наследственность всё-таки влияет на праворукость, но не полностью, как предполагалось ранее, а всего лишь на 25%. И это очень необычно.

Для сравнения: группы крови, влияющие на совместимость при переливании, основаны на простой наследственности и почти на 100% зависят от родительских генов. Рост человека — более сложная штука, на которую влияет более 300 различных генов. Самый сильный из них добавляет всего около 4 миллиметров роста. В разных исследованиях цифры немного различаются, но учёные сходятся во мнении, что на 60–80% рост человека зависит от наследственности. У индекса массы тела, цвета кожи, волос и глаз, а также других физических черт показатели наследуемости очень высоки и составляют 60–70% и выше.

Общество

Итак, если наша праворукость не зависит полностью от генов, то что же является её причиной? Известно, что на преобладание правшей или левшей воздействует общественное влияние. В большинстве западных культур в начале XX века левшей принудительно переучивали в правшей, иногда даже насильственными методами. Тогда как в Австралии, согласно проведённому в 1981 году исследованию, количество левшей среди населения в период с 1880 по 1969 год выросло с 2 до 13,2%. Учёные объясняют это тем, что быть левшой было удобнее и люди становились левшами.

Однако культурные различия полностью не объясняют праворукость.

Что касается ведущей руки у наших ближайших родственников — обезьян, то здесь учёные расходятся во мнениях. Некоторые исследователи, изучавшие шимпанзе и других обезьян, считают, что вероятность праворукости отдельно взятых особей — примерно 50 на 50. Другие не соглашаются с ними, ссылаясь на исследования более конкретного поведения животных, например использование инструмента. Их результаты указывают на то, что большинство обезьян — правши. Соотношение правшей и левшей среди обезьян гораздо ниже, чем среди людей, и составляет 2:1 против 9:1. Однако генетический фактор у обезьян выражен более ярко, поэтому они предположительно могут наследовать праворукость или леворукость своих предков.

Вывод

Собрать все эти свидетельства воедино и однозначно ответить на вопрос, является ли праворукость врождённой или приобретённой, очень сложно. По словам учёных, выходит так, что наследуемость не всегда зависит от одних только генов.

Мы правши из-за генов, из-за нашей культуры и других факторов, которые влияют на нас до и после рождения.

Более высокий уровень тестостерона в утробе матери повышает вероятность того, что ребёнок будет левшой. После рождения дети копируют поведение своих родителей, что также влияет на определение доминирующей руки. Многое зависит и от окружения, в котором растёт и развивается ребёнок.

Так или иначе, праворукость — яркий пример того, как изменился наш взгляд на генетику. Раньше мы считали, что всё зависит от единственного волшебного гена, но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: