Нормы развития детей до года: не читайте старых книжек!

Развитие каждого малыша после рождения происходит по индивидуальному графику. Во многом этот процесс определяется качеством условий, в которых живет ребенок, отчасти на его взросление влияет состояние здоровья и генетика.

Однако всем родителям следует знать общие нормы, от которых отталкиваются педиатры, оценивая уровень развития любого малыша. Из этой статьи мамы и папы смогут узнать, что должен уметь ребенок в год. Прочитав ее, они поймут, все ли в порядке с их малышом, или стоит обратить пристальное внимание на его развитие и в случае необходимости внести коррективы.

Физиологическое развитие годовалого ребенка

С момента рождения ребенка прошло всего 12 месяцев. За этот короткий промежуток времени «маленький комочек», который сам не умел делать абсолютно ничего, стал человеком, способным свободно передвигаться в пространстве, изъясняться с окружающими, проявлять свои эмоции. Многие женщины, делясь своим опытом материнства, рассказывают, что когда их ребенку исполнился год, они стали гораздо лучше его понимать.

Но главные перемены происходят именно в физическом развитии новорожденного. За год дети увеличивают свою массу тела примерно в три раза, в полтора раза длиннее становится их туловище. Пропорции тела совершенно изменяются – бывшие «головастики» стают пропорциональными, исчезают складочки на их ручках и ножках, удлиняется шея.

Первые 12 месяцев жизни для человека знаковые. Появившись на свет, он может только лежать, но уже спустя полгода ребенок умеет переворачиваться, учится садиться, ползать, вставать на ножки, брать и бросать предметы. Очень скоро все эти действия оттачиваются и совершенствуются, появляются новые навыки и умения. Ребенка в 1 год отличает огромная жажда познания, которая и толкает его к постоянному движению вперед.

Навыки ребенка в 1 год

Развитие ребенка по месяцам

Первый месяц На первом месяце движения ребенка не скоординированные, он почти постоянно хаотично двигает ручками и ножками, потягивается. Пальчики сжаты в кулачки, ручки и ножки полностью не выпрямляются. Однако к концу первого месяца он может ненадолго удерживать голову, фиксировать свой взгляд на лице взрослого или на яркой игрушке, прислушиваться к разговору и издавать единичные тихие гласные звуки.

Второй месяц

Ребенок уже хорошо удерживает голову в вертикальном положении и немного удерживает ее в положении на животе, опирается на предплечья. Кулачки по-прежнему сжаты, а ручки и ножки уже практически свободно можно развести в стороны. Ребенок следит за лицом взрослого, за игрушкой при движении ею в обе стороны, слегка поворачивает голову в сторону источника звука и пытается улыбнуться.

Третий месяц

Хорошо держит голову, в положении лежа опирается на предплечья, может поднимать свое тельце и начинает поворачиваться на бок. Хорошо следит за игрушкой при движении ею в обе стороны, а также вверх и вниз. Увеличение зоны осмотра вызывает интерес у малыша: «Что там?» – и он часто лежит, неудобно запрокинув голову. Подолгу удерживает игрушку, соску-пустышку вынимает изо рта и пытается вставить ее в рот. Пытается смеяться, хотя и беззвучно. Гулит, используя не только гласные, но и согласные звуки.

Четвертый месяц

Ребенок уверенно держит голову. В положении на животе пытается опираться на кисти и выпрямлять ручки, тянется к предметам и берет их, отрывая одну ручку от поверхности. В положении на спине приподнимает голову, а при подтягивании за ручки садится и старается выпрямить спину. Пытается перевернуться со спины на живот. Рассматривает свои ручки, складывая их вместе перед глазами. Подносит игрушку не только ко рту, но и к глазам, рассматривая ее со всех сторон. Смеется в голос, хорошо гулит, используя множество слогов.

Пятый месяц

Ребенок хорошо переворачивается со спины на живот, немного ползет на животе. В положении на спине при подтягивании за руки сразу вскакивает на ножки и довольно хорошо опирается на них. Сидит с поддержкой более уверенно, с более прямой спиной. Впервые видит и начинает интересоваться своими ногами: высоко поднимает их, хватает себя за стопы, тянет в рот. Трясет игрушкой и слушает, как она гремит, гулит, смеется, когда с ним играют, внимательно реагирует на различные интонации.

Шестой месяц

Малыш может самостоятельно сидеть без поддержки и отрывать ручки от поверхности, брать игрушки (хотя сам еще не садится). Перекладывает игрушку из руки в руку. В положении на животе подтягивает ножки, пытаясь встать на четвереньки. Произносит ясно различимые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.д.).

Седьмой месяц

Уверенно сидит, пытается ползать, при этом больше получается назад, чем вперед. С поддержкой хорошо стоит, пытается переступать, лучше вбок, чем вперед. Бьет одной игрушкой по другой, выбрасывает все из своей кроватки и смотрит, как игрушка ударяется о пол. С удовольствием шуршит бумагой.

Восьмой месяц

В кроватке или манеже сам садится и встает с поддержкой, пробует ходить. Начинает понимать игру («ку-ку», «ладушки»), пытается подражать взрослым, мимика становится более живой. Появляется интерес к новой игрушке. По-разному реагирует на новую обстановку или новых людей, отличает знакомые лица от незнакомых. Ищет взглядом нужный предмет по просьбе взрослого. Пытается снять кольцо с пирамидки, вынимает один предмет из другого.

Девятый месяц

Ребенок встает с пола у стула или стенки, пытается ходить, держась за две руки, хорошо ползает на четвереньках, садится из любого положения. Перебирает мелкие игрушки, рассматривает колесики, нажимает на кнопки. Выполняет простые просьбы: помаши ручкой, поиграй в ладушки и т.д.

Десятый месяц

Берет предметы правильно, двумя пальцами, перелистывает книжку, пытается ее рассматривать, подражает движениям взрослых или животных, охотно демонстрирует свои умения.

Одиннадцатый месяц

Хорошо ориентируется в пространстве – встает, садится, ползает, ходит с поддержкой. Находит любимые предметы, выполняет простые просьбы, знает названия многих предметов. Может показать какую-то часть тела, произносит первые слова обращения и лепечет с интонацией, напевно во время игры.

Двенадцатый месяц

Пытается стоять без опоры. Некоторые дети начинают самостоятельно ходить. Приседает и выпрямляется без опоры. Легко наклоняется, чтобы поднять игрушку, отдает игрушку, если его просят. Легко разбирает пирамидку, может открыть и закрыть дверь, находит спрятанный предмет. Пытается участвовать в одевании, умывании, кормлении – держит ложку. Начинает играть – кормит игрушки, укладывает их спать. Подражает звукам на улицах, определенными созвучиями обозначает предметы, любит находиться со взрослыми и включать их в свою игру.

Годовалый ребенок – это уже вполне сложившийся человечек, который умеет объяснить внимательному взрослому, что он хочет, и с удовольствием общается со взрослыми, радуется, когда они его хвалят, и готов учиться всему, лишь бы эти главные в его жизни люди были им довольны.

Умственное развитие ребенка в 1 год

Интеллектуально малыш в этом возрасте также сильно отличается от себя прежнего. В первое время значение имеет каждый месяц, день и даже час его жизни. Детям необходимо в кратчайшие сроки обработать огромное количество информации.

Мозг человека никогда не развивается столь интенсивно, как в возрасте от рождения до трех лет. То, что должен уметь ребенок в год, просто поражает, особенно если вспомнить, что малыши не имеют совершенно никакого представления о мире. Они учатся различать окружающих, начинают понимать, где свои, а где – чужие. Узнают, что им сулит опасность. Разбираются в предметах обихода, игрушках, одежде, пище, животных.

Конечно, все эти познания поверхностные, но их хватает, чтобы ребенок мог контактировать с родителями, играться и высказывать свои потребности. Что должен уметь ребенок в год?

  • говорить 10-15 слов, имитировать различные звуки;
  • выполнять простые просьбы;
  • играть в элементарные игры (понимать их суть);
  • иметь представление о частях тела;
  • знать предназначение разных предметов.

Конечно, речь идет всего лишь о том, что малыш должен понимать, для чего нужна ложка, подушка, одеяло, горшок или телефон. Некоторые дети к году могут пробовать самостоятельно кушать, другим на это понадобится еще не один месяц обучения. Чтобы умственное развитие происходило быстрее и проще, ребенку нужно дать свободу, не ограничивать его жажду познания. Естественно, в пределах разумного.

Мама и годовалый ребенок

Когда ребенок начинает держать игрушку в руке

Во сколько месяцев ребенок начинает держать предметы За счет хватательного рефлекса ребёнок может держать игрушку уже с двух-четырех недель с момента рождения. Он делает это непроизвольно и не может контролировать движения. Если дать крохе маленький предмет, он ухватит его неосознанно и будет держать, как мамин палец. Самостоятельно разжать пальцы в этом случае новорожденному невозможно, поэтому это придется сделать взрослому.

Для привлечения внимания ребенка в первые месяцы жизни используйте яркие игрушки, которые держите на расстоянии 30-50 сантиметров от лица младенца, чтобы тот заметил предметы. В этом возрасте отлично подходят цветные погремушки. Но не выбирайте слишком шумные изделия и не используйте резкие звуки, иначе кроха может испугаться.

Кроме того, малышам до пяти-шести месяцев не рекомендуется давать тяжелые погремушки и предметы, иначе при игре он может уронить игрушку и ударить себя. После двух месяцев младенец может удерживать компактные вещи в руке, изучать и тянуть в рот. А когда ребенок начинает держать погремушку или другую игрушку в руке осознанно, узнаем далее

Когда ребенок сам берет и держит игрушки После четырех месяцев малыши начинают осознанно хватать и брать предметы, которые попадают в поле зрение крохи. Кроме того, ребёнок притягивает игрушки и даже пытается трясти. Он хватает изделие, которое расположено на уровне глаз. Сжимает игрушку и усердно тянет ближе к себе, пытается засунуть в рот. Кроме того, детки могут стучать по подвешенным погремушкам.

После пяти месяцев ребенок начнет сам брать предмет с кровати или с пеленального столика, зажимать двумя руками и постепенно переходит на использование только одной руки. После полугода малыш должен уметь одновременно держать разные предметы в каждой ручке. При этом он уверенно берет желаемую вещь только одной рукой из положения лежа на животе, боку или спине.

После пяти-шести месяцев малыши могут самостоятельно играть погремушкой, держать и трясти, выбирать понравившуюся игрушку и отталкивать другие. Кроме того, он может сам снять носок с ноги и сцеплять ручки между собой. В этом возрасте важно обеспечить максимальную безопасность для ребенка, ведь он может схватить проходящее мимо животное за хвост, укусить тюбик с кремом и так далее.

Помните, что для каждого ребенка характерно индивидуальное развитие. И если он в четыре месяца еще не может удерживать или хватать игрушку, не нужно паниковать. Нужный навык сформируется чуть позднее. Однако вы можете помочь освоить данное умение при помощи легких упражнений.

Как научить ребенка держать предметы в руках Выполняйте занятия в виде игр, используйте разговоры, стишки и потешки. Будьте в хорошем настроении, не повышайте голос, не кричите и не раздражайтесь, если у крохи что-то не получается; Выбирайте время для игр и занятий, когда малыш здоров и спокоен, сыт. Важно, чтобы кроху ничего не отвлекало и не беспокоило. При этом не оставляйте малыша одного с игрушкой, иначе он может травмироваться!; Выполняйте упражнения по очереди для каждой руки, чтобы не сформировались навыки только правши или левши; Чтобы научить кроху сцеплять ручки, регулярно соединяйте руки грудничка, чтобы он почувствовал сжатие пальцев. Хорошо помогает обвивание руками какого-нибудь предмета, например, погремушки или бутылочки для кормления; Заинтересуйте ребенка яркой игрушкой. Поводите изделием перед лицом, погремите. Когда младенец заметит интересную вещь, начнет следить взглядом, вложите предмет в ручку. Кладите изделие поперек ладони между большим и другими пальцами. Помогите крохе соединить пальчики и обхватить игрушку. Сначала он будет держать вещи недолго, но постепенно период фиксации увеличивается; Когда ребенок уже крепко и продолжительное время держит игрушку, разнообразьте упражнения. Начните тянуть предмет, пытаясь отобрать. Это улучшит реакцию крохи и увеличит напряжение в мышцах. В качестве развивающей игры используйте лоскутный коврик с крепко пришитыми крупными пуговицами, бусинами и прочими подобными изделиями; Чтобы выработать хватательное движение, подвешивайте яркие изделия рядом с одной из ручек. Пусть кроха проявит самостоятельность и развивает движения; Помогайте малышу трясти погремушку и сжимать пищащую игрушку. Он запомнит движения и будет повторять самостоятельно. А чтобы развить навык перекладывания предмета из одной ручки в другую, подводите свободную ручку к занятой, давайте дотронуться до вещи; Обязательно хвалите кроху, когда тот смог выполнить задание. Это позволит малышу радоваться и осознавать успех, а также станет стимулов для последующих занятий; Следите за чистотой игрушек, ведь малыши тянут каждый предмет в рот, особенно в период прорезывания зубов. Поэтому нужно регулярно стирать или мыть изделия, а пластмассовые, резиновые и стеклянные вещи – стерилизовать.

Какие игрушки выбрать ребенку Мы узнали, в каком возрасте ребенок должен начать брать и держать в руках предметы. Но для формирования навыков и безопасности нужно правильно подобрать игрушки. Подходящим вариантом для первых занятий станет погремушка. Выбирайте изделия с длинной ручки около 15 сантиметров. Затем постепенно переходите на более мелкие вещи.

Игрушки должны быть яркими и музыкальными. Выбирайте красный, желтый, зеленый, оранжевый цвета. Используйте предметы с разной формой и фактурой. Это также развивает тактильные ощущения и мелкую моторику, формирует предпочтения и вкус. Погремушка будет полезна в первый месяц жизни крохи даже при условии, что он еще не умеет держать предметы. Малыши уже реагируют на звук.

В первые шесть месяцев для крохи хватит две-три погремушки разных цветов и размеров, одна-две подвесных игрушки, которые вешают в кроватку или коляску. Дополнительно можно использовать музыкальный мобиль, но он нравится не каждому ребенку. Если вы используйте музыкальные подвесные изделия для детей до двух лет, подвешивайте мобили и подобные игрушки не ближе, чем на 40-50 сантиметров, чтобы кроха не испугался.

К полугоду можно взять движущиеся игрушки и развивающие изделия, разные по текстуре. Но они не должны издавать слишком громкие и резкие звуки, быть большими, не должны быть объемными и тяжелыми, чтобы не испугать и не травмировать кроху. Кроме того, малыш должен легко и удобно держать предметы.

А что умеет делать ваш малыш?

Всем мамам нужно иметь в виду: спрашивая у подружек и соседок о том, что должен уметь ребенок в 1 год, они могут получить не совсем тот ответ, на который рассчитывали. Мало кто может адекватно реагировать на то, что чей-то малыш оказался в чем-то лучше или умнее. Но нужно очень сильно постараться и не сравнивать своего ребенка с другими детьми, даже если те сами начали ходить в девять месяцев, в десять сели на горшок, а в год — декламировать стих про косолапого мишку.

Малыш, который к году начал делать первые шаги (в том числе и с поддержкой за руки), говорит мама, папа и ба-бах, выполняет элементарные поручения родных, живо интересуется игрушками и сюжетно-ролевыми играми – совершенно нормально развивается. Все остальное он наверстает в течение ближайших нескольких месяцев.

Но если навыки и умения ребенка в 1 год недостаточно развиты, лучше обратиться к компетентному специалисту за консультацией. Прежде всего, к неврологу, который в случае необходимости подберет препараты, стимулирующие активность головного мозга. Еще он назначит специальные занятия, среди которых может быть ЛФК, гимнастика, плавание, игры на развитие мелкой моторики.

Игры для годовалого ребенка

Нормы развития детей до года: не читайте старых книжек!

Прежние нормы развития неприменимы к современным детям, считает психолог Лариса Суркова. Новорожденный и ребенок в 1 месяц — более эмоционально активный, чем пишут в книжках, но в год ребенок вряд ли заговорит. Наблюдения за развитием ребенка по месяцам Лариса делает на только на приеме — у нее пятеро детей. Итак, самые последние данные о том, что должен уметь ребенок в 1 месяц, в 3, в 9 месяцев и т.д.

Развитие ребенка по месяцам

Современные дети «ломают» все устоявшиеся нормы развития. Я вижу это даже на примере собственных детей: если двадцать лет назад моя старшая дочь, как положено новорожденным, мило посапывала в кроватке сутки напролет, то младшая по сорок минут глазела по сторонам и явно хотела нашего внимания. Дети меняются; теорий, которые анализируют причины этого, — великое множество, но наша задача проще — всего лишь взглянуть на детей по-новому.

Например, раньше считалось, что «новорожденный спит большую часть времени. Наиболее продолжительный период активного бодрствования на этом этапе может составлять до 30 минут. В этом возрасте ребенок способен реагировать на звук, свет и боль. Он уже обладает кратковременным зрительным и слуховым сосредоточением. У малыша хорошо выражены сосательный, зевательный, глотательный и остальные рефлексы».

Сегодняшние малыши и малышки совсем другие. Рефлексы, безусловно, остались на своих местах, но периоды сна и бодрствования изменились. Новорожденные спят по полтора-два часа и осматривают мир по сорок-шестьдесят минут. У них очень быстро возникает потребность в социальном контакте с мамой. Малыши могут долго слушать обращенную к ним речь, привлекать внимание окружающих не ради удовлетворения физиологических нужд, а из-за скуки.

В месячном возрасте ребенок становится более активным. Общее время бодрствования постепенно увеличивается до часа. Он уже может фиксировать взгляд, следить за предметом, но поворачивать голову за передвигающимся предметом пока не способен. На этом этапе малыш уже пытается демонстрировать взрослым свои эмоции. Делает он это, в основном, при помощи крика, мимики или кряхтения.

У младенца нарастает потребность в социальном общении. Он хорошо чувствует окружающих и зависит от их настроения. Многие мамы замечают, что малыш как бы копирует их настроение и самочувствие, «зеркалит» их.

Если вы увидели на лице младенца 2 месяцев улыбку — знайте, что это не случайность. К этому возрасту ребенок способен улыбаться осознанно. Малыш вступает в своего рода общение с близкими. Он отвечает на вашу речь гулением, а на улыбку — улыбкой. Он наблюдает за тем, куда пошла мама, и может отлично следить за игрушкой. Время бодрствования увеличивается.

Ребенок в 3 месяца уже четко узнает свою маму. Он легко выделяет ее из стоящих рядом людей, может адекватно реагировать на обращение к себе. В жизни младенца появляется понятие «игра». Как много интересных игр и игрушек придумано для малышей: мобили, погремушки, развивающие коврики… Родителям кажется, что ребенка можно положить на такой коврик и 40 минут отдохнуть. Конечно, это не так. Хорошо уже, если ваш малыш сможет заниматься одним видом деятельности 3-4 минуты. Этого более чем достаточно в столь юном возрасте.

В 4 месяца ребенок с интересом и подолгу рассматривает неподвижный предмет, крепко держит погремушку в руках, находит глазами свою маму и внимательно следит за ней, заливисто смеется. Начинается период развития двигательной активности: как самостоятельной — например, попытки ползать или перекатываться, — так и стимулирующей других к движению. Ведь нет большей радости, когда мама носит тебя на руках, говорит с тобой и рассказывает обо всем вокруг! Хорошо, что есть мамы, которые понимают, что это важный этап развития ребенка, и не отказывают ему в этой потребности.

«Речь» ребенка 5 месяцев отличается особой певучестью и музыкальностью. Малыш уже четко демонстрирует разнообразные эмоции, различает любые интонации голосов родителей, подолгу рассматривает свои руки и окружающие предметы. Ребенок узнает себя, и это вызывает бурю эмоций у него и окружающих его взрослых. Найдя себя в зеркале, малыш радуется, смеется. Другие дети или взрослые не приводят его в такой восторг: наоборот, он может насупиться и насторожиться.

Позовите по имени полугодовалого малыша, и он тут же отреагирует. Более того, в этот период он начинает издавать не просто отдельные звуки, а слоги. Почаще разговаривайте с малышом. Вы удивитесь, с каким интересом он будет прислушиваться к сказанному вами. Если ваш ребенок на грудном вскармливании, то в нужный момент он отчетливо даст понять, что хочет грудь, указав на нее.

К 7-8 месяцам малыш начинает узнавать отдельные предметы. Он осваивает сложный эмоциональный лепет, выдающий его настроение. Ох, и «веселое» время для вас настает! Ребенок вводит для себя понятия «свой» и «чужой». Если бабушка вас редко навещает, то велик шанс, что взять внучка на руки она не сможет.

Лепет ребенка можно назвать звукоподражательным. Все больше эмоций вы можете наблюдать на лице своего крохи. В этом возрасте дети становятся очень интересны папам, ведь с ними уже можно «поговорить».

В возрасте 9-10 месяцев ребенок уже может выполнять простые команды, а при надобности уже вполне осознанно зовет маму. Для малыша не составляет особого труда показать, где у куклы носик, глазки, ротик, ручки и т.д. Ему интересны пирамидки и сортеры. Он с удовольствием указывает на различные предметы, видя, что это вызывает радостные эмоции мамы и папы.

Ребенок хорошо понимает слово «нельзя» и уже пытается хитрить на эту тему. Он может сам себе грозить пальчиком и делать то, что запретно.

Психологическое развитие малыша ближе к году обретает вполне взрослые очертания. Он уже понимает, чего хочет, а что ему неприятно. Начинаются первые психологические конфликты. Ребенок пытается утвердить свои предпочтения, возражает, капризничает. Но долгосрочных связей между эмоциями и действиями еще не строит. Он еще не может делать что-то вам «назло», просто пытается сохранить собственный комфорт.

Еще 10 лет назад от годовалого ребенка ждали речи. Сейчас нормы изменились. Дети все больше воспринимают и меньше воспроизводят. Речь у детей появляется после 18 месяцев, физическая активность развивается иначе. Не надо волнений и переживаний по этому поводу. Просто помните, что все дети разные и всему свое время!

Игры для детей после года

Складывая башенку из разноцветных кубиков, собирая пирамидку или просовывая фигурки в сортер, дети не просто развлекаются – они познают мир. Именно с помощью игры дети учатся жить. Мама, которая организует для своего малыша правильные занятия, поможет ему быстрее адаптироваться в социуме и сможет понять, нормально ли развит ребенок в 1 год. Что должен уметь делать малыш в таком возрасте с игрушками, чем и как ему развлекаться?

Игрушки:

  • кубики;
  • пирамидка;
  • конструктор с большими деталями;
  • мячи;
  • каталки;
  • сортеры;
  • наборы детских инструментов и посудка;
  • девочкам – куклы, пупсы;
  • мальчикам – машинки.

Мелкая моторика (под маминым присмотром):

  • крупная мозаика;
  • крупы, макароны;
  • крышечки от бутылок;
  • кинетический песок, соленое тесто, пластилин;
  • пальчиковые краски.

Занятия:

  • прятки;
  • ладушки;
  • дочки-матери;
  • чтение книг с крупными иллюстрациями;
  • рисование, лепка.

Нужно помнить, что оставлять ребенка наедине с мелкими предметами и вообще всем тем, что он может проглотить, засунуть в нос или уши, категорически запрещается.

Питание ребенка в год

Кризис первого года жизни

Всем родителям без исключения рано или поздно придется столкнуться с проблемами, связанными с кризисом их малыша. В этот момент им будет совершенно безразлично, что должен уметь ребенок в 1 год. Развитие, учеба, улучшение словарного запаса и все программы раннего старта откладываются, ведь на повестке дня встает элементарный вопрос дисциплины.

Не стоит паниковать и зажимать ребенка в железные тиски. Дети в этом возрасте начинают выказывать протесты и не слушаются не для того, чтоб позлить родителей. Они не в состоянии быстро справляться со знаниями, навалившимися на них, не научились еще проявлять свои эмоции и даже идентифицировать их. Мама и папа должны помочь малышу понять, что такое грусть, злость, радость, усталость, удивление. Увидев, что эмоции ребенка зашкаливают, они обязаны отвлечь его от раздражающего фактора и проговорить то, что с ним произошло. При этом следует использовать простые и короткие предложения, задать вопрос ребенку и самим ответить на него:

  1. «Маша сердится? Да, Маша расстроилась. Мы сейчас исправим это».
  2. «Ваня очень рад? Ура! Маме нравится, что Ваня смеется. Давай веселиться тише – бабушка спит».
  3. «Антошка ударился? Антошке больно. Мама пожалеет Антошку».

То, что родители признают и принимают эмоции малыша, помогает ему почувствовать их уверенность и заботу о нем.

Умственное развитие ребенка в год

Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку

Вы знаете, во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку? Эта игрушка достаточно безопасна для малыша, даже несмотря на ее громкий звук. Говорят, что нет ничего проще, чем дать крохе погремушку, чтобы он успокоился от долгого плача. Но если протянуть месячному ребенку эту вещь, он не поймет, что от него хотят. Может быть, есть особые возрастные рамки, когда именно малыш станет воспринимать погремушки?

Когда ребенок начинает держать игрушку в руке?

Первое знакомство карапуза с необычным звуком происходит спустя 1,5 месяца. Уже в таком раннем возрасте ребенок начинает держать игрушки, понимает, что их можно вертеть и просто держать. Здесь главное выбрать правильную вещь, чтобы она была максимально удобна для тактильного восприятия, не создавала дискомфорта.

Во сколько месяцев ребенок держит погремушку? В двухмесячном возрасте ребенок начинает держать погремушку в руке. Происходит знакомство с ощущениями, с тем, что можно не только наблюдать игрушки, но и трогать их.

В этот период малыш не показывает свою любознательность, он еще не умеет этого делать. Но на самом деле, внутренне ребенок очень заинтересован игрушкой, которую крепко держит в руках. Для него это что-то новое и неизведанное.

С трех месяцев новорожденный начинает держать погремушку более уверенно. Появляется интерес, откуда доносится этот странный звук грохота. Впоследствии, кроха обязательно узнает о том, что все дело в наполнителе погремушки. А пока, пускай крутит, вертит и кидает на пол – малышам это нравится.

Как научить ребенка держать игрушку?

Чтобы карапуз обратил внимание на погремушку, необходимо показать ее, лучше всего сделать это несколько раз. Затем, малыш поймет, что вещь можно брать в руки, трогать, вертеть и играть с ней.

Алгоритм развития навыка удержания игрушки в руке:

  • попробуйте в ручку новорожденного положить свой палец, он тут же его сожмет. То же самое происходит, если грудничок начинает держать игрушки и погремушку. Как только вы увидите, что малыш активно разглядывает вещь, интересуется ей, изучает ее – это значит, что кроха начал развиваться;
  • ребенок должен держать игрушку, пускай он привыкает к тому, что щупать можно осознанно, без чьей-либо помощи. Для этого чаще показывайте карапузу одну и ту же погремушку, чтобы он ее запомнил. Спустя пару месяцев, малыш сам потянется к той игрушке, которая часто была перед его глазами;
  • еще один хороший способ научить держать погремушку – это разложить вокруг ребенка все, что есть. Пускай он сам возьмет ту, которая ему больше всего нравится.

Что делать, если ребенок в 4 месяца плохо держит игрушку. Первое, что нужно сделать, это прекратить паниковать. Не все детки быстро развиваются, кто-то делает это медленнее. Но это вовсе не значит, что малыш растет с отклонениями.

Виды погремушек для малышей фото:

Что делать, если ребенок в 5 месяцев плохо держит игрушку. Может быть, ему не нравится форма или цвет погремушки? Такое бывает, дети отказываются даже брать в руки то, что их отталкивает. Например, вряд ли малыш станет трогать черную и неприятную на ощупь вещь, она может его испугать.

Ребенок должен держать игрушку в руках к 5 месяцам – это та самая моторика, которая важна для каждого младенца. Попробуйте приобрести в магазине несколько видов погремушек, чтобы узнать, какая из них точно понравится ребенку. Рано или поздно он все равно начнет ее хорошо держать.

Возраст с четырех-пяти месяцев – самый оптимальный, когда дети начинают держать погремушку в своих маленьких руках. Конечно, без помощи родителя здесь не обойтись, крохе необходимо помочь. Так, раз за разом, карапуз поймет, что игрушки – это интересные вещи, которые можно не только наблюдать глазами, но и прижимать к себе.

imalishka.ru

Навыки самообслуживания

Теперь мы выясним, что должен уметь делать ребенок в год самостоятельно. В этом возрасте дети лишь учатся заботиться о себе и помогать родителям, поэтому требовать от них слишком многого не нужно. А вот поддерживать их жажду к самостоятельности просто необходимо. Как только ребенок скажет свое первое «Я сам!», родители должны набраться терпения и понимания. В их же интересах дать ему возможность поскорее овладеть такими действиями:

  • пить из поильника или чашки непроливайки, затем из обычной кружки и стакана;
  • орудовать столовыми приборами – ложкой и вилкой;
  • раздеваться и одеваться;
  • проситься на горшок.

Это все относится к элементарным навыкам самообслуживания. Также малышу в год можно уже разрешить помогать протирать пыль, брать веник, чтобы убрать мусор, складывать игрушки в коробки. Толку от такой помощи поначалу много не будет, но ведь ребенок только учится, совсем скоро у него все получится!

Кризис первого года жизни

Во сколько месяцев ребенок берет ручками предметы

В ожидании появления на свет малыша многие родители заранее приобретают вещи, игрушки, так как понимают, что в первое время данным хлопотам не будет места в ритме их жизни.

Многие мамочки, пересматривая детские вещи, игрушки, задаются вопросом относительно того, когда же ребенок начинает брать в руки погремушку, прочие предметы и держать их. Ведь это такое же важное событие в их жизни, как и первые шаги или слова.

Когда малыш самостоятельно сможет взять погремушку

Некоторые мамы полагают, что уже с рождения ребенок может брать в руки погремушку, держать ее, опираясь на то, что дети рождаются с достаточно развитым хватательным рефлексом. Действительно, когда крохе исполняется 2 недели, он может держать предмет, который родители вложили в руку.

Но не более того, самостоятельно в этом возрасте ребенок на такое не способен. Но, это не обозначает что игрушки необходимо припрятать до того времени, когда ребенок начнет понимать что с ними делать и проявит интерес.

Игрушки непременно должны присутствовать в жизни карапуза с самого рождения. Детям нравиться наблюдать за тем, как родители развлекают их красочными, гремящими предметы. В этом возрасте следует выбирать игрушки спокойных, не слишком насыщенных цветов, которые не будут раздражать глаза крохи.

По мере взросления ребенок начинает проявлять больший интерес к этому занятию. Когда карапузу исполнится месяц, он точно также будет продолжать держать вложенную в его руку игрушку и даже хватать предметы, расположенные вблизи его. Но, происходит это не осознанно, а скорее интуитивно. Крохе нравится рассматривать новые, интересные предметы.

А вот когда ребенок достигнет 3 – 4 месяцев он начинает сознательно брать в руки предметы, как правило, те, которые больше всего приходятся ему по душе.

Естественно, поначалу удерживать какую-либо вещь в руках крохе будет сложно, но ему необходимо всячески в этом помогать, ведь в такой способ у него развиваться моторика рук, происходит психологическое развитие.

Если по достижении 3 – 4 месяцев ребенок не проявляет никакого интереса к таким играм, не хочет брать в руки игрушки, то необходимо его заинтересовать. Когда родители видят, что обычную игрушку малышу сложно держать в руках, можно прибегнуть к помощи различных мобилей или подвесных игрушек, которые ребенок будет хватать руками.

Существует множество различных погремушек для детей первого года жизни, изготовленных из разных материалов. И к их выбору необходимо подойти осознанно.

Что нужно знать о первых погремушках

Когда кроха начинает интересоваться погремушками, а происходит это, как правило, с 3 – 4 месяцев, родители спешат приобрести своему малышу массу всевозможных забав. При этом не соблюдают элементарные рекомендации, к числу которых следует отнести:

  • Когда кроха начинает интересоваться различными предметами, играми, необходимо позаботиться о приобретении продукции, которая, как правило, будет испробована им на вкус. Такая продукция должна быть изготовлена из качественного материала.
  • Для детей первых месяцев жизни погремушки должны быть легкими и удобными, помещаться в его небольшую ручку.
  • Цвета не должны быть слишком насыщенными, это может искажать полученную детскими глазами картинку.
  • Периодически предметы, с которыми играют дети, необходимо менять. Это касается и возраста крохи. Если в первые месяца жизни можно было ограничиться предметами из пластика, то в период появления зубов, необходимо отдать предпочтение специальным резиновым и прочим кольцам, которые предназначены для того, чтобы их грызть.
  • Регулярно детские вещи, погремушки должны проходить обработку от микробов. Учитывая то, что ребенок все хочет попробовать на вкус, игрушка, со всеми имеющимися на ней микробами, непременно попадет в рот младенца.
  • Следить стоит и за их состоянием. Избавляться от ломаных, испорченных потех необходимо незамедлительно во избежание непредвиденных ситуаций, которые могут составлять опасность здоровью и жизни карапуза.

Узнав, во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно брать погремушки в руки, некоторые мамы пытаются, во что бы им это не стало, ускорить процесс, полагая, что в противном случае у карапуза проявятся отклонения в развитии. Это не так.

Все дети индивидуальны и график развития у каждого свой, поэтому торопить события не нужно. Достаточно создать благоприятную атмосферу, в которой карапуз сам начнет проявлять интерес, пытаться достать окружающие предметы. Периодически можно предлагать новые игрушки и когда малыш сделает первые попытки поощрять его. Ведь сколько новых навыков крохе еще предстоит освоить.

razvitie-vospitanie.ru

Речь годовалого малыша

Наверняка читателей интересует информация о том, что должен уметь ребенок в год говорить. В норме это не более 10-15 слов, чаще всего видоизмененных, которые произносятся «малышевым» языком.

Дети к году произносят простые слова на 1-2 слога: мама, папа, баба, ба-бах, гав, ку-ку. Они уже могут отличить и частично произносить имена близких и людей, с которыми чаще всего видятся. Отметим также, что многие малыши в год еще путают слова «дай» и «на» – такое встречается очень часто и по этому поводу не стоит волноваться. На данном этапе главная задача родителей – расширить словарный запас ребенка. Для этого с ним нужно разговаривать, рассказывать или читать сказки, показывать карточки с животными, предметами, игрушками, алфавитом и т. д.

Что умеет ребёнок в 1 месяц?

Более подробная информация о том, когда новорождённый начинает слышать, видеть, ощущать запахи, представлена в статье детского врача.

Поскольку малыш очень быстро растёт, родителям будет полезно знать, что должен уметь ребёнок в 6 месяцев.

  1. Месячный ребёнок уже должен начать держать головку. Лучше всего это заметно, когда грудничок лежит на животе. Голова не утыкается в пеленку, как у новорождённого. Малыш будет её какое-то время удерживать на весу.
  2. Начинает узнавать маму, вступать с ней в зрительный контакт.
  3. Фиксирует взгляд. Сначала это буквально секунда. Затем с каждым днём ребёнок всё дольше и дольше может фокусироваться на неподвижном предмете. К концу первого месяца жизни дети не только фиксируют взгляд, но и следят глазами за движущимися предметами. Обычно это яркая погремушка.
  4. В речи начинают появляться новые звуки. Они бывают гортанными или похожими на бульканье. Это не привычное младенческое «уаа» монотонного характера. Это первые осознанные звуки, зачатки речи, начало гуления.
  5. Младенец начинает прислушиваться к речи, звукам окружающего мира. На протяжении прошедшего месяца малыш то пугался резких звуков, то, наоборот, успокаивался. К концу месяца он уже более осознанно реагирует, различает интонации. Успокаивается при звуках голоса родителей и может испугаться незнакомого тембра.
  6. Первая улыбка. Родители и раньше видели улыбку новорождённого. Во время сна. Уголки губ подрагивали, складываясь в умилительное выражение лица. Но в месяц малыш впервые может улыбнуться осознанно, в ответ на улыбку мамы или папы.
  7. Реагирует на прикосновения близкого человека. Так, мама способна успокоить малыша, взяв его на руки. Оказавшись в объятиях незнакомца, младенец, скорее всего, среагирует негативно.
  8. Формирование внутренних часов. Начинает вырисовываться некий свой режим дня. Некоторые младенцы ждут кормлений в привычное время. В определённое время бодрствуют и спят.
  9. Рефлексы. Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
  10. С исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной.

Это основное, что должны уметь делать дети в возрасте одного месяца.

Двигательная активность ребенка в 1 год

Большинство малышей уже делают свои первые шаги. Как показывает практика, раньше начинает ходить не мальчик, а девочка. Что должен уметь ребенок в год? Как развивается к этому возрасту его двигательная активность?

Если на свой первый день рождения малыш еще не топает самостоятельно, то он как минимум очень быстро и проворно ползает. Это хорошо – таким образом мышечная система ребенка тренируется и крепчает. Годовалый малыш должен уметь приседать на корточки и вставать из такого положения, наклоняться, чтобы поднимать небольшие предметы, бросаться, что-то толкать, прыгать с поддержкой. Большинство детей к году знают, как спускаться с возвышенности (кровать, диван), но не все в год могут залезть наверх, хотя попытки делают.

Что должен уметь ребенок в год

Как развиты органы чувств на 1 месяце жизни

Зрение

Ребенок уже умеет задерживать взгляд на крупных и ярких предметах, правда пока всего на несколько секунд. Он научился различать лица людей, следить за передвигающимися предметами или движениями мамы.

Для лучшего развития рекомендуется чаще менять предметы вокруг кроватки. Новая, еще неизученная вещь, быстрее привлечет его внимание.

Маленькая хитрость: так как память малыша еще не способна удерживать в себе большое количество информации, достаточно всего пары комплектов игрушек, менять которые можно один раз в неделю. За неделю предыдущие игрушки уже забудутся и будут восприниматься как новые.

Слух

Резкие, громкие звуки тревожат младенца. Особенно, если он слышит их впервые. Проведите эксперимент: хлопните в ладоши рядом с личиком ребенка – он повернется на звук. Однако если этот звук привычен его слуху, то реакции на него не будет.

Малыш уже умеет отличать человеческий голос, поэтому особенно важно разговаривать с ним, петь песенки или рассказывать прибаутки. Во-первых, это общение, на которое ребенок с радостью отреагирует гулением и улыбкой. Ну а во-вторых, уже сейчас сказанные слова остаются в подсознании, и именно из них впоследствии будет формироваться его словарный запас.

Обоняние и осязание

Различать маму по запаху ребенок учится еще на второй неделе своей жизни. Да это и не удивительно, ведь от мамы фактически зависит его жизнь. Поэтому детки, особенно находящиеся на грудном вскармливании, в таком раннем возрасте могут отказаться принимать пищу от человека, который «не пахнет как мама».

Молодые мамочки, осторожнее с духами в первые пол года малыша. Ведь он может не узнать вас именно из-за чужого запаха.

Не забывайте делать ребенку регулярный массаж. Это полезно для формирующихся мышц и суставов, да и просто очень приятно. Тактильный контакт для крохи сейчас не менее важен, чем еда и сон. Поэтому не бойтесь чаще брать его на ручки, гладить и целовать. Так вы сформируете у него чувство базового доверия к миру.

Рекомендуем ознакомиться: Как научить ребенка садиться самостоятельно в 6 месяцев?

Режим сна годовалого ребенка

Новорожденный малыш спит 18-20 часов в сутки, к году этот показатель значительно уменьшается. Большинству детей хватает 10-12 часов на ночной сон, с дневным же могут начаться проблемы. Если ребенок еще не успел перейти на один отдых в середине дня, вероятно, родителям еще приходится укладывать его утром или вечером.

Такой сон непродолжительный – всего 30-45 минут. Очень скоро малыш откажется и от него, и будет отдыхать один раз в день. Оптимальным временем для тихого часа есть 13-00 – 15-00. Примерно в это время малыши спят в детском саду, а потому родители должны стремиться подстроить режим своего ребенка к дошкольному учреждению.

Разница между мальчиками и девочками в год

Есть ли на самом деле разница в развитии разнополых детей или это миф? Нет, это не выдумка, причем отличия касаются не только внешнего вида и физиологии малышей, но и их умственного развития. Что должен уметь ребенок в год – мальчик:

  • говорит, но мало – словарный запас до 5-10 слов;
  • физически развит (ползает, ходит, приседает, встает и садится из разных положений, крепко держит предметы, носит их, преодолевает препятствия в виде подушек, валиков, пуфов);
  • ориентируется в пространстве;
  • предпочитает динамичные и подвижные игры.

При этом мальчишки хуже идут на контакт с незнакомцами, чаще плачут и устраивают истерики, мир узнают с помощью тактильного контакта.

Развитие ребенка в один год

Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев

Десятимесячный малыш уже вполне самостоятелен – он может ползать, вставать, садиться, ходить вдоль опоры. Дети в этом возрасте способны буквально замучить маму требованием без конца ходить с ними по дому за ручки.

В десять месяцев малыш уже умеет катать машинку, качать неваляшку, толкать мячик, вставлять один предмет в другой. Предпочтение в игре ребенок отдает более мелким предметам – тем, что легко помещаются у него в ладошке. Малыш уже может достать один предмет при помощи другого, бурно радуется играм-забавам.

В десять месяцев ребенок любит поиграть звуками и слогами. Он произносит их на разные лады, а из речи взрослых может выделить забавные для себя звукосочетания и начать со смехом повторять их.

В этом возрасте малыш продолжает активно осваивать навыки еды, у многих даже получается время от времени благополучно донести ложку с пищей до рта. Малыш уже может есть мелко порезанную пищу, хорошо пьет сам из кружки или из трубочки.

Самый главный шаг в развитии десятимесячного малыша – это появление интереса к другим детям. Ребенок стремиться подражать в своих действиях другому крохе, с интересом наблюдает за его игрой. При помощи и поддержке взрослого малыш будет даже способен некоторое время поиграть в компании с другими детьми.

Контрольные показатели для десяти месяцев: ребенок умеет сбрасывать игрушки со стола, махать ручкой в знак прощания и повторять движения, которые показывает ему взрослый.

Развитие девочки в один год

Малышки по сравнению с мальчиками развиваются по-другому. Еще с материнской утробы у них преобладает левое полушарие головного мозга. Это объясняет то, что девочки более обучаемы, усидчивы и контактны. Но в плане физического развития они отстают от сверстников-мальчиков. Итак, в годик девочка обычно может похвастаться такими навыками:

  • знает и использует до 10-30 слов;
  • умеет ходить, но не слишком подвижна и активна;
  • играет в спокойные, статичные игры – куклами, посудкой, конструктором;
  • имеет первичные навыки самообслуживания.

Конечно, все эти параметры довольно стандарты и вполне допускают отклонения.

Как мы уже говорили, все дети индивидуальны, поэтому если малыш пока не овладел каким-то навыком, это не повод расстраиваться. Возможно, ему нужно немного больше времени на обучение и стоит просто немного подождать.

Как помочь ребёнку освоить важные для 1 месяца умения

Не секрет, что воспитание и образование ребёнка начинается практически с рождения. Правда, ещё, конечно, не время для больших подвигов и свершений, но ведь даже самое большое путешествие начинается c первого шага.

  • Прежде всего, постарайтесь создать благоприятную атмосферу – ребёнок должен пребывать в хорошем расположении духа, быть спокойным и не иметь причин для проявления нервозности. Первое время для этого его придётся носить на руках, чтобы малыш слышал биение вашего сердца и чувствовал ваш запах.
  • Очень важен тактильный контакт – сделайте его максимально приятным. Переодевая ребёнка, следите за температурой в помещении: холодный воздух или руки может стать причиной такого неприятно явления как икота у новорождённого. Не забывайте делать массаж и обязательно выкладывайте малыша на животик – это не только поможет избежать запоров у грудного ребёнка, но и побудит его активнее двигаться.
  • Для развития слуха полезно всё время разговаривать с ребёнком, напевать ему песенки и рассказывать потешки — всё это превращается в весёлую игру, которая нравится ребёнку. Повторение простых звуков побудит малыша реагировать, очень скоро ему захочется вступить с вами «в диалог» — и начнётся весёлое гуление и осмысленное агуканье.
  • Также очень важно развивать зрение ребёнка: купите ему яркие, контрастные игрушки. Заметные расцветки помогут малышу лучше фокусировать взгляд на предмете, как только он научится это делать, двигайте игрушки в поле зрения ребёнка, он должен за ними следить. Беседуя с малышом, сохраняйте визуальный контакт – наградой за этой очень скоро станет вполне осмысленная адресная улыбка.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: