Почему русские женщины считаются самыми красивыми

«Некрасовская женщина» — известный образ героической славянки из русской литературы. Та самая, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Она всё умеет, работает не покладая рук и, кажется, даже не нуждается в мужчине-защитнике. «Да ведь это лучшие заветы феминизма в действии!» — скажете вы. Но не всё так просто.

Никто не обвиняет Николая Алексеевича в намеренном создании негативного образа или неуважении к женщинам — общество тогда было совсем другим, и мы это понимаем. Но пока «Мороз, Красный нос» изучают в школе, мы считаем важным объяснить, почему не стоит ориентироваться на этот образ сейчас.

Итак, мы перечитали поэму Некрасова и нашли много причин не быть «некрасовскими женщинами».

Концентрация на внешних атрибутах

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц, —

«Красиво ли я сижу?». «А вдруг я кажусь растяпой?». «Я неловко двигаюсь и руки держу странно». Мы думаем об этом на свиданиях, на собеседованиях и когда идём к кулеру за водой через офис. Женщины тратят много усилий на то, чтобы красиво выглядеть со стороны. Нас с детства учат, что нужно грациозно порхать и ровно держать спину.

Что в этом плохого? Постоянная фиксация на внешнем облике мешает нам сосредоточиться на самом действии. Во втором сезоне сериала Sex Education Оливия накрывает голову партнёра подушкой, потому что стесняется того, как выглядит её лицо во время оргазма. И это отличная иллюстрация того, как волнение об оценке не даёт нам погрузиться в процесс.

Философ Мишель Фуко рассуждал о «Паноптикуме» — идеальной тюрьме цилиндрической формы со стеклянными перегородками, где один стражник может наблюдать за всеми одновременно. Заключённые не знают, когда именно на них смотрят, но осознают, что это может происходить в любой момент. Оттого ведут себя идеально всегда. Сейчас эта концепция широко используется в гендерных исследованиях (Gender Studies) — женщины чувствуют себя заключёнными в Паноптикум, где они должны хорошо выглядеть, когда занимаются сексом, тренируются в спортзале, выносят мусор или делают вообще всё что угодно.

Художественные особенности[ | ]

Первая часть[ | ]

«Княгиня Трубецкая», написанная «быстрым, напряжённым ямбом»[8], состоит из двух частей. Первая повествует о прощании героини с отцом, а также представляет собой череду воспоминаний о детстве, юности, балах, замужестве, путешествиях. Во второй части героиня, добравшаяся до Иркутска, демонстрирует волю и характер в противостоянии с губернатором[16]. «Княгиня Трубецкая» создана методом «смежного изображения снов и яви»: во время долгой дороги Екатерина Ивановна то грезит наяву, то вновь погружается в сон, неотличимый от яви[17]. По словам литературоведа Николая Скатова, фрагментарное строение первой части, являющейся «сплавом чередующихся картин» (реалистические воспоминания о жизни в Италии или восстании на Сенатской площади внезапно обрываются, переходя в романтические видения), применено автором сознательно: подобный калейдоскоп должен показать, что «героиня охвачена одним всепоглощающим порывом»[18].

При создании образа Трубецкой Некрасов руководствовался теми сведениями, которые ему удалось почерпнуть из воспоминаний людей, знавших княгиню, а также из «Записок декабриста» Розена, рассказывавшего, что местное начальство получило специальное предписание использовать все возможности для «удержания жён государственных преступников от следования за мужьями»[19]:

Он [губернатор] решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе от её к мужу, как пешком с партией ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: «Вы поедете».

Н. Бестужев. «Волконский С. Г. с женой в камере в Петровской тюрьме». 1830

Вторая часть[ | ]

В «Княгине М. Н. Волконской» ямб сменяется «спокойным, разговорным амфибрахием»; темп и интонация тоже ломаются, переходя в лирическое повествование от первого лица. Здесь уже нет отрывочных впечатлений; всё действие представляет собой «семейные воспоминания» с точным соблюдением хронологии: детские годы, гордость за отца и фамилию, воспитание, выход в свет, замужество[8]. В «Княгине М. Н. Волконской» автор неукоснительно следует композиции записок Марии Николаевны, сохранившихся в доме Михаила Сергеевича Волконского. Сами воспоминания достаточно подробно рассказывают о пребывании декабристов и их жён в Сибири, однако Некрасов взял из них лишь ту часть, в которой княгиня добирается до Нерчинска[20].

Тот факт, что в финале «Княгини Волконской» происходит встреча Волконской с Трубецкой и наконец свидание обеих с ссыльными, придаёт сюжетную завершённость обеим поэмам и произведению в целом[8].

Образ Пушкина в поэме[ | ]

Пушкина автор включает в действие второй части «Русских женщин» дважды. Вначале его образ возникает в тех воспоминаниях княгини Волконской, что относятся к беспечному периоду «проказ и кокетства». В ту пору поэт жил в доме генерала Раевского в Юрзуфе, затем вместе с его семьёй перебрался в Крым, где много общался с пятнадцатилетней Марией. Второй раз Пушкин появляется в поэме при драматических обстоятельствах: он приходит в салон к Зинаиде Волконской, чтобы проститься с уезжающей в Сибирь княгиней и дать ей напутствие в дорогу[21].

Обращаясь к Марии Николаевне, поэт произносит монолог, в котором напрочь отказывается от знакомого многим «привычного насмешливого тона»; в разговоре с Волконской он выступает как гуманист и радетель свободы, восхищающийся поступком княгини: «Поверьте, душевной такой чистоты / Не стоит сей свет ненавистный! / Блажен, кто меняет его суеты / На подвиг любви бескорыстной!»

По мнению автора монографии «Мастерство Некрасова» Корнея Чуковского, адресованные Марии Николаевне слова Александра Сергеевича перекликаются со строфой из шестой главы «Евгения Онегина», не вошедшей в итоговую редакцию: «
Среди бездушных гордецов, / Среди блистательных глупцов…/ В сем омуте, где с вами я / Купаюсь, милые друзья»
. Пушкинское напутствие в «Русских женщинах», согласно замыслу Некрасова, должно было завершиться словами[21]:

Наталья Долгорукова
Пускай долговечнее мрамор могил,
Чем крест деревянный в пустыне,Но свет Долгорукой ещё не забыл,А Бирона нет и в помине.

Это четверостишие было изъято цензурой и не включалось в текст «Русских женщин» вплоть до 1949 года. Речь в нём идёт о юной Наталии Долгоруковой (Шереметевой), которая, став женой князя Ивана Долгорукова, через несколько дней после венчания отправилась вслед за мужем в ссылку в Берёзово[21]. Отметив, что образ княгини Волконской близок характеру Наталии Долгоруковой, Чуковский уточнил, что в воспоминаниях Марии Николаевны рассказывается о Пушкине более сдержанно, чем в поэме; согласно её запискам, во время встречи в салоне Зинаиды Волконской поэт сообщил, что планирует завершить «Историю Пугачёва», а затем отся «в Нерчинские рудники просить пристанища»[22]. Однако до Нерчинска он не добрался[21].

Тотальная идеализация

Красавица, миру на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка.

Необходимость всегда хорошо выглядеть — это полбеды. Но мы должны не только быть ослепительными, но и одновременно творить великие дела. Идеализация женщин — нарратив, который формировался столетиями. Классическая литература заложила основу для завышенных ожиданий и романтизировала образ женщины без недостатков. Глянцевые журналы журналы наглядно показали, как это должно выглядеть: идеальное тело, отточенный стиль, головокружительная карьера, крепкая семья и послушные дети. Социальные сети возвели идею в абсолют, показав, что идеальными бывают не только модели и актрисы, но и просто любые женщины вокруг нас.

Женщина должна уметь всё — эта идея так привычна, что фраза «Любящая жена и счастливая мама» в шапке профиля в Instagram вызывает у большинства людей жалость: бедняжка, она не состоялась профессионально. Девушки, которые построили карьеру, но не вышли замуж, тоже вызывают у многих сочувствие. И даже если вы создали семью и запустили свой бизнес, упаси вас боже один раз не покрасить отросшие корни. Вы сразу же перейдёте в другую категорию «бедняжек» — тех, что махнули на себя рукой.

Русская женщина своих не бросает

При этом она способна не только выплыть сама, но и вытащить на себе всех своих. Русская женщина своих не бросает, никого: ни выживших из ума стариков, ни беспутных детей (а потом и внуков), ни мужей, которых только оторви и выбрось, ни даже драных помоечных котов, которых ей кто-то подбросил. Она до последнего будет тянуть всех на себе, и кто сказал, что это плохое качество? Жертвенности в этом нет никакой, если ей самой не придет охота играть в страдалицу и бедняжку. В этом есть лишь хрестоматийное «Мы в ответе за тех, кого приручили». А в том, что именно она тут всех приручает, у нашей женщины сомнений нет никаких. Потому что: «Если не я, то кто?»

Запрет на жалобы и отстаивание своего мнения

И голод, и холод выносит,

Всегда терпелива, ровна…

Я видывал, как она косит:

Что взмах — то готова копна!

Русская литература пронизана идеей о том, что терпение и покорность — высшая добродетель женщины. В «Анне Карениной» все восхищаются мужеством Долли Облонской, которая смиренно прощает измены мужа и пытается отвлечься заботой о детях. Один из самых нравственных персонажей «Войны и мира» — княжна Марья — терпит все оскорбления отца и не перечит ему.

В «Тихом Доне» Наталья Мелихова терпеливо ждёт мужа, пока он живёт с другой, и довольствуется его прохладной любовью, когда он возвращается. Попытка взбунтоваться сразу же наказывается — она делает аборт и умирает. Мораль ясна: лучше не роптать.

Это не просто истории из книг прошлых столетий. Это наша реальность. Даже сейчас вам могут давать советы вроде «перетерпи — не разрушай семью», «будь мудрее, ты ведь женщина», «уступи мужу». Хорошие девочки не жалуются, не спорят, не отстаивают свою точку зрения. Их задача — быть музами и вдохновлять мужчин.

Умение женщины доносить свою позицию — обстоятельно, чётко, словами через рот — часто воспринимается как придирки или капризы. Зато способность притвориться слабой, манипулировать мужчиной исподтишка, облапошивать его «женскими штучками», похвалами, полутонами и намёками преподносится как житейская мудрость.

Внешняя красота

Лицо. Русские женщины действительно красивы, по крайней мере, они слышат это постоянно. Они сознают, что они красивы, они любят делать себя красивыми и они наслаждаются тем, что они красивы. «Красота спасет мир» – эти слова приписываются любимому русскому классику.

Секрет этой особой красоты лежит в диком смешении Запада и Востока. Какие только народы не жили и не кочевали на территории сегодняшней России – прото-индоевропейцы, славяне, скандинавы, монголо-татары, германские народы и многие другие. Даже сегодня здесь проживает более 100 официальных народностей и 27 языков считаются вторыми государственными. Вся эта смесь варилась в России веками, и вот результат – прелестное сочетание востока и запада: высокие скулы и круглые лица, мягкость черт и светлая кожа, зеленые/голубые/серые глаза и преимущественно темно-русые или темно-каштановые волосы.

Фигура

Большинство русских женщин – обладательницы фигур типа «песочные часы» или «груша», что является признаком высокого уровня женского гормона эстроген. Это придает им женственность и, соответственно, делает привлекательными для мужчин. В западных странах женщины в основном имеют фигуру «яблоко», что говорит о завышенном уровне мужского гормона тестостерон.

Цвета. Хотя западные «коллеги» часто попрекают наших женщин безвкусицей, русские все равно хранят и лелеют свою любовь к ярким краскам в одежде. Страсть к цвету, золоту, серебру, драгоценным камням, скорее всего, – наследие Востока и, скорее всего, никогда не будет понято Западом. Еще одна неотъемлемая часть гардероба русской женщины, которая тоже никогда не будет принята и понята на Западе – это меха. Простая тому причина – погодные условия в большей части страны. Зимы бывают такими холодными, что никакие пуховики не спасают. Здесь – очень интересный пост на эту тему (замечательный блог, исключение в общем непонимании таинственной души русской женщины).

Характер

Русские женщины обладают великой силой выносливости и терпения. Они терпят тупое пьянство своих мужчин – которым те порой даже гордятся. Они терпят побои пьяных мужей. Они терпят это долго, многие – всю жизнь. Но некоторые хотят другой судьбы. Они ищут иностранного/западного мужчину, который позаботится о них. Не секрет, брачные агенства, выдающие зарубеж русских женщин замуж, процветают уже много лет.

Россия – «женская» страна согласно научным исследованиям межкультурной коммуникации. Это подразумевает систему ценностей, превалирующих в обществе. Так называемые «мужские» качества – это соревновательность, оценочность, амбициозность и накопительство материального богатства. Тогда как «женские» культуры на первое место ставят отношения между людьми и качество жизни. Это многое объясняет в России – почему русские женщины так заботливы, почему они поддерживают мужчин, почему они добры и почему у них так развиты материнские инстинкты. Я думаю, это как раз то, что, наряду с женственностью и красотой так привлекает западных мужчин.

Но все эти внешние и внутренние качества вполне могут быть описанием любой другой славянской женщины. А я осмелюсь предположить, что именно русские женщины имеют что-то, отличающее их от всех славянских сестер, и даже от ближайших «родственниц» – украинских сестeр.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: