7 советов о том, как правильно выбрать свой профиль


Часть 1. «Очевидные» советы

Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня. Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?
Попробуем разобраться со всем ниже.

Тайминг: как грамотно распорядиться временем

В течение дня

В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.
Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.

Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).

Перед дедлайном

Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.
Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.

Иллюзия компетентности

Постоянное перечитывание конспекта, статьи, страниц книги или обращение к Google даёт иллюзию, что материал присутствует в сознании. Но это не всегда так.

Вспоминание гораздо эффективнее перечитывания. Прочтите , повторите по памяти, прочтите снова. Постарайтесь вспомнить что-нибудь из изученного за день, расскажите своими словами жене или другу, запишите. Так знание «прилипнет» и останется с вами.

Одно только желание изучить материал и трата времени на его изучение не гарантируют результат. Потраченные часы на изучение могут создавать только иллюзию. Намерение учиться помогает только при правильных стратегиях обучения. Более того, избыточное обучение  —  это чистая потеря времени.

На практике:

  • Книжки с полки и статьи в Pocket не лежат в вашей памяти.
  • «Перечитал учебник десять раз»  —  не значит, что изучил.
  • Возможно, сюда же относится чтение книг в кратком содержании.

Нужно больше воды

Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.
А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.

Настройте «мыслительный насос»

Это процесс, когда идея или задача попадает в голову и начинает в расслабленном режиме «обрастать мясом». Мы задаём структуру предмета погружения, его контекст  —  и притягиваем контент.

На практике:

  • Перед чтением статьи или книги есть смысл просмотреть оглавление, подзаголовки и картинки.
  • При решении задач хорошо начинать со сложных, чтобы переключаться на простые и решать сложное другими областями мозга, в фоне, в расслабленном режиме.
  • Письмо, требующее длинного ответа, можно прочесть и отложить.
  • «Мыслительный насос»  —  это противопоставление стратегиям «навалиться и делать любой ценой», когда уже нет времени.

Учимся во сне

Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.
Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.

Идите со своей скоростью

Если равняться на «звёздных» соучеников и подгонять процесс обучения, то в такой спешке отставание только увеличится, так как не будет времени на усвоение материала. Берёшь на себя много  —  отстаешь  —  забиваешь.

Упёртость, героизм, неумение слушать, сильная воля, работа «вопреки» — всё это мешает находить другие решения. Недовольство и раздражение  —  признаки усталости и нехватки сосредоточенности. Иногда нужно себя заставлять перестать чем-то заниматься. В стрессе теряется способность к установлению новых нейронных связей.

Правильные вопросы при непонимании  —  ключ к успеху. Такие вопросы позволяют понять материал на глубоком уровне и прививают привычку «врубаться». Задать правильный вопрос  —  значит на 80% добиться успеха. Обожаю задавать вопросы.

Чтобы принять стороннее мнение, нужно предварительно поработать над задачей. Чтобы воспринять ответ на свой вопрос, нужно предварительно придумать, что спросить. Ответы на вопросы от преподавателя, коллеги, из лекции и учебника могут иметь одну и ту же идею, но быть сформулированы по-разному. Это даёт свежий взгляд, и шансы усвоить материал повышаются.

Смотришь на профессионала и кажется, что им все даётся. Важно помнить о приложенных усилиях: начинали со сложения, пришли к интегралам.

Студентам дали сложный тест. После теста всех участников похвалили, но по-разному. Первой половине сказали: «Похоже, что ты хорош в этом». Второй половине сказали: «Похоже, что ты много занимался». Смотрите, что было дальше.

У людей с высоким интеллектом объём оперативной памяти мозга больше раза в два, они могут удерживать до девяти порций памяти одновременно. Парадокс в том, что это затрудняет проявление креативности и порождает «эффект установки»  —  выбор из готовых решений, а не новый взгляд. Умные люди теряются в затруднительных и неожиданных ситуациях.

Умение учиться  —  это преодоление сложностей. Практика и целенаправленная работа дают высокий уровень интеллектуальных возможностей. Талантливые люди, которым легко все даётся, могут так и не научиться проявлять упорство. В книжке вообще высказывается мнение об обратной корреляции между высокими баллами и карьерным успехом.

Всегда будут те, кто огульно критикует или старается принизить ваши успехи и достижения. Но благостное общение без оценочных суждений менее продуктивно для обучения, чем когда допускается критика. Для обучения в группе необходимы: оговоренное время, регламент и тема, чтобы обучение не превратилось в посиделки. Группа обучения, друзья и круг общения создают рассеянный режим мышления, нам становятся  доступны нейронные паттерны других людей.

Упражнения для мозга

На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.
Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.

Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.

В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.

Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.

Про привычки

Привычки прекрасны, они помогают решать задачи на автопилоте и экономить энергию. Привычные действия имеют этапы:

  1. Сигнал  —  ни вреден, ни полезен.
  2. Последовательность действий  —  зомбированная автоматическая реакция на сигнал.
  3. Вознаграждение  —  причина укоренения привычек.
  4. Вера  —  оправдание или мотивация привычных действий.

Чтобы изменить реакцию, можно игнорировать привычное поведение: или заменить сигнал, или сменить вознаграждение.

TL;DR

  • Планируйте интенсивные умственные нагрузки на первую половину дня (вне зависимости от того, когда для вас начинается эта «половина»). В течение первых двух-трех часов после пробуждения вы будете максимально сконцентрированы и мотивированы на решение сложных задач.
  • Учитывайте, что примерно через семь часов с момента пробуждения ваша мотивация и концентрация достигнут самой низкой отметки — в это время лучше оторваться от учебы и выйти на прогулку или пробежку, чтобы немного «разгрузить мозг». После того, как вы таким образом восстановите силы, продолжить занятия будет проще.
  • В целом не пренебрегайте спортом. Один лишь спорт, конечно, не улучшит ваши оценки, но может сделать учебу более эффективной — вам станет проще бороться со стрессом во время экзаменов и запоминать информацию на лекциях. Для этого необязательно проводить долгие часы в тренажерном зале или записываться в секцию кунг-фу — даже 150 минут аэробной нагрузки в неделю будут хорошим дополнением к учебе и улучшат общее самочувствие.
  • Помните, что даже незначительное обезвоживание снижает когнитивные способности, поэтому старайтесь обращать внимание на свои ощущения — не игнорируйте жажду. Особенно если в течение дня вы занимаетесь спортом.
  • Несмотря на то, что наиболее интенсивные умственные нагрузки лучше планировать на первые часы после пробуждения, заучивание информации вполне можно отложить до вечера. Если это проблематично — например, вам надо выучить много билетов к экзамену — используйте время перед сном, чтобы повторить заученное. Так вам будет намного проще вспомнить информацию на следующий день.
  • Если вы откладываете учебу до последнего — помните, что вы не одиноки. Чтобы «обмануть мозг», попробуйте выставлять себе промежуточные мини-дедлайны (например «найти статьи по теме курсовой», «написать обзор литературы», «продумать структуру исследования»). Начиная с текущего момента, отмечайте каждый день до дедлайна, в течение которого вы продвинулись к выполнению задачи. Цепочка из «крестиков» или «точек» будет дополнительным стимулом к тому, чтобы сделать в течение дня хотя бы что-то, что поможет продвинуться к цели.

В следующей части нашего обзора мы расскажем о том, как влияет на оценки мышечная память, и почему «знания о знаниях» — сфера, которая поможет серьезно повысить свою успеваемость.

Правильное отношение к учебе

Многим знакома ситуация, когда учеба в школе не привлекает, кажется нудной, а тут еще родители постоянно контролируют ее, принуждая делать домашние задания.
Это отнюдь не добавляет желания учиться лучше. Но ведь в душе ты осознаешь, что твоя дальнейшая судьба существенно зависит от того, насколько качественные знания ты получишь в школе. Если уж быть честным до конца, ты прекрасно знаешь, что дело все же в твоем отношении к учебе, в понимании ее важности в твоей жизни.

Учеба в школе напоминает джунгли. Но найдя нужные инструменты, ты сможешь прорубить себе путь.

Тебе нужно определить для себя цель, сформулировать, зачем нужно хорошо учиться в школе. Возможная мотивация успешной школьной учебы может быть такой:

  1. стать в классе лучшим, привлечь чье-то внимание, заслужить уважение учителей, родителей сверстников (ведь быть двоечником в наше время совсем не популярно в молодежной среде);
  2. дальнейшее поступление в хороший вуз на бюджетной основе и получение стипендии. Для этого нужно сдать ЕГЭ на высоком уровне, а значит и хорошо учиться в школе и заниматься дополнительно с репетиторами по профильным предметам;
  3. хорошее образование помогает получить интересную и достойно оплачиваемую работу.

Мотивация должна вдохновлять в борьбе с собственной ленью.
Важно разобраться в себе, поняв, что тебе больше всего нравиться, а потом углублять свои знания в этом направлении. На верное решение тебя могут натолкнуть советы родителей, друзей и учителей. Важно начать, а потом шаг за шагом бороться с ленью станет намного легче.

Выводы и парадоксы

  • Нужно целенаправленно изучать предмет, но не забывать расслабляться.
  • Нужно концентрироваться, но не до такой степени, чтобы победить вопреки всему. Концентрация не всегда полезна, прокрастинация не всегда во вред.
  • Иногда бросить задачку  —  ключ к её решению.
  • Выделять текст учебника менее эффективно, чем вспоминать и пробовать пересказать. Но если с выделениями потом работать, то это может пойти на пользу.
  • Повторять полезно, но только с правильной стратегией. Тупое повторение и перечитывание  —  трата времени.
  • Для изучения предмета переключаться — хорошо, а мультизадачность  —  плохо. Но где же граница?

Комфорт обучения — тоже стимул

Для того, чтобы процесс учёбы не ассоциировался с каторгой, он должен быть обеспечен комфортными условиями. Здесь можно выделить несколько главных моментов:

  • Изучение формул, правил и законов будет намного более эффективным, если этим заниматься в уютном тёплом уголке, с хорошим освещением и удобной мебелью.
  • Чтобы как можно быстрее начать учиться лучше, полезно также обзавестись хорошими учебными пособиями, в которых материал будет изложен максимально понятно.
  • Многие взрослые прекрасно помнят, как им не терпелось пойти в первый класс, чтобы поскорее взять в руки новые карандаши, испытать новый ластик, похвастать перед друзьями красивым ранцем и ярким пеналом. А ведь все эти нехитрые предметы вполне могут стать сильным стимулом и для повзрослевшего ученика. Все письменные принадлежности должны быть такими красивыми и стильными, чтобы их использование приносило настоящее удовольствие.

«Знал бы прикуп, жил бы в Сочи…»

Конечная цель – выйти на отличную годовую отметку, сами понимаете.

В каких случаях это возможно, если не во всех четвертях высший балл? 1. Если ярко видна «научаемость», т.е. «было и стало»: 4, 4, 5, 5. Начиналось всё средне, но потом видно по оценкам, что «ученик взялся за ум». Годовая – 5

2. Если успеваемость средняя, но последняя оценка – «отлично»: 4, 5, 4, 5. Годовая – 5. Обратите внимание, если порядок оценок другой, то «научаемость», наоборот, оставляет всё ещё желать лучшего: 5, 4, 5, 4. Хотя средний балл тот же! И даже если за третью четверть, самую долгую и тяжёлую 5, но общая картина всё равно выходит 4.

3. Интересный случай, когда 4, 4, 4, 5. Можно отхватить и 5 за год! Если… Об этом как-нибудь попозже в деталях.

4. Конфигурация: 5, 5, 4, 5 – это тоже, скорее всего, годовая 5. Хотя, как видите, за третью четверть 4.

Одним словом, просто имейте в виду, что можно быть круглым отличником по годовым оценкам, но вечным хорошистом по четвертным.

Описанная система работала в старших классах во времена Советского Союза, отсюда и 5-балльная система.

Просьба о помощи

Не зная, как начать учиться хорошо, многие ученики просто пытаются заискивать перед учителями ради хороших оценок. Ни к чему хорошему это не приводит.

Вместо этого им лучше будет искренне признаться, что материал урока воспринять сразу у них не получилось, обратиться к педагогу за помощью. Нет такого учителя, который отказался бы уделить ученику несколько минут, чтобы объяснить ему непонятный момент.

Не стоит бояться показаться несообразительным или глупым. Непосредственность, упорство, любознательность и вежливость смогут сделать намного больше, чем умение льстить. Педагог наверняка оценит желание ученика начать учиться хорошо и обязательно поощрит его хорошими отметками. А это, в свою очередь, станет для него сильным стимулом стремиться к дальнейшим достижениям. —— Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Порции памяти

Это связи фрагментов разрозненной информации по смыслу. Формируются так:

  • Нужно сосредоточиться на информации.
  • Выделить основную идею.
  • Накапливать контекст применения (не только «как применять», но и «когда»).

Порции памяти высвобождают место в рабочей памяти. Порции памяти  —  это концентрированное знание, библиотека готовых понятий и решений, которые помогают творчески синтезировать новые решения.

Предпосылки к креативности  —  прочные знания в определённой области и широта интересов. Зубрёжка не формирует порции памяти. Многозадачность не формирует порции памяти.

Как формировать порции памяти:

  • Интервальные повторения, повторения в необычном контексте.
  • Ведение и упорядочивание конспектов, редактирование.
  • Самоэкзамены и самопроверки  (сработало или нет, как и почему).

На практике:

  • Изучая арифметику, можно понять и запомнить, что 2+2=4. Эта сформированная порция памяти высвобождает место из-под двух двоек и понятия «сложение». И в итоге занимает только одну ячейку в голове.
  • Идеи этого блога кочуют из статьи в статью в разном контексте.
  • Неудачно завершённые задачи освобождают оперативную память мозга и позволяют думать о новом только тогда, когда это самое завершение сформулировано явно. То есть признанные неудачи  —  это хорошо. Они формируют порции памяти.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: