Ив Сен-Лоран: биография, карьера и личная жизнь


Ив Сен-Лоран: биография

Кутюрье Ива Анри Дона Матье Сен-Лорана, известного нам как Ив Сен-Лоран, называют революционером фэшн-индустрии, маленьким принцем высокой моды и вечным классиком. Николя Саркози отметил, что Сен-Лоран первым среди коллег поднял моду до уровня искусства.

Портрет Ив Сен-Лорана

Друг и коллега кутюрье – Пьер Берже – подвел черту под творческой биографией Ива Сен-Лорана, заметив, что на моду первой половины ХХ столетия повлияла Коко Шанель, а второй половины – Сен-Лоран. Он подарил человечеству стиль унисекс, одел женщин в смокинги, высокие сапоги, прозрачные блузки и платья-трапеции. А еще первым пригласил на подиум манекенщиц с темной кожей.

Первые работы гениального французского кутюрье Ив Сен Лорана

Модный дом Ив Сен-Лоран появился на свет в 1961 году, основателем которого стал молодой, но талантливый дизайнер совместно с Пьером Берже, который занимал пост руководителя в модном доме Диор. Еще до открытия линейки молодой дизайнер успел произвести настоящий фурор. Тогда он создал революционную коллекцию под названием «Трапеция». Данная коллекция пришлась по душе даже самой требовательной аудитории, вследствие чего принесла модному дому колоссальный успех. Однако молодой кутюрье на одной коллекции не остановился и пошел дальше. Он создал коллекцию под названием «Битник», где в качестве образа стала представительница прекрасной половины с волевым характером: укороченные кожаные куртки и классические брючные костюмы.

Эта коллекция получила наивысшие баллы и награждена престижными премиями.

Такие нововведения слегка напугали акционеров модного дома Диор, и они решили, как можно быстрее избавиться от Ив Сен Лорана. Но и эта ситуация не остановила молодого модельера, в скором времени он начал работать над созданием новых коллекций, в результате чего появился знаменитый логотип, состоящий из трех букв.

Детство и юность

Будущий «архитектор» модной одежды родился в алжирском Оране летом 1936 года. Отец звезды трудился страховым агентом, а мама стала для Ива первой музой, вдохновившей на создание эскизов платьев. Ее вечернего выхода в свет сын и две дочери ждали, как театрального представления. Рисовать эскизы одежды Ив Сен-Лоран начал в 8-летнем возрасте, а в 11 увлекся театральными подмостками. Да так, что вскоре построил декорации дома, наряжая кукол в склеенные из раскрашенных лоскутов наряды.

Ив Сен-Лоран

В доме не было страха перед старшими, «спектакли» Ива с удовольствием смотрели мама, сестры и кузины. Неизгладимое впечатление на юного кутюрье произвел спектакль великого Луи Жуве «Школа жен», декорации и костюмы для которого создал французский художник Кристиан Берар.

Ив Сен-Лоран в молодости

Позже Сен-Лоран признался, что, увидев одежду театральных актеров от Берара, понял, что главное в костюме – душа, а в платье – женщина. В Алжире Ив Сен-Лоран окончил колледж и лицей, делая акцент на любимых предметах – французском и латинском языках. Писателями, повлиявшими на мировоззрение, называл Андре Жида и Марселя Пруста, из художников обожал Матисса.

Биография

По словам бывшего президента Франции, Николя Саркози, именно Сен-Лоран стал первым, кто поднял моду и ввел ее в ранг искусства.

Родился и провел свое детство будущий модельер в Оране. Именно мама становится музой для Ива, благодаря которой создаются его первые эскизы платьев.

Работы в области моды и искусства маленький Ив начал еще в 8 летнем возрасте, а в 11 лет уже увлекся модой театральной.

Достигнув 17 лет, молодой человек переезжает в Париж, записывается на курсы рисования «от кутюр». Первым успехом юноши становится эскиз черного коктейльного платья. Через два года, в возрасте 19 лет, становится ассистентом в доме Кристиан Диор, а к 21 году получает должность арт-директора.

Работы Ив Сен-Лорана всегда привлекали внимание. Им восхищались другие именитые дизайнеры, его повторяли и копировали, ему подражали и стремились заполучить хоть немного от славы модельера. Поэтому модельер никогда не был одинок. В одно время ему приписывали романы с Катрин Денев, Паломой Пикассо и другим женщина. На практике, модельер не был женат и скончался в 2008 году от опухоли моды. Его уход восприняли как «конец моды во Франции».

Дизайн и мода

В 17 лет юноша прибыл в «столицу моды» и записался на курсы рисования «от кутюр». Первый успех пришел в том же году: черное коктейльное платье, эскиз которого создал Ив Сен-Лоран, заняло первое место на конкурсе. Спустя 2 года, в 1955-м, 19-летнего юношу взяли ассистентом в штат дома Кристиана Диора. В 1957-м глава модного дома умер. За два года совместной работы Диор разглядел в молодом ассистенте талант, поэтому владельцы марки сделали ставку на Ива Сен-Лорана, доверив 21-летнему кутюрье должность арт-директора.

Дизайнер Ив Сен-Лоран

Вначале 1958 года дизайнер представил на суд поклонников дома моды дебютную коллекцию, на которую Ива Сен-Лорана вдохновили русские сарафаны. Такого фурора не ожидал никто: от Ива ждали продолжения линии Диора – пышных приталенных силуэтов. А новичок презентовал совершенно новый лук – А-силуэт. Короткие трапециевидные платья, сшитые из струящихся тканей и шелка, «освобождали» женское тело и не делали привычного акцента на талии. На следующий день после презентации таблоиды Парижа написали, что Ив Сен-Лоран своими сарафанами «спас Францию».

Ив Сен-Лоран разрабатывает эскизы

Летом 1959 года дизайнер отправился в Москву в компании двенадцати манекенщиц, став первопроходцем французской фэшн-индустрии в Советском Союзе. В следующем году молодого мэтра призвали на армейскую службу и отправили в Африку. Испытание военной муштрой Ив Сен-Лоран не выдержал: через 20 дней его демобилизовали после нервного срыва и госпитализировали. Молодого человека лечили электрошоком и «жесткими» медицинскими препаратами, после чего он похудел до 35 килограммов.

Ив Сен-Лоран и модели в коллекции «Битник»

Вернувшись в дом моды, Ив Сен-Лоран придумал новую весенне-летнюю коллекцию «Битник», которую представил в 1960-м. Укороченные мотоциклетные куртки из крокодиловой кожи и норковые пальто с трикотажными рукавами напугали консервативных инвесторов дома: коллекция показалась слишком авангардной и роскошной. Сен-Лорана уволили, заменив экстремала-кутюрье предсказуемым Марком Боаном. Поддержал уволенного дизайнера друг Пьер Берже. Он помог справиться с ударом и выйти победителем: Ив Сен-Лоран выиграл в суде денежную компенсацию за незаконный разрыв контракта.

Брэнд

Бренд YSL известен по всему миру. И это не только одежда, обувь и аксессуары. Это также и парфюмерия и косметическая линия (декоративная и уходовая косметика преимиум класса).

Дом моды Ив Сен-Лорана был открыт в конце 1962 года. Инвестором становится Марк Робинсон и Пьер Берже. Именно они стоят у истоков заветных трех букв модного дома Ив Сен-Лорана.

Захватил мир бренд задолго до популяризации модного дома, ведь уже в середине 60-х в одежду от Ив Сен-Лорана готовы были выходить в свет звезды и актеры, миллиардеры и президенты. В 1972 году бренд выпускает парфюм «Опиум», настолько провокационный, что его реклама, стоив немного средств, бьет все рекорды по продажам во Франции и всему миру. До сих пор данный парфюм является визитной карточкой парфюмерного мира дизайнера.

В конце 90-х годов модный дом дизайнера был куплен итальянским домом Gucci, когда коллекции для него разрабатывал Том Форд. Затем, коллекции были созданы Стефано Пилати, а руководителем модного дома к 2013 году становится Пол Денев. В качестве креативного директора выступает Эди Слиман, который переименовывает линию в Сен-Лоран Париж (Saint Laurent Paris).

В 2012-м создается новый парфюр под брендом Ив Сен-Лоран — «Манифест». Он становится истинным манифестом свободной и раскрепощенной женщины, загадочной и своенравной. Один из наиболее популярных ароматов в имеющейся линейки парфюмов.

Так как дизайнер ушел со своего поста в 2002 году, то вся работа выполнялась сменившими его креативными директорами. В 2020 году им стал Энтони Ваккарелло, который соединил вместе показ женской и мужской линии одежды (осень-зима 2017). Он дал новое дыхание созданному в далекие 70-80-е годы сапоги с высоким голенищем. При этом стоимость одежды, а также обуви и аксессуаров может быть как высокой, так и достаточно демократичной. Все зависит от года выпуска коллекции, материалов и пр.

Модный дом YSL

Найдя нового инвестора – американского предпринимателя Марка Робинсона – Ив Сен-Лоран и Пьер Берже учредили собственный дом моды с логотипом YSL. Перед презентацией коллекции в конце января 1962 года парижане перешептывались о грядущем провале, полагая, что у модельера нет денег для воплощения задуманного. Но недоброжелатели были посрамлены: новой линии одежды с отвечавшими духу времени силуэтами рукоплескали Франсуаза Саган и баронесса де Ротшильд.

Логотип

В 1965-м Ив Сен-Лоран подарил миру революционную коллекцию «Мондриан», объявив, что ему надоело обшивать жен миллионеров. А-силуэты нарядов с геометрическими рисунками нидерландского художника Пита Мондриана удивили мир моды. В коллекции дизайнер использовал работы модернистов Каземира Малевича и Сержа Полякова. Рисунок коллекционных платьев – не принт, а сшитые цветные куски ткани. Концепцию подхватили коллеги Сен-Лорана, сделав собственные интерпретации, но у истоков идеи стоял Ив Сен-Лоран.

Коллекция Ива Сен-Лорана

В 1966 году YSL праздновал открытие первого магазина-бутика с одеждой прет-а-порте, в названии которого фигурировало Rive Gauche (левобережье Сены, где селились вольнодумцы, студенты и революционеры). Название диктовали революционные изменения, которые Ив Сен-Лоран ввел в фэшн-индустрию: женщин кутюрье одел в мужские костюмы, которые выглядели сексуально и элегантно.

Дайана Росс в брючном костюме от Ива Сен-Лорана

Через год состоялся показ коллекции «Смокинг», которой Ив Сен-Лоран «добил» остатки патриархальной моды. В женском гардеробе появились «мужские» вещи – смокинги, брючные костюмы, жакеты в стиле «Сафари», комбинезоны и куртки-бушлаты. Но эти модели, заимствовав «мужественные» силуэты, не лишали женщин сексуальности.

Марлен Дитрих демонстрирует коллекцию Ива Сен-Лорана

Коллекция «Либерасьон» 1971 года стала самой провокационной, накликав на голову автора шквал критики. На линию костюмов мэтра вдохновила Палома Пикассо. Обладавшая тонким вкусом и не боявшаяся экспериментов женщина купила на блошином рынке костюм 40-х годов, поразивший Ива Сен-Лорана. На дефиле вышли женщины в одежде, напоминавшей о Второй Мировой войне.

Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран

Еще одной музой, вдохновившей Сен-Лорана на коллекцию «Либерасьон», была известная провокаторша и попирательница устоев Марлен Дитрих. Модницы постарше возмутились: они вспомнили годы нацистской оккупации. Черные колготки, туфли на платформе и яркий макияж навеяли модным критикам аналогии с женщинами легкого поведения из Булонского леса. Но на смену шквалу критики неожиданно пришел бум на женские «мужские» костюмы от YSL: Ив Сен-Лоран опять предугадал веяния, оказавшись на два шага впереди.

Марлен Дитрих и Ив Сен-Лоран

Редактор фэшн-издания Диана Вриланд заявила, что у кутюрье «есть специальная волшебная дудочка для женщин», и что бы ни сделал маэстро, модницы всех возрастов пойдут за ним. В 1976-м Ив Сен-Лоран подарил жаждущим новинок модницам коллекцию «Русские балеты и оперы», на которую его вхохновил русский театр, балет Сергея Дягилева и национальные мотивы. На подиуме дефилировали красавицы в пестрых «крестьянских» платьях с вышивкой и золотым шитьем.

Платья

1990 год ознаменовался коллекцией-трибьют, которую мэтр, предвидя скорый уход, посвятил любимым людям – актерам, танцорам, художникам. Попрощался Ив Сен-Лоран с поклонниками и миром моды в январе 2002 года. Показ последней коллекции прошел в Центре Жоржа Помпиду. Прощание с маэстро, 40 лет радовавшим и диктовавшим моду, стало национальным событием.

Реклама парфюма «Опиум» от Ив Сен-Лорана

Косметика и парфюм – еще одна глава яркого творчества Сен-Лорана. В 1971-м звезда мировой фэшн-индустрии подарила мужской аромат «Опиум». Реклама оказалась столь же провокационной, как и сам аромат: для презентации духов Ив Сен-Лоран обнажился. В дальнейшем туалетную и парфюмированную воду «Опиум» рекламировали Линда Евангелиста, Руперт Эверетт и последовавшая примеру кутюрье голая Софи Даль.

Модный дом Ив Сен Лоран сегодня

На сегодняшний день модный дом претерпел колоссальные изменения и теперь он носит имя Сен Лоран Париж, однако прежняя символика так и осталась в качестве логотипа компании.

Осенью 2013 года новый руководитель модного дома представил на всеобщее обозрение свою первую коллекцию, которая повторила стиль бренда 70-х годов. Основной идеей создания образа послужил мужской костюм в сочетании с нежной блузой, выполненной из шелка и декорирована бантом. Этот образ дополняли широкополые шляпы. Многим поклонникам старой стилистики данный образ пришелся по вкусу.

Слиман, как и его предшественник, не стал останавливаться на начальном этапе и пошел дальше – он презентовал коллекцию в стилистике гранжа. Тогда на него повалился шквал критики, после чего модельер преподнес данное событие в качестве вызова кризиса модной отрасли и гламуру. Эди Слиман создает модные тенденции для богем, которые не прочь облачиться в уличный стиль. По все вероятности, дизайнер преподнесет еще не мало сюрпризов. Что касается своих планов, то Слиман рассказал, что он ищет баланс между новыми тенденциями и устоявшимися традициями.

Facebook

3 910

Личная жизнь

Пьер Берже был другом, соратником и любовником Ива Сен-Лорана. В середине 1970-х роман закончился, но дружба и бизнес-партнерство остались. Незадолго до кончины мэтра пара заключила гражданский брак.

Ив Сен-Лоран и Пьер Берже

Нетрадиционная ориентация Ива Сен-Лорана не стала препятствием для любви к женщинам: заимствование мужских костюмов и сюртуков, стиль унисекс не были желанием превратить женщину в мужчину. Брюки и кожаные куртки от Сен-Лорана «дышат» сексуальностью, пиджаки и костюмы «сафари» удивительно женственны и подчеркивают формы.

Ив Сен-Лоран и Катрин Денев

Женщинами Ива Сен-Лорана называют Катрин Денев, Палому Пикассо, манекенщиц Верушку (Вера фон Лендорф) и Лулу де ла Фалез.

Смерть

Последние шесть лет жизни маэстро провел в ультрамариновом особняке в Марракеше. Ив Сен-Лоран отошел от дел в конце 1980-х из-за проблем со здоровьем: кутюрье злоупотреблял алкоголем и наркотиками, неоднократно лечился. В 1992 году Берже заявил об уходе Ива Сен-Лорана и «конце высокой моды», но окончательный отход от дел случился спустя 10 лет. На дом YSL посыпались финансовые проблемы. Кутюрье умер воскресным вечером в начале лета 2008 года в Париже, видевшем его взлеты и падения. Причиной смерти Ива Сен-Лорана оказалась опухоль мозга.

Прощание с законодателем всемирной моды состоялось в парижской церкви Сен-Рош. Прах Ива Сен-Лорана развеяли над его любимым садом на вилле «Мажорель» в Марракеше, где он любил сидеть вечерами в компании бульдога по кличке Мужик III (такие же клички получили два предыдущих пса). О творчестве «вечного классика моды» сняты два фильма: «Ив Сен-Лоран» Джалиля Леспера и «Сен-Лоран. Стиль – это я» Бертрана Бонелло. Обе картины вышли в 2014 году.

Состояние дома на сегодня

В 1999 году дом Ив Сен-Лоран приобрел итальянский модный дом Gucci, доверивший разрабатывать коллекци Тому Форду. Кутюрье трудился над созданием новой линии до 2004 года, после его ухода эстафета перешла к Стефано Пилати. С 2011 по 2013 годы исполнительным директором модного дома Yves Saint Laurent Paris стал бельгиец Пол Денев. В период его руководства зимой 2012-го креативным директором назначен Эди Слиман. Летом того же года Слиман переименовал линию в Saint Laurent Paris.

Духи

В 2012-м парфюмеры YSL создали парфюм для смелой и раскрепощенной женщины «Манифест» (Manifesto). Ценители назвали духи «манифестом женственности»: они «открываются» нотами зелени, в их «сердце» таится цветочная симфония, которая завершается древесными «аккордами».

Сумки

В 2016-м Слимана сменил дизайнер Энтони Ваккарелло. В 2020 году Ваккарелло слил воедино показы женской и мужской коллекций осенне-зимнего сезона. В новой коллекции дизайнер представил провокационные короткие юбки, брюки из винила, корсеты и когда-то позаимствованные Ивом Сен-Лораном сапоги с высоким голенищем. У Ваккарелло голенище превратилось в «гармошку». Новинки дома моды можно приобрести на официальном сайте. Цены на модели одежды, сумок и туфель колеблются от «заоблачных» до демократичных.

Тотальная унификация: почему бренды упрощают логотипы

За 117 лет своего существования британский модный дом Burberry менял свою айдентику несколько раз и не так, чтобы значительно. Последнее серьезное изменение произошло в 1999-м году, когда из логотипа исчезла буква S (ранее было принято писать Burberrys). Нынешний креативный директор модного дома Рикардо Тиши (в марте он сменил на посту Кристофера Бейли, простоявшего у руля целых 17 лет) решил рубить с плеча: новая эмблема не имеет со старой почти ничего общего — во всяком случае, на первый взгляд. Разработкой занимался Питер Сэвилл, британский графический дизайнер-постмодернист.

Старый и новый логотипы Burberry

Старый и новый логотипы Burberry

Он же год назад потрудился над обновленной версией логотипа Calvin Klein по приглашению Рафа Симонса. Это заметно: лаконичный рубленый шрифт, черно-белая гамма, больше никаких выкрутасов, только название бренда, место его основания — и все. Тут хочется пошутить, что Питер Сэвилл — халтурщик. Но не все так просто: упрощение айдентики становится трендом, которому следуют, в том числе, золотые птенцы Kering — Balenciga и Saint Laurent. И даже Gucci, с некоторой натяжкой.

Рекламная кампания Calvin Klein осень-зима 2020 / Willy Vanderperre

Рекламная кампания Calvin Klein осень-зима 2020 / Willy Vanderperre

Первым начал Эди Слиман — в 2012 году он пришел на должность креативного директора в Yves Saint Laurent и сократил название бренда до Saint Laurent, изменил шрифт и отказался от золота, ограничившись черным и белым цветами. Сооснователь дома Пьер Берже не стал сопротивляться, тем более, что простые рубленые буквы взяли не с потолка: ровно такие красовались над входом в первый бутик Yves Saint Laurent в Париже.

Старый и новый логотипы Saint Laurent

Старый и новый логотипы Saint Laurent

При этом классическую эмблему с перекрещивающимися буквами YSL не забыли. Слиман к ней не возвращался, зато его преемник Энтони Ваккарелло два года назад подарил монограмме вторую жизнь: его украшения и туфли на каблуках стали одним из хитов новой логомании и до сих пор невероятно популярны.

На Неделе моды в Париже, сентябрь 2017

На Неделе моды в Париже, сентябрь 2017

Демна Гвасалия перевернул Balenciaga с ног на голову еще в 2016-м, но айдентику обновил только в год назад. Логотип презентовали прошлой осенью перед показом весна-лето 2020 — согласно официальному релизу, авторы вдохновлялись простой типографикой общественного транспорта. Прежний шрифт Balenciaga тоже был вполне лаконичным, но новый будто стал четче и увереннее — теперь буквы плотнее расположены друг к другу.

Старый и новый логотипы Balenciaga

Старый и новый логотипы Balenciaga

Но Демна был бы не Демна, если после ребрендинга оставил бы лого в покое. Дизайнер гордо украшает одежду и аксессуары как официальной версией, так и некоторыми вариациями. В прошлом полугодии в ходу был логотип, замаскированный под эмблему избирательной кампании Берни Сандерса (впервые он появился в коллекции осень-зима 2020, показ прошел за несколько дней до инаугурации Дональда Трампа, с которым Сандерс состязался в президентской гонке — посыл ясен), теперь — стилизация под граффити. Максимально унифицированная простая эмблема становится холстом для бесконечного количества экспериментов.

Balenciaga Menswear осень-зима 2017

Balenciaga Menswear осень-зима 2017

Говоря об экспериментах, нельзя не рассказать о Gucci. Алессандро Микеле не поддался моде на рубленные шрифты: Gucci по‑прежнему пишут медиевальными буквами с засечками. И монограмма GG никуда не делась — даже наоборот, переживает ренессанс, несколько видоизменившись. Вместо этого Микеле начал вовсю экспериментировать с фирменным стилем. В больших, больших количествах.

Канва Gucci Monogram

Канва Gucci Monogram

Чего только Алессандро не творил: вплетал логотип в цветочный орнамент, писал на греческий манер, отдавал на переработку граффитисту Gucci Ghost, скрещивал с логотипом Sega, менял написание на Guccy и так далее. И, самое интересное — все эти вольные интерпретации стали визитной карточкой Gucci, в них невозможно не узнать бренд, даже если вы вдруг разучились читать. И, возвращаясь к теме новой логомании, — Микеле в этом случае превзошел всех. Возвел айдентику Gucci в культ. Она завораживает настолько, что даже вполне разумный человек, увидев самую нелепую вещь с заветным логотипом, подумает о покупке.

Gucci весна-лето 2018

Gucci весна-лето 2018

Но вернемся к Burberry. Что именно произошло? Логотип стал максимально простым, а клетку заменила вязь из инициалов основателя бренда Томаса Берберри, выполненная в той же цветовой гамме, что и первый официальный логотип Burberry 1901 года. Вот вам новизна и связь с историей.

Логотип Burberry образца 1901 года

Логотип Burberry образца 1901 года

Burberry не просто так сменили дизайнера. Каким бы талантливым Кристофер Бейли ни был, 17 лет на посту креативного директора — это много, попахивает стагнацией, а она редко доводит до добра. Назначение Рикардо Тиши было не самым ожидаемым, а теперь и новая айдентика — британский дом явно настроен на кардинальные перемены. Простой логотип — реверанс в сторону современности, еще один способ разнообразить вселенную бренда, новый холст для творчества. Судя по головокружительным коммерческим успехам Balenciaga, Saint Laurent и Gucci, которым не нарадуется Kering, схема работает отлично: эти бренды узнают уже не по логотипам, а по уникальной эстетике.

Цитаты

  • «С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает».
  • «В этой жизни я жалею лишь об одном — что джинсы придумал не я».
  • «Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот».
  • «Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче».
  • «Мои платья рассчитаны на женщин, которые могут позволить себе путешествовать с сорока чемоданами».
  • «В один «прекрасный» день по радио объявили, что я умер. Ко мне бросились толпы журналистов. Пришлось говорить, что это все ложь: вот он я, жив и почти здоров. Но они почему-то совершенно не хотели мне верить, хотя видели меня собственными глазами».
  • «Самая лучшая одежда для женщины — это объятия любящего ее мужчины. Но для тех, кто лишен такого счастья, есть я».
  • «Мода проходит, стиль вечен».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: