Как вести себя, если ребёнок принёс тройку за четверть?

Когда школьник, у которого в целом не было особых трудностей в учебе, вдруг начинает плохо учиться, его родители допускают большую ошибку: начинают ругать, взывать к совести, вводят наказания и ограничения. Такие методы чаще всего не ведут к конструктивным улучшениям в учебе, а, напротив, заставляют ребенка скрывать свои оценки, чувствовать неуверенность в своих силах.

Лишь маленький процент детей не просто учатся ради оценок, а по-настоящему любят учиться . И если перед вами встала проблема успеваемости вашего ребенка, прежде чем заняться ее решением, ответьте себе на вопрос, что вам важно: чтобы ребенок радовал вас и учителей хорошими оценками или учился с удовольствием. Последнее возможно, но придется приложить немало усилий, проявить максимум терпения и педагогических способностей.

Проанализируйте причину того, что ребенок стал плохо учиться

Осторожно спросите ребенка, какие отношения у него в школе с одноклассниками и учителями , ничего ли его не беспокоит. Нет ли в вашей семье кризиса, который влияет на психику ребенка. Если нет каких-то психологических причин, скорее всего, ребенок просто столкнулся с трудностями, которых не было раньше. Это часто происходит, когда школьник оканчивает начальную школу и переходит в 5-й класс. Или в подростковом возрасте, когда на первый план выходят отношения со сверстниками, дети начинают много времени посвящать общению в соцсетях и проводить за компьютером. Важно понимать, что не только ребенок виноват в том, что у него ухудшилась успеваемость. Многие говорят о несовершенстве современной системы образования в Украине. У большинства учителей в государственных школах, к сожалению, нет собственной мотивации или фантазии для того, чтобы заинтересовать ребенка, подать материал так, чтобы дети сами хотели учить предмет и искать дополнительную информацию по нему. В любом случае не стоит всю вину за обучение сваливать на ребенка.

Есть школы, в которых детям интересно учиться, в которых квалифицированные и опытные педагоги интересно подают материал, используя новейшие разработки в области образования. Но такие школы, как правило, платные, либо туда достаточно сложно попасть. Многие родители сейчас ищут возможность перевести детей на экстернат или на домашнее обучение. Если вы готовы платить за хорошее образование либо можете посвятить большую часть своего времени на то, чтобы самостоятельно обучать ребенка дома, можно рассмотреть такие варианты. Если у вас такой возможности нет, можно нанять репетитора по тем предметам, по которым у вашего ребенка есть трудности с освоением. Если же и такой возможности у вас нет, подумайте, сколько времени и сил ежедневно вы готовы тратить на то, чтобы исправить ситуацию с успеваемостью. Если же и этого вы не готовы себе позволить, то вам проще будет снизить собственные притязания и смириться с текущими оценками своего ребенка, чем заставить его учиться лучше.

Возьмите ответственность за успехи ребенка в свои руки

Если вы все-таки готовы побороться за успеваемость вашего сына или дочери, но у вас нет средств нанимать репетиторов или переводить ребенка в лучшую школу, то для начала важно осознать, что успех каждого человека только в его руках. Пока вы уверены, что за успеваемость вашего ребенка отвечает школа, учитель или вся система образования в целом, ваш ребенок не станет лучше учиться и не добьется результатов. Когда вы осознаете, что ответственность за свои успехи только в руках самого человека, вы сможете научить и вашего ребенка быть ответственным за свои успехи. Можно бесконечно бороться с системой, воюя с ветряными мельницами и пытаясь изменить мир вокруг, а можно научиться удовлетворять свои потребности, используя лучшее из того, что есть.

Уделите дополнительное внимание своему ребенку

Даже если вы решили поручить успеваемость вашего ребенка профессионалам, не стоит отказываться от родительской функции. Важно следить за тем, как ваш ребенок проводит свое свободное время. При этом желательно ввести ограничения на пользование компьютером. Вообще запрещать компьютер не стоит, но разрешать лучше при условии выполнения необходимых дел. Следите также, чтобы ребенок хорошо отдыхал и высыпался.

Поддерживайте, а не критикуйте

.

Замечайте любой, даже самый незначительный шаг ребенка к изменениям и хвалите его за это. А вот на ошибки и плохие оценки, если они продолжают появляться, лучше пока закрыть глаза. Важно также помнить, что ваша задача – не поддержать ребенка в его обидах на учителя («учитель плохой, придирается, плохо объясняет материал»), а в стремлении исправить оценку и освоить материал. Чаще всего учителя положительно воспринимают стремление ученика разобраться в преподаваемом материале. Следует поддержать вашего ребенка в том, чтобы он подошел к учителю и попросил его о пересдаче, если речь идет о каких-то итоговых контрольных. Если он скажет учителю: «Я плохо написал контрольную, но я занимаюсь с репетитором (или сам дома) и готов исправить оценку», вряд ли тот откажет в искренней просьбе.

Учите ребенка справляться с трудностями

Сложно освоить материал или сделать домашнее задание? Не беда! Нужно внимательно перечитать материал в учебнике, возможно, найти дополнительный материал в интернете. Сейчас есть сайты, где школьники и родители могут найти подсказки или дополнительную информацию, а также видеоуроки по разным предметам. Важно показать ребенку, что с любым заданием можно справиться, если приложить к этому немного усилий. И обязательно хвалите его за любое усилие.

Работа над исправлением оценок и повышением успеваемости ребенка в школе – тяжелый труд для родителей. И для того чтобы ребенок не просто исправил оценки, но и научился в дальнейшем справляться с трудностями в освоении материала и даже полюбил учиться вне зависимости от того, насколько хорош учитель или совершенна система образования, родителям придется поработать и над собой в том числе. Возможно, многие родители сами не умеют воспринимать трудности как вызов, а относятся к ним как к досадным неудобствам, которые кто-то навязывает извне. В этом случае придется менять свое отношение к окружающему миру и к своим возможностям, чтобы потом научить этому своих детей.

Татьяна Корякина

Если вы заметили, что ваша дочь начала все чаще и чаще приносить плохие оценки, которые самым негативным образом сказываются на общем результате ее учёбы — не спешите паниковать. Прежде чем наказывать и воспитывать, необходимо разобраться в причинах этого.

Дочь съехала на двойки, хотя ещё в детском саду показывала отличные результаты. Да и в начальной школе все было отлично, а сейчас вот «скатилась»? Виной этому могли послужить ее успехи на фоне своих сверстников. Ребёнок просто решил, что раз все так легко ему даётся, то и стараться больше не надо. Разумеется, это ошибка. Полученных знаний для дальнейшего обучения ему уже не хватает, а новые знания он не получил, в основном, из-за собственной лени.

Вы должны обязательно принимать участие в выполнении дочерью домашних заданий. Даже если она уже «взрослая», продолжайте проверять ее тетрадки, сами придумывайте какие-либо проверочные задания. Если вы сами уже подзабыли школьную программу, не ленитесь и повторите хотя бы азы. Очень важно, чтобы ваш ребёнок чувствовал ваше участие и внимание. Обязательно тщательно следите, сделала ли она уроки или нет. Потому что не сделанные или списанные у одноклассника домашние задания – это гарантия неудовлетворительной оценки. Так же следите, чтобы она не прибегала к помощи учебников с готовыми ответами, так называемых «решебников». Задание, конечно же, в этом случае она выполнит, только вот в голове у неё ничего не отложится. Домашнее задание – это именно тот случай, когда можно показать и свою строгость.

Это касается и тех моментов, когда ваша дочь болела и поэтому пропустила занятия в школе. Пускай даже она пропустила всего пару недель, освоить пропущенный материал самостоятельно она сможет вряд ли. Возьмите несколько отгулов на работе и посвятите это время исключительно занятиям с ребенком. Если же, по каким-то причинам сделать вы этого не сможете, не пожалейте денег и наймите репетитора, который подтянет вашего ребёнка. Занятия с репетитором полезны ещё и тем, что ребёнок в комфортной для него обстановке не только укрепляет полученные в школе знания, но и познает что-то дополнительное. Именно такие занятия служат хорошей основой для успешной учебы в высших образовательных заведениях.

Помимо всего этого, есть ещё несколько причин для плохих оценок. Прежде чем ругаться и сетовать на то, что дочь съехала на двойки, поинтересуйтесь у неё: как она себя чувствует? Возможно, у неё болит голова или что-то ещё? Очень часто начинающуюся болезнь трудно распознать с первого взгляда, но ее первоначальные симптомы очень пагубно могут сказаться на внимании и сосредоточенности вашего дитя.

Так же большое влияние имеет и распорядок дня ребёнка. Мы сами, того не замечая, записываем ребёнка во всевозможные секции и кружки, пытаясь развить в нем дополнительные таланты. Дополнительные занятия очень выматывают ещё не окрепший организм, и у ребёнка не остается сил ни на домашнее задание, ни на что-то ещё. В погоне за успехами и какими-то заслугами, ни в коем случае ни стоит забывать, что это в первую очередь ребёнок. Медали и награды — конечно хорошо, но и перегружать ребёнка просто опасно и не имеет никакого смысла. Ребенку необходимо правильно распределить время отдыха и время работы. Да и прогулками на свежем воздухе тоже пренебрегать нельзя.

Ну и, конечно, необходимо большое внимание обращать на индивидуальные особенности и способности вашей дочери. К сожалению, не у всех рождаются гении, да и просто очень одарённые дети. В большинстве своем, наши детки самые обычные, со своими желаниями и предпочтениями. Поговорите с дочкой — выясните, какие предметы ей нравятся, какие она просто элементарно не может понять и усвоить.

В случае, если она увлекается чем-то конкретным — для повышения успеваемости — ее нужно отдавать в специализированную школу — в класс «с уклоном». Нравится математика – физико-математический класс, нравятся языки или история – класс гуманитарный. В таких классах внимание акцентируется именно на том, что она может, а все остальные предметы преподносятся в рамках основных знаний.

Совсем другое дело, если вы и занимаетесь с репетитором, и учитесь именно в таком классе, и распорядок дня правильный и, вообще, вы делаете все-все-все, но результат не оправдывает ваших ожиданий. В этом случае просто смиритесь и не пытайтесь сделать невозможное. Мы все обычные люди — со своими особенностями и недостатками. Не нужно выжимать из ребёнка то, что он сделать не в силах. Она может не очень хорошо учиться в школе, но очень многого добиться во взрослой жизни. Главное помнить, что это ваш ребёнок. Для нас она останется самой лучшей и неповторимой.

Как и любая мама, ты уверена, что твой ребенок самый умный. Однако любимое чадо не торопится соответствовать этому громкому званию: последнее время юный ученик приносит из школы одни тройки. Муж поглядывает на ремень, в вашем доме наложено табу на мультики, но, несмотря на эти меры, отпрыск до сих пор не порадовал ни одной пятеркой…

Самая распространенная причина появившихся у школьника троек — усталость. Поэтому в первую очередь обрати внимание на внеклассную нагрузку своего чада. Если твой вундеркинд ходит в художественную студию, играет в теннис, плавает в бассейне, а по вечерам занимается с репетитором английским, не стоит удивляться его плохой успеваемости. Специалисты уверены: ребенок, вне зависимости от возраста, может нормально учиться, только если посещает дополнительно не более двух кружков.

Идеально, если это спортивная секция и интеллектуальные занятия — например, карате и иностранный язык или лыжи и шахматы. Избыток физических нагрузок или, напротив, умственной активности может затмить собой школу, так как будет отнимать все силы и не позволит сосредоточиться на уроках. Исключением являются только занятия музыкой, с которыми невозможно переборщить, ведь они помогают структурировать полученные знания и, по мнению психологов, тренируют внимание. Играя с листа, ребенок решает сразу несколько задач: читает ноты, анализирует и воспроизводит увиденное, что учит концентрации и развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на развитие речи. Не сомневайся, все эти навыки школяр будет неосознанно переносить и на школьные уроки. Более того, сама музыка, неважно — вальс это или менуэт, успокаивает и благотворно влияет на нервную систему.

Купи ему компьютерную игру

Психологи уже на протяжении нескольких лет говорят о том, что телевизор и компьютер — главные проблемы современных «несостоявшихся отличников». Когда ребенок погружается в готовые жидкокристаллические картинки (мультики или игры — неважно), у него отключается часть головного мозга, отвечающая за творчество, — он не фантазирует, как при чтении книги или прослушивании аудиосказки. Ученые отмечают, что детям, не знающим меры в просмотре DVD, в школе не даются предметы, связанные с абстрактным мышлением: физика, сочинения по литературе и даже рисование. Кроме этого отсутствие необходимости думать и воображать, сидя у экрана, приводит к общей пассивности. Если ты не хочешь, чтобы подобная участь постигла и твоего малыша, включай телевизор не более чем на 1,5 часа в день. Тот же лимит установи и на компьютерные игры (причем школяр должен выбрать либо одно, либо другое развлечение).

Несмотря на все минусы телевизора и компьютера, не стоит навсегда придавать их анафеме. Существуют и полезные программы, способные помочь в учебе. В последнее время стало появляться все больше качественных фильмов о путешествиях, древних войнах и животном мире. Впрочем, и создатели хитовых компьютерных игрушек заметили пробел в тематике своих «стрелялок» и начали выпускать развивающие игры. В них твой троечник сможет построить цивилизацию и стать в ней царем. Что самое главное, для долгого существования страны ему придется научиться принимать правильные решения и быть ответственным. Согласись, это отличные навыки как для учебы, так и для жизни.

Как приучить ребенка понимать все с первого раза?

Мобильный тоже может стать причиной плохих отметок школяра, если ученик, вместо того чтобы впитывать знания, на уроках пишет эсэмэски приятелям или играет во встроенные игрушки. Психологи настаивают на том, что в младших классах телефон вообще не нужен, а в старших его лучше сдавать вместе с уличной одеждой. И не стоит волноваться, что в случае особых обстоятельств чадо не сможет до тебя дозвониться. Не забывай, ребенок находится под присмотром учителей, которые, если вдруг что-то случится, дадут школьнику возможность связаться с тобой.

Как относиться к «двойке»

Увидев в тетради или услышав неудовлетворительную оценку, необходимо успокоиться и ни в коем случае Многие дети, получив «2» начинают переживать или даже плакать.

Важно помнить, что это всего лишь одна из тысячи оценок за долгие годы обучения в школе. Всего лишь нарисованная ручкой цифра, которая не стоит переживаний, нервов и слез.

Ни один работодатель никогда не спросит, были ли в школе «двойки» по контрольным или устным ответам. Оценки во взрослой жизни ничего не стоят, главное — это профессиональные знания и умения, которым ученику еще только предстоит научиться.

Однако не стоит безразлично относиться к своей успеваемости в целом или по отдельному предмету. Успешное обучение в школе — это фундамент, на котором будет строиться дальнейшая судьба человека. Если еще со школьной поры ребенок не трудолюбив, не старателен и не умеет между учебой и развлечениями, то во взрослой жизни ему будет сложно.

Нужно понимать, что человек строит себя на протяжении всей жизни, начиная с самого детства. Те качества, которые закрепятся в сознании человека с детства, повлияют на всю его жизнь. Так что не стоит пусть учебу на самотек и считать, что знания, полученные на уроках, никогда не пригодятся.

Что делать, если получил «2», и как исправить оценку, об этом мы расскажем далее в статье.

Корми его ветчиной

Одним из самых важных факторов ученического роста является питание ребенка. Поэтому твоя главная задача — сделать меню любимого чада разнообразным: старайся готовить овощные супы, мясо и рыбу, покупать свежие овощи и фрукты. При этом помни, что питание отличника должно быть адекватно нагрузкам. Если, убегая на занятия, ребенок ограничивается полезным листом салата и стаканом витаминного сока, не ищи в дневнике пятерок. В завтраке обязательно должен присутствовать белок: ветчина, яйца или сыр. Именно эти продукты богаты витамином B12, положительно влияющим на нервную систему ребенка. А если с ней все в порядке, то и проблем с вниманием на уроках нет. В том случае если у твоего юного ученика нет аппетита, обязательно дай ему с собой дополнительный завтрак. Но не подумай, что речь идет о шоколадном батончике — питательном и калорийном! Известно, что сладости — это быстрые углеводы, то есть энергия. И, приняв ее, ребенок должен будет срочно от нее избавиться и уж точно не сможет сосредоточиться. Безусловно, на отметки по физкультуре это повлияет положительно, но что делать, если впереди русская литература?

По данным последних исследований, в рационе большинства детей, имеющих проблемы с успеваемостью, в избыточном количестве присутствует глютен: смесь двух растительных белков — глиадина и глютенина, содержащихся в пшенице и ржи.

Причины получения «двойки»

Чтобы понять, что делать, если получил «2», в первую очередь, нужно разобраться в причинах такого результата.

Необходимо определить для себя, получена ли неудовлетворительная отметка из-за отсутствия или недостатка знаний по предмету или же из-за невнимательности и халатности.

Если все дело в том, что не полностью понят предмет, то стоит попросить учителя еще раз объяснить тему, остаться после уроков или записаться на дополнительные занятия. Также хорошим вариантом станут занятия с репетитором, однако это требует значительных денежных затрат.

Если же страшная оценка «2» получена из-за невнимательности (забыл сделанную работу дома) или халатности (успею выучить потом, не сегодня), то в таком случае следует уделить особое внимание самодисциплине, изменить распорядок дня и отношение к учебе. Не зря ведь существует народная поговорка: «Сделал дело — гуляй смело».

Не ругайся с мужем

Психологи утверждают, что часто ребенку мешают учиться его личностные проблемы. Они могут быть связаны с непростой ситуацией дома или с отношениями со сверстниками. Так, например, если ребенок видит занятых маму с папой очень редко и общается с ними, только когда их вызывают в школу из-за его неуспеваемости, он подсознательно будет к этому стремиться. Ведь очередной неуд в дневнике — единственный способ получить родительское внимание. Также жди двоек, если ссоры с мужем стали частым явлением в вашем доме. Поверь, школяр не оставит незамеченным тот факт, что папа и мама объединяются, только когда надо поговорить о плохой учебе отпрыска. На подсознательном уровне чадо считает, что двойка — невысокая цена за возможность увидеть родителей в согласии. Рекомендация проста: никогда не ругайся с мужем при ребенке. Если вы все-таки повздорили на глазах у своего школяра, попросите с супругом прощения друг у друга. Чадо должно понимать, что ссора забыта и от него не требуется приносить в жертву свои хорошие отметки ради мира в доме.

Отсутствие контакта с одноклассниками или, наоборот, зависимость от них тоже могут стать причиной проблемы. Если ребенок комплексует из-за роста, внешности или невозможности одеваться от кутюр, он постарается «спрятаться» и стать незаметным троечником. К счастью, помочь ему несложно! Вместе найдите занятие, в котором твой школьник будет преуспевать, — это может быть изостудия или спортивная секция. Достижения на выбранном поприще поднимут его самооценку, а за ней подтянется и успеваемость.

Оценка. Ее суть, смысл и содержание

Мы, как взрослые, выросшие и быстро позабывшие свои школьные годы, помним только свои эмоции, связанные с такой оценкой, как «2». Эти переживания, как правило, негативные, вот и при виде двойки у своего любимого ребенка приходим в негодование. У нас возникают сожаление, обеспокоенность и злость. Это НАШИ прошлые, осевшие глубоко «в сердце» (а на самом деле в подкорке головного мозга) чувства. И вот, некоторые родители, не понимая этого, сразу же берутся за ремень и делают тем самым большую ошибку, но об этом несколько позже.

Итак, отбросив свои собственные переживания, подумаем. Оценка — это показатель уровня успеваемости ребенка. Это показатель того, как ученик освоил ту или иную тему, тот или иной предмет. Об этом дети пока не думают. Для них оценка — это престиж, авторитет среди одноклассников и родителей. А от того, чей авторитет преобладает, зависит: будут оценки с показателем «+» или с «–». Кроме того, оценка несет в себе психологическую нагрузку — для ребенка это поощрение или наказание. И что же получается: ученик получает двойку, потом его наказывают дома, и он оказывается дважды наказанным. Где вы видели дважды осужденного за одно преступление? Такое возможно только по отношению к ребенку.

Потом, нужно помнить, что в обучении две стороны трудятся: учитель и ученик. Обучение ― это двусторонний процесс. И оценка «2» ― это оценка работы и педагога.

Но мы знаем, как бывает: по какой-то причине в оценку учитель вкладывает не только критерии оценивания, но и свое личное отношение. Это непрофессионально, это подло по отношению к детям, но, к сожалению, такое бывает.

Но не все учителя такие. Существуют и педагоги от Бога, они вообще выступают против системы оценивания. Среди них грузинский педагог Ш. А. Амонашвили, отечественные А. И. Савченко, Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Н. Ф. Талызина и др. Сейчас многие современные школы стремятся к безурочной и безоценочной системе образования. Это школы будущего. Их принцип: ребенка нужно мотивировать на обучение, а не держать в эмоциональном напряжении: «Какую оценку получу?». Да и поставьте сами себя на место ребенка: вам бы хотелось, чтобы вас 5–6 раз в день оценивали?

Плати за пятерки

Иногда причиной плохой успеваемости становится отсутствие мотивации: зачем стараться, если мама с папой не рады хорошим отметкам? Поэтому всегда поощряй своего вундеркинда за четверки и пятерки. Ребенок, получающий похвалу от родителей даже за нечастое «отлично», станет снова к этому стремиться. Не исключай и материальные награды. Особенно за успеваемость по не дающимся твоему школьнику предметам. Но не переусердствуй: дорогие подарки могут привести к обману — ученик начнет скрывать проблемы и подделывать подпись классного руководителя. За хорошую успеваемость в течение недели достаточно карманных денег и скромного подарка, а ноутбуки и поездки за границу в качестве награды оставь на окончание года.

Возможно, причина плохих отметок твоего вундеркинда — банальная скука. В этом случае попробуй разнообразить обучение своего чада. Например, если он охладел к биологии, своди его в зоологический или палеонтологический музей. Что может быть интереснее возможности увидеть скелет настоящего динозавра?! А еще, по мнению педагогов и психологов, ребенку важно применять полученные знания на практике. Например, если твой сын увлекается «Формулой-1», попробуй объяснить ему законы физики на примере гоночного болида, а начинающей кокетничать дочке расскажи про расширение, возникающее при нагревании, используя щипцы для завивки.

С его способностями на семерки можно учиться, не открывая учебник

У Татьяны двое детей. Младшая дочь учится в третьем классе по мере своих способностей, и маму устраивают средние результаты дочери. Но за сына-шестиклассника Татьяна переживает, так как в случае непоступления в вуз, ему грозит армия. Начальную школу, по словам мамы, он окончил хорошо, но в прошлой четверти получил тройку по географии и пятерку по математике.

— Врать не буду, меня это огорчает. Периодически прессую его разговорами о будущем. Это не сильно помогает, но кричать и наказывать особого смысла не вижу. Возмущаюсь не оценками, а тем, что с его способностями на семерки можно учиться, не открывая учебник. Если бы не армия, я бы вообще не волновалась из-за оценок.

Мнение специалиста

Наталия Михайлова, психолог:

Всегда проверяйте домашнее задание: ребенок должен понимать, что у него спросят выученный урок если не в школе, то дома. Только в этом случае у юного ученика начнет развиваться ответственность. Будьте в курсе всех школьных событий, интересуйтесь происходящим и обязательно спрашивайте, как разрешилась ситуация (конфликт мальчишек, предстоящий поход в музей всем классом и т. д.), которую вы вчера обсуждали. Уверенность в вашей искренней заинтересованности позволит ребенку доверять родителям и даст вам возможность помочь ему в нужный момент. Стоит ли говорить, что вам необходимо самим заглядывать в учебники и уметь решать уравнения? В противном случае вы рискуете лишиться родительского авторитета.

Вечный троечник: как помочь ребенку?

Слово «троечник» в русском языке имеет определенное и довольно емкое значение. Это не просто ребенок, получивший за что-то о, отметку, которая очень раздражает многих родителей. Это практически клеймо и школьный статус, некая социальная оценка ребенка, получить которую легко, а изменить трудно. «Что такое тройка, ни то, ни се – раздраженно восклицают многие родители, – уж лучше бы два получил, было бы ясно, что просто не выучил». О у нас часто ассоциируется с серостью и отсутствием каких-либо способностей, что само по себе очень травматично для ребенка, особенно если тройки у него – хроническое явление.

Конечно, это не так страшно, как быть двоечником и совершенно не успевать по школьной программе. Однако как и все мелкие хронические неприятности, постоянные тройки очень влияют на самооценку ребенка и отношение к нему школьного коллектива.

Вроде и учил, и занимался, и на всех уроках присутствовал, а в диктанте опять 3-4 ошибки, полно недочетов в контрольной по математике, и текст, который повторяли весь вечер, еле рассказан на уроке.

Причин такой ситуации, когда ребенок не столько не успевает по школьной программе, сколько не дотягивает до своих собственных возможностей, может быть несколько: неуверенность в себе, плохая зрительная память, невнимательность, усталость, сложные отношения с одноклассниками. Причиной «троек» может быть и банальная близорукость, о которой не подозревают ни сам ребенок, ни его родители: сидя на третьей или четвертой парте, он просто плохо видит то, что пишут на доске. Поиск и решение всех этих проблем требует много времени. И этим обязательно нужно заниматься. Однако, надо понимать, что чем дольше ребенок находится в состоянии «троечника», тем труднее ему будет выходить из этого состояния, поэтому меры к решению этой проблемы нужно принимать немедленно. Как известно, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и помочь своему ребенку можете и должны, прежде всего, вы сами.

Правило 1. «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь»

Не боритесь с тройками по всем школьным предметам сразу. Выберите либо наиболее значимый для вас в данный момент предмет, либо предмет, который ребенок сам выберет. Возможно, лучше начать с предмета, в котором вы лучше разбираетесь. Начинайте регулярно и спокойно им заниматься, не обращая внимания на неудачи или то обстоятельство, что в результате ваших занятий никаких видимых изменений в школьных отметках не происходит. Хронические болезни быстро не лечатся, и результат обязательно будет. Иногда улучшение отметок по одному предмету автоматически влечет за собой изменения в успеваемости ребенка в целом.

Правило 2. Оценивайте работу ребенка по-своему

Любой, даже малейший успех очень влияет на самооценку и является мощным мотиватором. Но что делать, если в школе у ребенка постоянное «три»? Заведите свою собственную шкалу оценок, например, не от 1 до 5, как в школе, а от 1 до 10. Это позволит вам более точно отслеживать изменения в работах ребенка. Например, за диктант опять три, но это по школьной шкале, а по нашей, домашней, мы поднялись на один балл, т.к. ошибок уже не пять, а четыре, или они менее серьезные, на ваш взгляд. Если в плане ошибок улучшения нет, найдите его в чем-то другом: работа написана аккуратнее, чище и т.д., значит, по нашей шкале отметка повышается. Таким образом, вы уберете у ребенка ощущение полной неудачи.

Правило 3. Ставьте перед ребенком конкретные и реально выполнимые цели. Ребенок с трудом воспринимает общие пожелания родителей «учись хорошо, чтобы преуспеть в жизни». Ставьте перед ним конкретные задачи, например, сократить количество ошибок в диктанте с четырех до трех и т.д. Радуйтесь вместе с ним, если это получилось, несмотря на то, что школьная отметка не изменилась. Не ставьте заведомо невыполнимых в ближайшее время целей, как например, написать контрольную по математике на пять.

Правило 4. Учите ребенка оценивать свою работу

Учите ребенка адекватно оценивать собственную работу. Это вообще очень полезный навык в жизни. Попросите его самого поставить оценку за его же работу. Если вы считаете, что ребенок ее завысил, спокойно объясните ему, почему вы с ним не согласны. Если вы сделаете это тактично, он согласится с вами и поставит себе другую отметку. Если нет, не ругайте: в следующий раз он будет более объективен. Спокойно подумав и поставив самому себе о, ребенок потом не так болезненно воспримет ее от учителя в школе.

Правило 5. Меньше ругайте, больше хвалите

Это, пожалуй, самое известное и одновременно самое трудноисполнимое пожелание. Тяжело сохранять хладнокровие после родительского собрания, где каждый учитель говорил вам: плохо, не получается, не доучил, не смог, на уроках молчит и т.д.

Однако вспомним: еще Дейл Карнеги писал о малой эффективности прямой критики. Постарайтесь и найдите хоть что-то малое в учебе вашего ребенка, за что его можно похвалить. Пусть ваши школьные отметки не меняются, но зато вы с ребенком целую неделю писали домашние диктанты и ни разу не пропустили – это уже повод для совместной радости и гордости.

Правило 6. Установите «лимит» на критику

Совершенно не ругать и не критиковать ребенка, наверно, невозможно. Поэтому здесь очень важно знать определенную меру. Если ругаете за очередную тройку по математике, не замечайте тройку по чтению или музыке. Если ругаете за тройку по русскому, делайте это один раз, а не постоянно в течение дня и не напоминайте об этом в дальнейшем. Если вы критикуете и ругаете ребенка помногу, он просто перестанет воспринимать ваши речи (особенно это касается мальчиков) и станет нечувствительным к критике. Единственным же реальным результатом этого будут ваши расстроенные нервы.

Правило 7. Критикуйте работу, а не исполнителя

Это также хорошо известное, но редко выполняемое правило. Разбирая работу ребенка нужно следить за своим языком, за тем, как и какие слова вы при этом употребляете. После небольшой практики вы научитесь говорить на автомате « в работе сделано пять ошибок» вместо «ты сделал пять ошибок», «написано грязно и неразборчиво» вместо «ты написал грязно и неразборчиво» и т.д. Оценка должна относиться к конкретному объекту, например, к письменному заданию по истории, а не к ребенку, который ее делал. При этом, все вышенаписанное относится к отрицательным оценкам, положительные можете смело адресовать самому ребенку, который смог сделать что-то лучше, чем в прошлый раз.

Правило 8. Приучайте ребенка спрашивать у вас то, чего он не понимает

Считается, что умение спрашивать лежит в основе познания. Задать четкий, ясно формулирующий проблему вопрос дорогого стоит.

Поставьте себе за правило всегда спокойно и без лишних слов («как можно такое не понимать», «я тебе сто раз уже говорила», «ты, что, меня вообще не слушал» и т.д.) отвечать на вопросы ребенка по домашним заданиям. Лучше вы десять раз будете объяснять одно и то же, чем он один раз не спросит вас тогда, когда ему будет надо. Многие родители так раздражаются на глупые, как им кажется, вопросы ребенка или его непонятливость, что он избегает их задавать и остается один на один с непонятым материалом по школьной программе.

Многие трудности обучения и «тройки» в начальной школе связаны с дошкольным периодом. Плохое развитие речи ребенка мешает ему хорошо читать, а это, в свою очередь, оказывает влияние на всю учебу в целом. Недоразвитие мелкой моторики ведет к проблемам в письме, рисовании и чтении. В первом классе отметок детям не ставят и, когда вдруг в третьем-четвертом классе ребенок оказывается хроническим троечником, это очень удивляет некоторых родителей.

Если вашему ребенку учеба в первом классе дается не легко, возможно, стоит не только просматривать его текущие работы и наспех исправлять ошибки, а обратить на его учебу более пристальное внимание. Это поможет ему впоследствии не скатиться в постоянные тройки. Как известно, предупредить какие-то проблемы легче, чем потом их исправлять.

Организуй его

Составь список

. Предложи ребенку составить список под названием «Что сделать». Заведи для этого специальный блокнот с яркой модной обложкой, чтобы твой школьник с удовольствием носил его с собой. По мере исполнения дел он будет их вычеркивать. Глядя на этот список, ребенок не забудет ни об одном задании и сможет правильно распределить свое время, что, безусловно, сделает его более организованным.

Пронумеруй задания

. Прежде чем ребенок сядет за уроки, попроси его пронумеровать задания в том порядке, в каком он будет их делать. Не требуй, чтобы школяр решил все задачки и написал все упражнения за один раз: обязательно устраивай переменки. Небольшой отдых не отвлечет, а, напротив, позволит новым знаниям прочнее укрепиться в его голове.

Выключи телевизор

. Найди ребенку спокойное место для занятий, где было бы наименьшее количество отвлекающих факторов (телевизор, телефон или компьютер). Если у вас однокомнатная квартира, тебе придется отложить просмотр любимого сериала до тех пор, пока школяр не сделает домашнее задание. Глупо требовать от ребенка пятерок, если ты сама мешаешь ему учиться.

Придерживайся режима

. У твоего сокровища должен быть четкий режим дня: постарайся установить и придерживаться одного и того же времени для еды, сна, выполнения домашних заданий.

Не откладывай на завтра

. Заведи традицию: прежде чем лечь спать, малыш должен собрать портфель и приготовить одежду на завтра. Это избавит и его и тебя от утренней спешки и настроит чадо на следующий учебный день.

Несколько способов исправить «двойку»

Всегда и у всех есть возможность исправить «двойку». Как сделать это? Все зависит от учителя и его отношений с учеником.

Можно попросить преподавателя переписать работу, по которой была получена неудовлетворительная оценка.

Если «двойка» была поставлена за устный ответ, то стоит подойти к учителю после урока и попросить подготовить доклад или реферат по данной теме, что позволит исправить оценку в журнале.

Бывают ситуации, когда учитель по какой-либо причине не хочет идти навстречу ученику и исправлять оценку. В таком случае остается «закрыть» ее другими отметками. Например, будет достаточно нескольких «пятерок», поставленных после «двойки».

В будущем стоит тщательнее готовиться к урокам и добросовестно выполнять домашнее задание. Тогда таких ситуаций больше никогда не возникнет.

Во втором классе Роман обнаружил, как здорово быть клоуном. Ему ловко удавалось передразнивать учительницу, строить гримасы и воспроизводить неприличные звуки, когда Татьяна Андреевна отворачивалась к доске. Как-то он изобразил особенно звучную отрыжку, и учительница стала его отчитывать. А мальчик тем временем свел глаза «в кучку» и языком облизнул кончик носа. Одноклассники сочли все это очень смешным, но Татьяна Андреевна почему-то не разделила их веселья. В тот же вечер она позвонила родителям Романа.

Не нормально, что ребенок должен заработать успех и себе, и маме

Валентина Чекан, педагог, соучредитель частной школы STEAM, считает, что отношение детей к оценкам, чаще всего, формируется родителями.

— Если у родителей есть определенные ожидания или для них сама по себе важна оценка, соответственно, дети будут таким же образом относиться к этому. Что в приоритете у родителей, примерно то будет и у детей.

Родители могут говорить, что им не нужны оценки, но при этом ждать соответствия каким-то эталонам. Бывает, для родителей внешний успех важнее, чем состояние ребенка. Такие трансляции происходят все равно от родителей, и они формируют отношение ребенка ко всему. Ребенок понимает, что ему нужны хорошие оценки, чтобы его любили или чтобы получать какие-то жизненные блага.

Я часто слышу высказывания от детей, что «родителям важны только оценки, а я сам не важен». Или «если я все сделаю правильно, родители от меня отстанут, а я смогу заниматься чем-то другим».

Этого очень много, особенно среди «условно-благополучных» детей. Я их так называю, потому что внешнее проявление благополучия есть (дети одеты, обуты, родители ими занимаются в меру своих представлений, как это надо делать), но либо нет контакта или доверия между ребенком и родителями, либо любовь родителей условная.

Мне кажется, тревоги относительно оценок у детей становится все больше, потому что в обществе присутствует общая нацеленность взрослых на «успех» и гонка за внешними проявлениями успешности. Это никого не делает здоровее, детей — тем более.

Нервная погоня за оценками любого рода влияет на процесс взаимодействия с ребенком, потому что в такой ситуации родители очень часто реализовывают свои амбиции через детей. Например, мама — среднестатистический офисный сотрудник, зато она считает себя хорошей матерью. Это значит, что ребенок должен обязательно заниматься гимнастикой с трех лет, невзирая ни на что. Своей жизни у мамы нет, но есть включенность в ребенка за двоих.

Я не против того, чтобы дети занимались чем-то и достигали чего-то. Но я против, когда успех ребенка равняется маминому. Не нормально, что ребенок должен заработать успех и себе, и маме.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: