Совет дня: сохраняйте спокойствие, если ваш ребенок рисует темными цветами

Затаив дыхание, каждая мама смотрит на первые попытки малыша удержать карандаш и запечатлеть на бумаге свое первое художественное творение. Ребенок растет, учится рисовать, а мы уже оценивающе относимся к каждому детскому рисунку: каракули выбрасываем, не обращая внимания на разворачивающийся перед нами «сюжет», более удачные работы храним, аккуратно складывая в папку. Однако, детский рисунок может рассказать о многом, недаром детские психологи уделяют так много внимания анализу детского рисунка. То, как ребенок рисует, позволяет судить о его возрасте, физическом и психологическом развитии, творческих способностях, настроении и душевном состоянии.

Дети до трех лет учатся рисовать, проходя при этом две этапа:

Этап каракулей. Каляки-маляки — такой художественный прием в рисовании используют малыши до двух лет. Ребенок пока просто учится держать в руке карандаш, обращаться с ним: он рисует палочки, черточки, точки, прямые и кривые линии, загогулины и зигзаги. Нарисовать какую-либо фигуру или предмет малыш может лишь случайно. Для ребенка в этом возрасте совершенно не важен цвет, каким рисовать, главное для него, видеть, что выходит из под руки «мастера». Результат его действия (линия, отпечаток ладони, след мела на асфальте) для ребенка невероятно важен и часто вызывает бурный восторг. Задача малыша на этом этапе не научиться рисовать, а приобрести уверенность в своих силах, научиться управляться с карандашом, красками, бумагой и попутно развить мелкую и крупную моторику, а значит, и интеллект. Не пугайтесь, если ребенок рисует черным цветом, закрашивает лица у нарисованных вами человечков или яростно заштриховывает милого зайку в неосторожно оставленной без присмотра книжке. Это не проявление агрессии или следствие страха и тревоги. Малыш просто экспериментирует. А вот абсолютное отсутствие интереса к тому, чтобы оставить свой автограф на бумаге, обоях, полу или белом подоконнике, должно настораживать.

Этап образного мышления. Ребенок с 2 до 3 лет уже начинает понимать, что на бумаге можно изобразить не только каракули, но и окружающий его мир. С точки зрения родителей, рисунок особо не меняется, а вот сам малыш уже может объяснить, что он пытался нарисовать: «Мама, это ты, это братик, а это моя машинка…»

Постепенно детские художества начинают приобретать более реальные очертания – это стадия рисования «головоногих». Ребенок рисует человека, изображая его как круг с палочками ручек и ножек. Самое важное даже не это, а то, что малыш рисует на «лице» человечка глаза, нос, рот. Иногда бывают даже уши. Все это говорит о том, что представления ребенка о человеческом теле и органах чувств (зрении, обонянии, слухе) формируются вовремя и адекватно. А вот если время идет, а на рисунке так и не появляются глаза, рот и нос на лице человечка, родителям стоит задуматься. Если к тому же ребенок не говорит или говорит плохо, развивается медленнее сверстников, то стоит обратиться к детскому психологу.

Что делать, если ребенок предпочитает черный цвет?

Важно осознавать, что в понимании детей положительных и отрицательных цветов просто не существует. Анализируя рисунок малыша, постарайтесь наименьшее внимание отдавать цветам и большее — идее, которую заложил на лист бумаги ребенок. И опять же обратите внимание на настроение ребенка, с которым он рисовал, на причины этого настроения, на его самочувствие и погоду. Для того, чтобы сделать какие-то выводы просто поговорите со своим крохой, постарайтесь его услышать и понять, что он именно хочет вам рассказать. Данный аспект куда значительнее. Плюсом станет то, что вы узнаете свое чадо поближе, он, возможно, расскажет вам о каких-то тайных переживаниях или секретах. В целом, совместное времяпрепровождение с ребенком благоприятно сказывается на его психическом состоянии и формировании характера.

Не стоит обходить стороной и тот момент, что выбор черного цвета у ребенка может быть результатом послестрессовой ситуации в его жизни. Внимательнее следите за поведением малыша, за тем как он рисует и ведет себя в ходе обычных повседневных моментов.

Еще обратите обязательно внимание на то, в какие цвета вы одеваете своего ребенка. Зачастую мамы выбирают для своих детей темные и немаркие цвета, которые являются практичными и меньше всего пачкаются. Согласно исследованием люди, которые носят такие оттенки в одежде испытывают некий жизненный психологический дискомфорт. Нередко это может быть отражением болезненного состояния человека. Кроме того, в такое «депрессивное» состояние способен погрузиться и вполне здоровый человек, который просто вынужден носить такие цвета в связи с теми или иными обстоятельствами.

Психологами было замечено, что дети, которым мамы покупают темные одежды, становятся замкнутыми в себе, грустными, часто болеют. Чаще всего, по исследованиям арт-терапевтов, подобная ситуация касается мальчиков. В таком случае не удивительно, что малыш выбирает черный цвет для рисования. Таким образом, он просто отдает предпочтение тому цвету, который чаще видит и который ассоциируется у него с ним самим. По сути, ребенок просто переносит на бумагу частицу себя. При подобных обстоятельствах лучше всего пересмотреть гардероб и купить более светлые и теплые детские вещи.

На красный, зеленый рассчитайсь…

К трем годам ребенок уже осознанно выбирает цвета для своего рисунка. Цветовая гамма может передавать внутренние переживания малыша. Однако, никогда нельзя делать вывод, основываясь лишь на одном рисунке ребенка и не учитывая другие факторы.Выбор цветов теплой гаммы (желтого, оранжевого, розового) и холодной (зеленого, синего, голубого) говорит об устойчивом и благополучном эмоциональном состоянии ребенка. Эти цвета спокойные и неаффективные. Большое количество ярко-красного цвета в детском рисунке, по мнению психологов, может быть показателем сильного внутреннего перенапряжения, иногда агрессии. Однако, оценивая рисунок, нужно учитывать, что дети любят яркие насыщенные цвета.А вот увлечение ребенка фиолетовым цветом с высокой достоверностью является признаком сильного напряжения, страха и тревоги малыша.Бледные пастельные и темные оттенки, в том числе серый и черный, скорее всего выберет тихий, не слишком общительный, ребенок-философ, любящий помечтать на досуге. Не стоит тревожиться, если ваш малыш при этом спокоен и находится в хороших отношениях со всеми домашними.Иногда выбор лишь одного черного цвета или его явное преобладание в детском рисунке может свидетельствовать о том, что ребенка что-то угнетает и сильно тревожит. Если ребенок густо закрашивает черной краской нарисованное, рисует черные жирные линии, присмотритесь к его поведению, возможно, ваши подозрения не беспочвенны и следует принимать меры.

Почему дети рисуют на стенах

Известный психолог Стенли Холл изучал особенности психического развития детей. Он обратился к закону рекапитуляции, сформулированному Э. Геккелем. Э. Геккель считал, что зародыш во время внутриутробного развития проходит все те стадии, которые прошёл его род за весь период существования. С. Холл перенес этот закон на развитие человека. Он доказал, что индивидуальное развитие человека в течение жизни – это повторение всех стадий развития психики человека. Таким образом, можно выделить различные стадии развития ребёнка и соотнести их с фазами развития человечества. Период младенчества (от рождения до 1 года) – это фаза животного развития. Раннее детство и период дошкольного детства (от 1 года до 7 лет) – первобытный период. Возраст от 8 до 12 лет (предподростковый период) – начало цивилизации. Подростковый период и юность соответствуют эпохе романтизма.

Вернёмся же к нашей теме, а именно рисованию на стенах. В каком возрасте дети это делают? Любой взрослый ответит, что обычно в возрасте от двух до пяти, максимум шести, лет. Потом этот «порок» сам неожиданно проходит. Исходя из вышеприведённой периодизации С. Холла, мы видим, что рисование на стенах соответствует первобытному периоду. Мы знаем, что первобытный период – это дописьменный период развития человечества. И что же делали первобытные люди? Они рисовали! Наскальные рисунки – материальное тому свидетельство.

С. Холл считал, что динамика развития детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества.

С. Холл считал, что динамика развития детского рисунка отражает те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. Действительно, творчество маленького ребёнка очень похоже на творчество первобытного человека. Зачем нужна была первобытному человеку наскальная живопись? Во-первых, это возможность передать кому-то информацию. Так и ребёнок своими рисунками «рассказывает» нам о своих переживаниях, о своём опыте. Во-вторых, первобытный человек хотел оставить след в истории (пещера Ласко во Франции тому подтверждение). Так и ребёнок совершенно неосознанно получает наслаждение от того, что «оставляет след». К сожалению, этот след в истории не всегда нравится родителям. В-третьих, наскальная живопись – это проявления воображения первобытных художников, возможность самовыражения.

Доисторический период – важный период в развитии человечества. И детство – важный период в становлении человека. Наскальная живопись и рисунки человека – необходимый этап развития. Не удивительно, что уже к окончанию дошкольного возраста дети не рисуют на стенах. Они входят в период цивилизации, а там принято рисовать на бумаге или холсте…

Пожалуй, стоит дать возможность ребёнку прожить этот важный период. Организуйте уголок для «наскальной живописи» у себя дома. Можно оклеить детскую комнату или прихожую дешёвыми однотонными обоями, в крайнем случае, повесить большую доску, на которой можно рисовать фломастерами. Но обратите внимание, что одна из потребностей – это оставить след в истории. Увы, на пластиковой доске этого не получится…

Что вижу, то и рисую

Посмотрите на то, как ребенок использует пространство на листе. Заполняет все свободное место, не оставляя даже маленького просвета, а может, рисует только по центру бумаги, или рисунок располагается с краешку в уголке листа? Так вы можете понять, какое место отводит себе ребенок в окружающем его мире.Если ребенок, рисуя семью, помещает себя в центр и окружает близкими людьми и любимыми предметами, то все в порядке. Он чувствует себя любимым и защищенным.Если же рисунком занята лишь одна часть листа, все его детали мелкого размера, а себя малыш нарисовал в углу, задумайтесь. Так может рисовать ребенок, не находящий себе места в семье, чувствующий себя ненужным, страдающий от сильной критики и завышенных требований.Не пытайтесь уговорить его использовать все пространство, проблему это не решит. А вот ваша любовь, участие и понимание обязательно помогут.Ярких и незабываемых вам детских шедевров!

РЕБЕНОК РИСУЕТ СЕМЬЮ-АНАЛИЗ РИСУНКА

Пока он будет рисовать, не вмешивайся в сам процесс, но следи за очередностью появления домочадцев на бумаге. Когда рисунок будет готов, поинтересуйся у малыша, как зовут всех персонажей его картины и приступай к анализу.

— По очередности: последовательность появления членов семьи указывает на отношение к ним юного художника. Обычно первым дети рисуют самого любимого или самого значительного члена семьи. Если он забыл нарисовать кого-то — это значит, что с этим человеком у ребенка натянутые отношения. Себя ребенок часто изображает в самом центре — значит он уверен в том, что родители любят его. И наоборот, он чувствует себя брошенным и одиноким, если не нарисовал себя вовсе. — По составу: Если на рисунке в виде группой фотографии отсутствует один из членов семьи, спроси у ребенка, почему он его забыл. Такой неполный портрет — серьезный повод задуматься. — По размеру: чем большим авторитетом у ребенка пользуется изображаемый человек, тем выше и больше будет его фигура. Отвергнутые дети рисуют себя маленькими, а избалованные могут не вместить свое гигантское изображение. — По расстоянию: Когда в доме мир и покой, все персонажи изображены почти вплотную друг к другу. Чем ближе малыш рисует себя к кому-то из родителей, тем сильней его привязанность к этому человеку. Любой предмет, нарисованный между людьми, символизирует барьер в отношениях между этими членами семьи. — По цвету: Все, что любимо твоим чадом, он раскрасит теплыми тонами. Особую привязанность выразит сочным, ярким цветом. Если чью-то одежду малыш раскрасил синей краской, значит, рядом с этим человеком ему комфортно. Если зеленым — значит этот человек уважаем и значим для ребенка. Желтый будет означать импульсивность и руководство к действию, красный — агрессию, черный цвет сигнализирует об эмоциональном неприятии кого-то из родственников. -По частям тела: Тщательно прорисованные черты лица означают любовь и значимость родителя для ребенка. Если автор рисунка выделил свое лицо — это признак самолюбования или повышенного внимания к своей внешности, но до 4 лет такой рисунок можно считать нормой. Если маленький художник изобразил рот кого-то из родителя слишком большим, то возможно этот человек делает ребенку много замечаний. Если рта нет или он очень мал — персонаж в жизни скрывает свои чувства. Нарисованные зубы говорят об агрессии. Персонажи с большими глазами испытывают страх, а с маленькими — что-то скрывают. Длинные руки, как и полное их отсутствие, означают, что этот человек очень властный и психологически давит на ребенка. Короткие руки выдают внутреннюю слабость. А если ребенок нарисовал себя с поднятыми вверх руками, он желает самоутвердиться в семье, ему не хватает внимания. Твой ребенок может помочь не только найти, но и обезвредить болевые точки семейных отношений. Если ты запуталась в толковании шедевра своего ребенка, то просто переверни лист бумаги и пройди с ним тест на тему «Семья, которую я хочу». Попроси малыша нарисовать семью его мечты, и ты увидишь, чего не хватает каждому из вас, чтобы быть счастливым и дарить любовь близким.

«Пограничное расстройство личности»

«Я получил множество просьб изобразить в виде монстра пограничное расстройство личности. Это демон со сломанными крыльями, но он часто думает, что он ангел. Это очень сложный демон, который может полностью подавить разум и эмоции. Он очень боится, что его бросят, и при этом сопротивляется долговременным отношениям. Он больше других монстров склонен к безрассудным действиям, которые могут привести к опасным последствиям, наркомании и даже самоубийству своего хозяина», — пишет автор.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: