Мода по-православному: стиль женщины в храме

Когда я был маленьким мальчиком, вероятно, 80% мужчин в нашей церкви надевали пиджак и галстук, идя на служение, а 90% женщин надевали платья. К тому времени, когда я был в старший классах, 40% надевали пиджак и галстук, и 50% женщин надевали платья в церковь — большая часть людей обоих полов были среднего возраста или пожилые. Все остальные одевались неформально. Джинсы были редкостью. Футболки ещё реже. Шорты никогда не появлялись за пределами детской, даже в середине июля.

Сегодня в церкви, в которую я хожу, ни один мужчина не надевает костюм или пиджак, кроме особых случаев. А галстуки можно увидеть ещё реже, чем пиджаки. Я бы сказал, что менее 5% женщин надевают платья по воскресеньям. Шорты, футболки и сандалии — обычное дело в тёплую погоду. Мой младший сын удивляется, почему он должен “наряжаться” в церковь, когда я говорю ему надеть джинсы получше и футболку покрасивее.

В небольшой протестантской деноминации, к которой я принадлежу, ни один из известных мне пастырей не проповедует в пиджаке или галстуке в обычное воскресенье. Пастыря, члены группы прославления и другие стоящие на сцене одеваются практически так же, как и все остальные, исключая шорты, футболки и сандалии.

Изменения в том, что люди надевают в церковь, отражают культурные изменения в одежде за последние пятьдесят лет. Всё американское общество переоделось. Это породило большие дебаты поколений о том, какая одежда уместна в церкви. Те, кто предпочитает более формальную одежду, считают, что простая повседневная одежда свидетельствует о неуважительном, непочтительном отношении к Богу. А предпочитающие повседневную одежду, считают, что она отражает более искреннее отношение к Богу. Имеет ли какое-то из этих мнений библейские основания?

Подписывайтесь: Телеграм • Facebook • ВКонтакте • Одноклассники • Twitter • Instagram • Youtube

Говорит ли нам Бог, что мы должны надевать в церковь?

Какую юбку можно надевать в церковь?

Какую юбку можно надевать в церковь?

Если вы случайно проходили мимо и были одеты в привычную для себя одежду, например, брюки, и у вас не оказалось с собой платка, то ничего страшного в этом нет. Один раз вы можете прийти в церковь в брюках, а платок можно купить на месте. Но, если вы будете постоянно ходить в храм в джинсах или другого вида штанах, то священнослужители и прихожане этого не одобрят.

Какую юбку можно надевать в церковь?

  • Юбка для церкви должна быть длиной по колено или ниже, неяркого цвета, скромного покроя.
  • Однако современность диктует разную моду, и если вы придете в длинной юбке, но оригинального покроя, то вам не будут делать замечание, если этот предмет одежды не покажется слишком вызывающим.
  • В общем, юбка должна быть прямого покроя или немного расклешенная, но без вульгарных разрезов и другой подобной отделки.

Юбку для церкви можно сшить самостоятельно. Получится стильный и подходящий для посещения храма предмет гардероба.

Женская обувь

Церковная служба очень долгая, а стоять во время нее приходится. Поэтому всем интересующимся, как одеваться в церковь женщине летом или зимой, следует знать: обувь для посещения храма необходимо выбирать удобную и закрытую. Никаких босоножек, открытых сандалий, туфель на высочайшем каблуке, которые сильно цокают по полу! Если носить обувь на плоской подошве по какой-либо причине не можете, надевайте туфли на 2-3 см каблучке, к которому прибиты набойки.

как женщина должна одеваться в церковь

Цвет предметов гардероба

Некоторые, отвечая на вопрос о том, как женщина должна одеваться в церковь, отвечают: в темное или даже лучшее черное. Это весьма ошибочный взгляд! Сам патриарх Кирилл, отвечая на вопрос одной из прихожанок, сказал, что цвет одежды и иных предметов гардероба не имеет никакого отношения ни к благообразию, ни к скромности, ни к православию в общем. Впрочем, это не значит, что можно надеть костюм клоуна и в нем отправиться в храм. Православная женщина должна выглядеть мило и скромно, так, словно действительно она собралась на великий праздник, а не на гулянку с подружками. А вот в каком стиле будет пошита ее одежда — в современном ли, деревенском или городском, это уже не имеет никакого значения. Успехов вам!

Источник

Как сшить юбку в церковь, храм своими руками поверх брюк?

Как сшить юбку в церковь, храм своими руками поверх брюк?

Если вы любите носить брюки, и у вас в гардеробе нет подходящей одежды для похода в храм, то можно сшить юбку, которая надевается поверх брюк. Это удобно, ведь после церкви ее можно легко снять и отправиться по своим делам в привычной для себя одежде.

Как сшить юбку в церковь, храм своими руками поверх брюк? Приобретите в магазине шелк, который не будет сминаться или другой материал на свой выбор. Чтобы было удобно надевать такую юбку, сделайте ее с запахом на завязках. Количество ткани будет зависеть от ширины материала. Если ширина 1,5-2 метра, то вам понадобится столько ткани, сколько нужно на длину юбки — 0,7-0,9 метра.

Помните: Такая юбка поверх брюк должна быть длинной (почти до щиколоток), иначе она будет смотреться странно.

Модель юбки на поясе с выточками спереди сзади.

Как сшить юбку в церковь своими руками поверх брюк?

Интересная модель двухслойной юбки на завязках. Ткань для этой юбки должна быть легкой и воздушной.

Как сшить юбку в храм своими руками поверх брюк?

Юбка, которую даже не надо шить. Существует такой трикотажный материал, который не распускается. Просто выкроите юбку нужно длины и ширины, сделайте завязки и носите готовое изделие поверх брюк. Такая ткань обычно не сминается, а также очень прочная и легкая.

Как сшить юбку в церковь, храм поверх брюк?

Как сшить юбку в церковь, храм с запахом: модели, выкройки, фото

Модели юбок с запахом всегда очень оригинальные и интересные. Такие изделия легко сшить самостоятельно, и сделать это сможет даже начинающая мастерица. Вот несколько моделей:

Как сшить юбку в церковь, храм с запахом: модели, выкройки, фото

Как сшить юбку в церковь, храм с запахом: модели, выкройки Как сшить юбку в церковь, храм с запахом: модели

Итак, как сшить юбку в церковь, храм с запахом- выкройки, фото:

Эта юбка выполнена не на завязках, а на двух пуговицах. Карманы можете не делать.

Как сшить юбку в церковь, храм с запахом: выкройки

Более подробная выкройка юбки с запахом.

Как сшить юбку в церковь, храм с запахом: выкройки и фото

Юбка с запахом — это, по сути, прямоугольный отрез ткани, прошитый со всех сторон. Его можно присборить и пришить к поясу, а можно сделать выточки и потом верх пришить к поясу. Такую юбку сможет сшить любая женщина, даже если нет дома швейной машинки. Все швы можно аккуратно обработать иголкой с ниткой вручную.

Как сшить юбку в церковь, храм на завязках: модели, выкройки, фото

Бывает так, что мы едем путешествовать, но не знаем, какие достопримечательности попадутся у нас на пути. Возможно, придется посетить храмы и монастыри, и юбка с завязками будет кстати. Ведь, привычная одежда туриста — это брюки или шорты, и не всегда есть возможность переодеться по дороге в Святое место.

Как сшить юбку в церковь, храм на завязках? Вот несколько моделей, выкройки и фото:

  • Юбка с запахом на завязках обычно шьется без выкройки.
  • Ширина пойдет на обхват, а длину материала отмеряйте по длине своей будущей юбки.
  • Если хотите сделать воланы, как на этой юбке, тогда понадобится еще ткань длиной 3 м. Если воланы будете делать узкие, тогда хватит 1,5 метра материала.
  • Сначала выкроите и присборите воланы, потом пришейте их к полотнищу юбки.
  • В конце пришейте пояс. Он должен быть на 50 см длиннее с каждой стороны юбки. Это будут завязки.

Как сшить юбку в церковь, храм на завязках: модели, выкройки, фото

Вот что получится в конце. Если ткани много и она разная, то вы можете сделать многоярусную юбку.

Как сшить юбку в церковь, храм на завязках: модели,фото

Эта выкройка интересной модели юбки. Отметьте на материале длину, равную объему ваших бедер и оставшуюся половину этого объема до края скроите по косой линии. Получится красивый срезанный край.

Как сшить юбку в церковь, храм на завязках: выкройки

Вот еще одна интересная модель юбки на завязках, которые вставляются в пластмассовую или металлическую пряжку.

  • Измерьте обхват талии.
  • Возьмите прямоугольный отрез ткани длиной 1,5-2 метра, а его ширина будет равняться длине вашей юбки.
  • Одну нижнюю сторону полотна скруглите плавной дугой, чтобы получилась красивая фалда. Обработайте края.
  • Пояса у этой юбки нет. Вместо завязок будут служить концы полотна, которые нужно заправить в пряжку.

Как сшить юбку в церковь, храм на завязках?

Сшить такую юбку можно без выкройки. Для этого используйте легкие виды тканей: лен, х/б, шифон. Но, а если хочется сшить юбку на завязках из более плотной ткани, тогда используйте выкройку, так как такое изделие должно хорошо сидеть на фигуре, без складок.

Мешает ли юбка спасению?

Я недавно крестилась. Друзья говорят, что теперь надо воцерковляться, то есть ходить в храм, исповедоваться, причащаться, найти своего духовника и свой приход. Но ничего этого делать не хочется. Меня отпугивают православные женщины в платках и юбках до пят. Таких часто можно встретить не только в храме, но и просто на улице, и глядя на них, я понимаю, что не хочу становиться похожей на них. Неужели для верующей женщины так важно носить юбку? Татьяна
Отвечает настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Красногорске, благочинный Красногорского округа протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ:

— Уважаемая Татьяна. Несколько лет назад вышла отличная книжка Владимира Легойды «Мешают ли джинсы спасению?». Прочитав ее, все поняли, что нет, джинсы не мешают. А юбка? Длинная бурая юбка без разреза мешает? Об этом еще никто книжку не написал. Поэтому попробую вам ответить.

Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними. В ответ я высказал мысль, что причина ее тяжелого душевного состояния отчасти в обстоятельствах жизни, а отчасти в том, что она хотя и верует в Бога, но по своей вере не живет. Тогда моя друг-собеседница воскликнула, что не чувствует потребности надеть юбку до пят и серый свитер.

Я ответил ей: «Да я не имел в виду одежду!» Одета она была, кстати, скромно. Дальше мы с ней поговорили о смысле христианской жизни. Но почему она с самого начала заговорила о юбке? Ну ладно какой-нибудь человек, поработавший в храме или монастыре, которому недостаточно культурные члены общины навязывали местный дресс-код. Или девушка, попавшая на исповедь к излишне строгому монаху, считающему уместным всех одеть в подрясники. Но с моей-то собеседницей ничего этого не было!

Другой пример на ту же тему. У нас в храмах раньше были (не знаю, есть ли сейчас) старушки, в глаза ругавшие людей, которые вели себя в церкви не так, как по их мнению следовало. Один замечательный, ныне покойный, архипастырь назвал таких старушек «православными ведьмами». Почему столь строго? Почему не «дурами»? Почему не «хамками»? «Ведьма» — очень серьезное обвинение. А ведь этот архипастырь сам ни разу, я думаю, ни с одной «православной ведьмой» не сталкивался.

Дело в том, что все мы — даже лучшие и умнейшие из нас — подвержены идеологическим штампам и модам. Долгое время держалась мода ругать старушек, которые ругаются в храмах. Они ругают нас, а мы — их. Они нас — грубо и в глаза, мы их — тонко и за глаза.

Конечно, церковных сотрудниц нужно воспитывать, чтобы они не обижали прихожан; конечно, это обязанность в первую очередь настоятеля. Нужно и других пожилых прихожанок воспитывать. И молодых прихожанок. И прихожан мужского пола. И себя самих. И на это у нас уходит вся жизнь. Поэтому будем к себе строги (не до отчаяния, помня о милосердии Божьем), а ко всем будем снисходительны. И с любовью относясь ко внешним, стараясь, чтобы ничто не мешало им прийти в Церковь, будем с любовью относиться и к тем, кто уже в Церкви. Они-то ведь тоже наши. Уча их мягко обращаться с людьми, не лишим их самих нашей любви.

А что касается дресс-кода, для того, кто не знает ничего о внутренней, духовной жизни, естественно все внимание обращать на внешнее. Христиане же знают, должны знать, что главное — это сердце человека, а не то, как он выглядит. Поэтому не нужно всех женщин стараться переодевать в длинные юбки, но по той же причине не нужно всех переодевать и в брюки.

Помню, когда я, крестившись в возрасте 27 лет, только начал церковную жизнь, мне очень понравилось ходить в косоворотке. Так я везде и ходил: в голубой «русской» рубахе с матерчатым пояском, в простых штанах, туристических ботинках, бороде и шевелюре вокруг зреющей лысины. Но духовный отец (протоиерей Георгий Бреев, нынешний духовник епархии города Москвы) мне не делал на эту тему замечаний.

Однажды, мы с ним ехали в метро, спокойно разговаривали, и я как-то сам почувствовал, что ему должно быть неловко сидеть рядом с такой яркой фигурой. Наверное, ему действительно было неловко, но он тогда мне ничего не сказал и виду не подал. И правильно сделал, потому что важно не то, чтобы неофит во что-то переоделся, а чтобы он сам почувствовал: ни косоворотка, ни фрак, ни пиджак не приближают его к Богу и не удаляют.

Поэтому люди, которые всех хотят нарядить в «православные» юбки, думая, что в этом главное, — ошибаются. Но и те, кто с презрением смотрят на мешковато одетых сотрудниц некоторых приходов, тоже ошибаются. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14: 17). Не пища и питие, не платок и не шляпка, не джинсы и не юбка.

Как сшить юбку в церковь, храм с карманами: модели, выкройки, фото

Карманы — это удобная вещь, так как в них можно положить деньги и другие необходимые предметы при походе в храм. Ведь в церковь неудобно ходить с сумкой или пакетом, нужно, чтобы ничего не мешало и руки были свободными. Как сшить юбку в церковь, храм с карманами? Вот несколько моделей с выкройками и фото:

Проще будет, если вы сделаете карманы по боковому шву юбки. Когда будете строчить боковой шов, не зашивайте отверстие шириной 10-12 см на расстоянии 15-20 см от верха. Затем выкроите карманы: 4 прямоугольника размером 15 см х 20 см. Сшейте их и пришейте к боковым швам.

Как сшить юбку в церковь, храм с карманами: модели, выкройки, фото

Эта юбка на резинке шьется без выкройки. Возьмите два полотнища шириной 1 м и длиной по длине юбки. Сшейте их, оставляя отверстия для карманов. Сделайте и пришейте карманы. Вверху прошейте кромку для резинки. Можно пришить хлястики для пояса. Вставьте резину и юбка готова.

Как сшить юбку в церковь, храм с карманами: модели

Юбка с накладными большими карманами на поясе.

Как сшить юбку в церковь, храм с карманами: фото

Прямая юбка-карандаш со встречной складкой спереди.

Как сшить юбку в церковь, храм с карманами: выкройка

Вы можете и самостоятельно придумать свою модель юбки на резинке или на завязках с карманами для храма, а потом сшить.

Как самой сшить длинную красивую юбку для посещения храма, церкви своими руками: выкройки, фото

Как самой сшить длинную красивую юбку для посещения храма, церкви своими руками: выкройки, фото

Многие люди уверены, если скромно, значит, некрасиво и старомодно. Но и в храм можно одеться стильно и со вкусом. Как самой сшить длинную красивую юбку для посещения храма, церкви своими руками? Вот несколько выкроек и фото:

Юбка-годе всегда в моде. Сшейте ее из неброского, плотного или легкого материала. Получится стильный наряд для похода в церковь.

Как самой сшить длинную красивую юбку для посещения храма, церкви своими руками: выкройки

Вот несколько моделей юбок и выкройки: прямой крой, полуклеш, клеш, юбка-солнце.

Как самой сшить длинную красивую юбку для посещения храма, церкви своими руками?

Юбка-годе со встречными складками. Подберите интересное сочетание тканей и создайте свой неповторимый наряд для похода в храм.

Как самой сшить длинную красивую юбку для посещения храма, церкви своими руками: фото

Признает ли церковь грехом носить кожаные юбки?

За любой кожаной вещью стоит убийство животного. Но люди мало об этом мало задумываются. В кожаных дубленках тепло зимой, а кожаные сапоги более долговечные и не промокают в слякоть.

Признает ли церковь грехом носить кожаные юбки? Традиционной христианской этикой принято, чтобы женщина надевала платок при входе в храм и была одета в юбку или платье. Касательно кожаных юбок особых предписаний нет: одни приходы запрещают носить такое одеяние, а другие относятся к этой одежде лояльно.

Совет: Если вы пришли в храм в такой юбке и батюшка вам сделал замечание, то в следующий раз оденьтесь по-другому. Если вы отправляетесь в церковь на большой праздник, Венчание или Крестины, то лучше откажитесь от кожаной юбки и оденьте более скромный наряд.

Брюки как предмет мужской одежды

На входе во многие храмы и монастыри можно встретить таблички, которые гласят о том, что женщине в брюках вход воспрещен или что не подобает православной прихожанке носить мужскую одежду.

Данные запреты обуславливаются цитатами из Библии. Но ссылки на мнения о том, что данный предмет гардероба является истинно мужским облачением — устарели, так как этот предмет одежды женщины носят с 1930-х годов. К тому же, женщина в джинсах и брючных костюмах в повседневной жизни не выглядит странно, как выглядел бы мужчина в юбке или платье.

Во времена язычества, переодевание было культом магических обрядов. И так как во все времена магия запрещалась христианством, то и облачение в мужские одежды противоположным полом строго осуждались, особенно в стенах храма. Эти времена давно себя изжили и можно сделать вывод, что штаны уже не являются строго мужским одеянием. Есть модели брюк, которые не подойдут молодым людям, в такой одежде никто не укажет на то, что девушка выглядит как мужчина.

Следовательно, не стоит слепо соблюдать данные запреты. Вход в храм для всех женщин открыт, если они не выглядят пошло и невежественно.

Почему в церковь надо одевать юбку и обязательно ли ее надевать?

Почему в церковь надо одевать юбку и обязательно ли ее надевать?

По канону женщина должна приходить в храм в женской одежде, а мужчина — в мужской. Брюки никогда не были женской одеждой, поэтому дама должна идти в храм в юбке или платье. Одевать в церковь юбку и платок нужно обязательно, так как это смирение перед Богом.

В церковь нужно идти как на праздник. Одежда и обувь должна быть чистой. Женщине нужно отказаться от яркого макияжа и нельзя красить помадой губы. Также накануне перед походом в храм необходимо вымыться, утром желательно не кушать и не пить. В церкви можно выпить Святой воды и испробовать просфоры, а делать это лучше натощак, чтобы впустить в себя Святого духа.

Классика — идеальный выбор

Протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново:

Когда я в 1990-х годах воцерковлялся, меня тоже волновал вопрос, в каком виде правильно ходить в храм. Один очень интересный верующий человек ответил мне так: «Молодой человек, вы неправильно ставите вопрос. Надо из дома выходить в таком виде, чтобы можно было в любое время зайти в храм». Мы должны понимать, что нужно воцерковлять все стороны нашей жизни, и внешний вид в том числе. Приходя к вере, мы начинаем следить за своей речью, жестами, поведением. Так же должно произойти и с нашим внешним видом: постепенно он тоже должен меняться в лучшую сторону. В храме надо выглядеть достойно.

Прежде всего мне хотелось бы обратить внимание на мужчин, потому что в вопросах одежды говорят преимущественно о женщинах — юбка или брюки, допустима ли косметика, можно ли открывать плечи… Однако внешним видом наших прихожан тоже нужно серьёзно заниматься. Если давать конкретные советы, то, на мой взгляд, мужчине в храме подобает быть одетым в брюки, а не шорты, бермуды и тому подобное. Брюки предполагают наличие носков и классической обуви. Если вы надеваете джинсы, то они должны быть традиционных цветов — чёрные, тёмно-синие, коричневые, летом можно светлые, но не кричащих расцветок. Желательно, чтобы они не были рваными и не отличались фасоном от обычных брюк. Хотелось бы также, чтобы мужчины носили классические рубашки с воротничком, а не футболки.

Сейчас очень модным стал спортивный стиль, но я убеждён: в храме он недопустим. Внешний вид формирует внутреннее состояние православного человека. Одежда — это один из атрибутов внешнего христианства, поэтому в гардеробе верующего человека обязательно должна присутствовать классика. Спортивные брюки, тапочки на босую ногу — считаю, что в храме это неприлично. Мы ведь идём на самое важное и торжественное событие своей жизни! Нужно учиться так относиться к каждой литургии, как будто она первая или последняя. Литургия — это торжество жизни, и приходить на него расслабленным недопустимо.

Какие традиции сложились у нас на приходе? Скажу так: я веду каждодневный изнурительный труд в этом направлении. Говорю, объясняю, напоминаю, привожу примеры. Рассказываю, что если бы было всё равно, в какой одежде предстоять Господу, тогда что-то менялось бы и в одежде священнослужителей, однако Церковь очень консервативна в этом вопросе. Если священник выйдет на исповедь в спортивных штанах и без носков, это оттолкнёт людей, не даст им сосредоточиться. Поэтому я учу прихожан не пренебрегать своим внешним видом.

Что касается женщин: я думаю, они созданы для того, чтобы украшать наш мир. Прекрасно, если мужчина испытывает возвышенные чувства, глядя на женщину. Её вид должен пробуждать желание писать стихи, а не говорить пошлости. Девочек надо воспитывать так, чтобы они стремились вызывать высокие, а не потребительские чувства.

Если женщина идёт в храм нарядной, это хорошо. Шарф или косынка — такой аксессуар, которым она может подчеркнуть красоту богослужения (например, выбрав соответствующий цвет) или продемонстрировать индивидуальный подход к своей одежде. Когда видишь, что прихожанки меняют косыночки в зависимости от праздника, это радует. Мне хотелось бы, чтобы женщины в храме выглядели достойно и красиво, вдохновляли мужчин служить Богу и вызывали у них самые нежные чувства.

Нужно ли надевать юбку в храм

В правилах посещения храма говорится, что женщины должны быть в юбках. У невоцерковленных людей это правило вызывает порой негодование и протест. Давайте разберемся, откуда идут корни запрета на ношение брюк в храм. И действительно ли представительницы прекрасного пола должны носить в церковь юбку и почему.

Священное писание и святые отцы об одежде

  • О запрете женщине надевать мужскую одежду и наоборот, мы можем прочитать в книге Библии «Второзаконие». Как пишет известный богослов А. Лопухин, этот запрет преследовал цель оградить Богоизбранный народ от мерзости противоестественных смешений, которые были в ходу у язычников, населявших территорию земли обетованной.
  • Согласно второй версии, в одежду другого пола одевались жрецы во время совершения обрядов.
  • В 7 веке Шестой Вселенский Собор в Константинополе подтвердил запрет на ношение нарядов другого пола.
  • Представители секты евстафиан проповедовали равенство мужчины и женщины и призывали последних носить мужские одежды ради подвига. Церковь осудила это на Гангрском соборе, опираясь на Священное Писание.

Влияет ли на женщину ношение мужской одежды

Давно замечено, что та или иная одежда очень влияет на поведение человека. Сравните девушку в длинном платье и девушку в рваных джинсах. Одинаково ли они себя ведут? Чаще нет. Платье или юбка придают женственности, требуют от их владелицы скромности, грации. Сложно представить женщину в романтическом платье курящей или произносящей похабные слова, или непристойно смеющейся. В брюках женщина чувствует себя более свободно, раскованно, что порой негативно отражается на ее поведении.

Наши предки считали, что в длинной юбке женская фигура напоминает треугольник и соединяется с матерью-землей, берет от нее силы.

Мода по-православному: стиль женщины в храме

Мама всегда красивая и модная, – убеждены дети. А что говорит о моде и внешнем образе Новый Завет? В Евангелии об одежде упоминается вскользь – о власянице Иоанна Крестителя, о плащах, постилаемых народом во время входа Господня в Иерусалим, об одежде Христа, о которой воины метали жребий. В одной из притч читаем и о ветхих одеждах – тех, к которым не пришивают заплат, отодрав их от новых. Но ровным счетом ничего не сказано, как должно одеваться женщине в храме.

Бывает, что приходские ревнители благочестия спешат выставить за порог храма тех, кто не соответствует принятому формату, и большинство обиженных на замечания обратно не возвращаются. Нужны ли некие стандарты достойного и приличного костюма для участия в богослужении? Защитят ли они чувства верующих и тех, кто на пути к вере? Этим вопросам в новой России не один десяток лет, а однозначных ответов до сих пор нет.

О смирении… с подиума?

Вспоминается, как лет семь тому назад в российских СМИ открыто звучала дискуссия по поводу внешнего облика прихожан. Вслед за духовенством и общественными деятелями тему одежды для посещения храма подхватили ведущие дизайнеры модного мира, тотчас представившие свои «православные» коллекции. В столице состоялось несколько фэшн-показов, с точки зрения бомонда – громких, гламурно-успешных, а с позиции церковных людей – скорее, провальных и вызывающих острое чувство стыда.

Из репортажей СМИ с нашумевшего показа в ювелирном доме «Эстет» в 2011 году можно было заключить, что православную женщину модельеры представляют себе абсолютно по-разному. То таинственной незнакомкой, поверх неуместно глубокого декольте обернутой в прозрачный газ, то былинной русской красавицей в сарафане с кокошником (популярный за рубежом этнический стиль медведей и балалаек!), а некоторые – и вовсе неким существом среднего рода, одетым в бесформенный бесполый балахон из пластика и других «современных» материалов. Некоторые известные кутюрье преобразили манекенщиц в юных ретроградных старушек, с головы до пят упакованных в бесцветные платья-футляры из плотных неудобных тканей тусклых землистых оттенков.

С точки зрения простой обывательницы с природным вкусом, все это – от лакированного православия и пародий на него до западных примитивных представлений о «русскости» – плохо, пошло, ретроградно, безрадостно. Кажется, что профессионалы модного мира узнали о православной культуре только сейчас и на скорую руку стилизовали модели под эти представления.

А вот как восприняли показ молодые модельеры.

Елена Макашова, дизайнер одежды: «Для меня понятия «православие» и «мода» не совместимы. Точно так же, как «монастырь» и «карнавал».

Стразы и алмазы

Так давайте поразмышляем в стороне от подиумных идей. «Православная мода» – словосочетание само по себе странное, парадоксальное. В начале 20 века сочетать два этих понятия вряд ли пришло бы кому-то в голову. Наверное, потому, что большинство жительниц нашей страны так или иначе отождествляло себя с православной верой и понимало, что мода – это о салонах и балах, а православие – совсем о другом.

Правда, тогда женщины всех сословий, от высшей знати до простых крестьянок, гораздо лучше понимали значение слов «случай» и «повод», и на каждый случай и повод имели заготовленный заранее продуманный до мелочей соответствующий наряд.

Православие – о вечном, мода – сиюминутное настроение, или, как удачно сказал какой-то известный кутюрье, всего лишь кусок ткани, перемещаемый по телу женщины. Наверное, поэтому не увенчались успехом изначально добрые начинания инициаторов показа, и у модельеров и представителей Церкви не получилось диалога.

Одни не уловили духа и смыслов православия, другие не оценили полета фантазии, затраченных усилий, профессиональных решений, километров дорогих полупрозрачных тканей, килограммов бисера, пайеток и кружев.

Но что делать, если получилось неубедительно, не похоже на правду?

Мода – всегда китч, противопоставляющая здоровой радости истерические восторги шоу, яркий вызов окружающим, эпатаж, выпускающая на волю сексуальность.

Православие – скрытая от глаз драгоценность, мода – нарочито блестящий страз. Ценности абсолютно разные. Очевидно, поэтому православной моды… не бывает?

Назад в историю

А должен ли вообще православный человек выглядеть как-то особенно?

Стоит заглянуть в прошлое, чтобы убедиться: специальной одежды для церкви в истории костюма не было.

Каждому периоду соответствуют свои эталоны красоты, свои силуэты и формы, кстати, иногда гораздо более эпатажные и нелепые, чем сейчас в среде неформальной молодежи. Все они отражены в мировом искусстве – особенно в живописи, графике и скульптуре. Стоит только вспомнить огромный испанский воротник «фреза» 16 века, напоминавший одетый на шею мельничный жернов (кстати, это из-за него придумали столовую вилку – иначе пообедать в таком «архитектурном сооружении» на шее было бы невозможно). Или жесткое, стесняющее движения французское платье-робу на металлическом каркасе с натянутой на него юбкой без единой складки, называемой «хранитель добродетели». Но это – европейские примеры, не так сильно проникшие на русскую почву. А вот корсеты начала 20 века, в которых женская фигура неестественно нагибалась вперед, а талия затягивалась до объема в 55 см, из-за которых женщины не просто испытывали неудобства, но даже теряли сознание, были очень популярными в России. Как и более ранние «хвостатые» накладные юбки-турнюры. Примеров таких модных изощрений много, но все они на какое-то время становились общепринятыми. Выглядеть иначе означало бросать вызов приличиям.

Как на иконе

Иконописные образы – богатый источник сведений об одежде. Они глубоко символичны, но при этом отражают реальную моду определенного времени – Израиля времен Римской империи, Византии. Пресвятую Богородицу на иконах мы привыкли видеть в платке-мафории или накидке, которые Она носила по обычаю замужних иудейских жен. Платок надевался поверх другой одежды и покрывал не только голову, он драпировал почти всю фигуру. Господь Иисус Христос на иконах обычно пишется в одеждах знатных сановников Империи: в длинной рубашке-хитоне и прямоугольном плаще-гиматии. Похоже облачены многие ветхозаветные и новозаветные святые.

Святые жены – мученицы, праведницы, жены-мироносицы изображаются с покрытой головой, что свидетельствует об их пребывании в молитве и душевном стремлении к смирению. Но иногда святых жен пишут иначе, например, преподобную Марию Египетскую, где непокрытая голова – это знак ее исключительной аскетически-покаянной жизни. Без платка изображают отроковиц и юных дев – мученицу Веру и младших Великих княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.

Одежды на иконах – прекрасные, нарядные, богато украшенные орнаментом и по-восточному колоритные. Их эстетика поражает воображение, а декор снова вдохновляет кутюрье. Но сегодня в таком костюме вряд ли возможно передвигаться по городу, не говоря о том, чтобы сесть в общественный транспорт, прийти на работу или в храм. Выглядеть как батюшка на амвоне – глупо, неуместно. Да и нужно ли?

Костюм за двухтысячелетнюю историю претерпел множество трансформаций. Форма одежды стала упрощенной, нацеленной на удобство. Появились джинсы…

Мимикрия и царский путь

Автор книги «Мешают ли джинсы спасению» Владимир Легойда считает:

«Пришло новое поколение, огромное количество людей, которые, легко называя себя православными, о своем внешнем виде не задумываются. Они, не открывая, закрыли для себя вопрос, что джинсы спасению не мешают, и неофитский пыл, который часто замыкался на форме, даже не пережили, ничего не пытались в своей жизни менять, хотя бы и внешне. Посмотрите любую социальную сеть, там есть графа «вероисповедание», и все «православные», но фото вполне могут быть предложены в журналы фривольного содержания. И вот такие не сочетаемые вещи сегодня сочетаются.

Конечно же, внешний вид важен. Одежда имеет свою мифологию, это одна из форм проповеди. Но здесь вот какая проблема: Церковь – это не субкультура, хотя именно опасность такого восприятия нам сегодня угрожает. Церковь в каком-то смысле больше общества, и у Чаши могут встретиться люди разных «субкультур». И я не считаю, что у православных мирян непременно должна быть какая-то особая одежда.

Есть такая мысль – ее приписывали разным отцам первых веков христианства, – что христиане по внешнему виду могут ничем не отличаться от людей той страны, в которой они живут, но могут отличаться внутренним состоянием и поведением.

Одно из требований, которое часто предъявляется к православному внешнему виду, — скромность. Целомудрие (или его отсутствие) проявляется и внешне. Если в человеке отсутствует целостность, то эта разорванность будет проявляться и в мыслях, и в поступках, и в речи, и в одежде. И это особенно хорошо видно в современном мире, в котором очень многое направлено на соблазн. Это касается и некоторых тенденций современной моды, осознанно вызывающих, агрессивных, провокационных. Это проблема нашего времени, это проблема мира, в котором забыто понятие «грех».

Я совершенно не хочу огульно осуждать современную моду. Чистому все чисто. Но я хотел бы отметить вещи, которые хотя и не касаются длины юбок, но кажутся мне очень важными. Думаю, что представители моего поколения тридцатилетних, и тем более старшие поколения, не могли бы сказать своей матери: «Ты сексуальная».

Другая крайность – небрежность, неряшливость. Я думаю, если на человека неприятно смотреть, это не очень правильно с православной точки зрения.

Верующий человек – это внимательный человек. Он призван со вниманием относиться к тому, что он говорит, что ест, что думает, как одевается. И здесь важно, как всегда, искать царский путь».

О брюках и язычестве

Интересно мнение протодиакона Андрея Кураева:

«Отношение к брюкам не является устоем православной веры. Это не вероучительная, а этикетная форма, но когда-то за этим стояли две серьёзные вещи.

Первое. В брюках раньше порядочные люди вообще не ходили – ни мужчины, ни женщины. Так было в Древнем Риме, в Палестине, в Византии. Все ходили в туниках. А в брюках ходили варвары. Когда по Константинополю шёл человек в брюках, то своим видом он показывал, что он варвар, то есть не христианин, и его не пускали в храм.

Когда варвары стали христианами, этот мотив ушёл. Но появился другой, связанный с карнавальными переодеваниями, которые когда-то имели религиозный смысл переворачивания всего наизнанку. Эти переодевания на Святки или Масленицу были рудиментом очень древних языческих ритуалов встречи Нового года. Скоморошество, выворачивание всего наизнанку, смена социальных ролей, смешение мужского и женского, молодого и старого было разрушением устоявшихся социальных ролей, поэтому переодевания мужчин в женщин и наоборот – это своего рода языческая форма покаяния, выражение желания жить по-другому.

Но пришло христианство и принесло иные формы покаянного поведения: изменение не одежд, а сердец. А память об этом некогда серьёзном религиозном языческом подтексте переодеваний повлекла за собой негативное отношение к тому, что женщины надевают мужскую одежду.

И нет тут никакой дискриминации именно женщины. Неодобрение «переодеваний» касается всех – независимо от пола, попробуйте представить, что пришлось бы выслушать мужчине, решившему зайти в храм в юбке!»

Не «выламываясь» из приличий

Косметика существует веками и также является частью костюма. Размышляет Андрей Кураев: «Храм – не место для лицедейства и лицемерия. Если человек пришёл в храм, то к чему пудра и помада? Перед Богом надо стоять «голеньким». Женская косметика всегда была боевым раскрасом женщин, выходящих на тропу охоты. Но открывать в храме охотничий сезон на мужчин – это как-то нехорошо. Это место, где человек может быть просто человеком, а не сексуально зависимым существом. Ну вот, вынес я приговор столь же суровый, сколь и справедливый… А теперь начну его смягчать.

Во-первых, косметика Евангелием… предписывается: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое» (Мф., 6,17). Считалось, что красивые волосы – это волосы блестящие, и для этого их смазывали маслом или жиром. Но в устах Христа это не косметический совет, а духовный.

Наша вера и так слишком шокирующе отлична от ожиданий мира сего. Поэтому не стоит по мелочам вступать с ним в конфликт. Не стоит слишком старательно подчёркивать нашу инаковость: ходить в чёрных одеждах, застегивать верхнюю пуговицу рубашки, с выражением благочестивого ужаса передвигаться по улицам…

Если в твоём окружении принято умеренное пользование косметикой, если оно входит в правила приличия в той среде, где живёт и работает христианин, то не стоит нарочито из неё выламываться.

Может ли быть святой женщина, которая постоянно использует косметику? Да! Пример – св. страстотерпица императрица Александра Фёдоровна. Но для неё косметика была не личным выбором вопреки настояниям духовника, а следованием семейной и социальной традиции».

Ради ближнего

Совет отца Андрея Кураева «женщине, которая специально идёт на службу – одеться «по-церковному».

Нет, дело не в том, что если на вас будет юбка не того фасона, то Бог вашу молитву не услышит. Просто у св. Иоанна Златоуста есть удивительное выражение: «Таинство нашего ближнего». Таинство нашего спасения зависит от того, какой мы оставляли след в жизни тех людей, с которыми соприкасались. Ранили их или исцеляли.

Подытожить хотелось бы словами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в его бытность главой Синодального отдела внешних церковных связей: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример, в том числе и внешним обликом».

Эстетика в Церкви, по его словам, имеет огромное значение, а это в том числе и внешний вид верующих, одежды, убранства храма. «Православие – это не убожество, это красота жизни», – подчеркивал он в одном из интервью.

Радость и чувство цвета

…С 2011 года информационная волна по поводу церковной одежды в СМИ стихла, и ведущие дизайнерские дома больше не предлагают создавать единый национальный дресс-код и выверенную униформу для посещения храма.

Но православные верующие не отчаялись и впали от этого в когнитивный диссонанс – те обычные женщины, которые живут церковной жизнью и при этом всерьез интересуются вопросами стиля, имеют не один удобный и приличный костюм, не оскорбляющий чувства молящихся рядом с ними. А потому им не приходит в голову надеть рваные джинсы с растянутой майкой с лейблом или надписью про любовь и обернуться поверх этого урбанистического шедевра в пляжное парео, имитируя юбку в пол. Обычно «церковный» наряд заготовлен ими заранее и только ждет своего часа в шкафу.

Евангельский взгляд не спорит с модой – он вне перемен, он устремлен поверх нарядов, направлен мимо всего временного.

Любуясь нарядной и празднично-яркой одеждой наших прихожанок на Пасху и Троицу, на Петров день, понимаешь, что православная вера – не только борьба со страстями и исповедание грехов, но радость во Христе, а значит, и красота, и свет, и чувство цвета.

Валентина Киденко

Фото из открытых источников

Почему в храм нужно ходить в юбке

На фразу о том, что в храм нужно ходить в женской одежде, некоторые посетительницы в брюках резонно отвечают: «А у меня брюки женские». Действительно, в то время, когда писалась Библия и собирались Вселенские соборы, о брюках не слышали не только женщины, но и мужчины. Но если церковные традиции требуют ношения юбки, то нужно им следовать. Во-первых, этим мы показываем послушание Церкви. Во-вторых, женщина в брюках может смутить своим внешним видом других прихожан. А в Писании очень строго и определенно сказано о тех, кто соблазняет ближнего.

Но это не означает, что если вы оказались рядом с храмом в брюках, то в него нельзя войти. Тем более, что за свечным ящиком вам наверняка дадут халат или еще что-то.

Очень плохо делают те, кто из ложной ревности нападают на женщин, вошедших в храм в брюках. Это верный шаг к тому, чтобы оттолкнуть человека от Церкви.

Более искреннее?

С другой стороны, многие из тех, кто склоняется к более повседневной одежде, выросли во времена “переодевания,” и они точно так же чувствительны к тем культурным нормам, в которых сформировались. Для них кажется “нормальным” носить джинсы и футболку в церковь, – возможно, те же самые, что и накануне. Но почему это кажется приемлемым?

Как говорилось выше, наиболее популярный ответ — “искренность.” Мы приходим к Богу такими, как мы есть, не кривляясь и не надевая никаких масок.

Звучит хорошо, но я не очень в это верю. Ношение повседневной одежды не является де факто более духовно искренним, чем формальная одежда де факто более духовно почтительной. Мы можем быть совершенно неискренними, стоя перед Богом в своих джинсах. Мы можем выбирать повседневную одежду, в первую очередь, чтобы вписаться в общество, или чтобы привлечь к себе внимание, или для создания “крутого” образа. Другими словами, мы можем носить повседневную одежду в церковь и славить Бога своими устами, но наши сердца могут быть далеко от Него (Ис. 29:13).

Возможно, повседневная одежда может помочь нам приближаться к Богу более искренне и открыто, – так, как формальная не в силах. Возможно, формальная одежда может помочь нам выразить уважение и почтение к Богу способом, не доступным обычной одежде. У меня есть серьёзные сомнение относительно обоих утверждений.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: