Причины плохого поведения у обучающихся начальной школы

Довольно часто встречаются ситуации, когда ребенок плохо ведет себя в школе. Причин может много, но всех всегда волнует один вопрос – как это исправить и сделать так, чтобы он быстрее стал послушнее. На этот вопрос однозначно не могут ответить ни учителя, ни психологи, ни родители самого ребенка.

В каждой отдельной ситуации нужно работать индивидуально, т.к. причины и последствия плохого поведения могут быть абсолютно разными. Роль может сыграть любой фактор: возраст, внешние условия, семья, отношения с одноклассниками. Но одно можно утверждать с точностью – ребенку чего-то не хватает.

Причины плохого поведения

Очень часто случается, что дефицит любви в семье напрямую сказывается на поведении ребенка. Все, что происходит дома можно буквально «считать» с него, он начинает вести себя не как раньше: спокойный может начать бунтовать, протестовать, а шумный наоборот замкнуться. В любом случае учителям нужно уметь заметить эти изменения и принять меры, т.е. вовремя сообщить родителям и школьному психологу.

Среди педагогов принято общаться с детьми как с взрослыми людьми, но, в то же время помнить, что это дети. Понимая, что ребенок переживает все довольно остро и чрезмерно впечатлителен, принимать меры нужно также осторожно. В школьные годы психика ребенка еще не сформировалась и довольно неустойчива, поэтому при любом раздражителе он может действовать непредсказуемо. В качестве раздражителя может быть даже обидное слово одноклассника или не совсем справедливая на его взгляд «двойка» от учителя.

Случается довольно часто так, что когда учителя сообщают о плохом поведении ребенка, особенно находящегося в подростковом возрасте, родители не верят, почему? Все просто. Ребенок, находясь дома, имеет одну модель поведения, иногда боясь наказания родителей или наоборот, чтобы не расстраивать их, а в школе он «отпускает» себя, принимая другую роль, он часто становится хулиганом.

Опять же нужно помнить, что от ситуации в семье зависит многое. Там, где ребенок боится родителей, приходя в школу, начинает бесчинствовать, давая себе, таким образом, некую моральную свободу. Часто в результате этого появляются плохие отметки, замечания в дневнике и вызов родителей к директору. При них он может быть идеальным, обещать исправиться и вести себя примерно. Но как только он находится в школе без родителей ситуация повторяется. Обычно таких ставят на школьный учет и пытаются совместными силами школы и родителей исправить поведение. Но ребенок в это время переживает много отрицательных эмоций, и потом это входит в привычку и он уже не реагирует на замечания и предупреждения.

Есть другой вариант развития событий. Ребенок их вполне благополучной семьи начинает плохо вести себя в школе. Что является причиной? Многие факторы. Дети проходят несколько периодов взросления, каждый переживает их по-разному. В школе они взаимодействуют друг с другом, примеряют разные модели поведения. И достаточно просто завести дружбу с ребенком, чье поведение кажется отличным от ребенка из хорошей семьи, он начинает вести себя также, ведь это интересно, побыть «плохим».

Какие проблемы в 1 классе ожидают ребенка

Каждый родитель, отправляя своего ребенка в школу, мысленно представляет, как он будет с удовольствием познавать новое и радовать их своими успехами. Однако на деле многие сталкиваются с прямо противоположной картиной: поход в школу и любые интеллектуальные занятия вызывают у ребенка отвращение. Почему так происходит?

Во-первых, детскому организму сложно резко перестроиться на рабочий лад. Первые 2-3 недели ребенок может жаловаться на бессонницу, головные боли, усталость и другие недомогания. В группе риска, прежде всего, детки со слабым телосложением. Для них особенно важно соблюдение режима дня, сбалансированное питание и спокойная обстановка в доме. Постарайтесь в первый школьный год оградить ребенка от кардинальных перемен. В этот период лучше не менять места жительства, не планировать рождения ребенка и даже не заводить домашних животных.

Во-вторых, у расторможенных деток проблемы в 1 классе могут возникнуть из-за сложностей с концентрацией внимания. Зачастую первоклассники не понимают роли учителя и не могут объяснить, зачем они ходят в школу. Для развития внимания педагоги рекомендуют приобщать детей к интеллектуальным играм: шашкам, нардам, го и др.

В-третьих, первоклассникам тяжело долгое время находится в неподвижном состоянии, а выполнение скучных заданий порой кажется им настоящей пыткой. Поэтому родителям, отдавшим своих детей в первый класс, следует позаботиться о развитии у малышей волевых качеств. При этом не стоит заваливать ребенка домашними делами. У школьника должны быть посильные обязанности по дому. Более того психологи рекомендуют превращать непривлекательную для детей работу в игру. Так, например, при уборке комнаты можно перевоплотиться в юнгу и отдраить палубу корабля.

В-четвертых, у ребенка может появиться страх перед неуспехом, особенно если он часто слышит от родителей, что он всегда и во всем должен быть первым. Если первоклассник испытывает сложности в учебе, прежде всего, нужно показать ему, что вы его любите не за его успехи, а просто потому, что он есть. Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки. Фразы типа «Если бы ты внимательно слушал, что говорит учительница, то смог бы решить эту задачу» или «Если бы ты все время не отвлекался, уже давно бы сделал все уроки» никак не способствуют сосредоточенности, зато убивают в малыше уверенность в себе.

И, наконец, в-пятых, у детей не всегда складываются отношения с учителями и одноклассниками. Для деток 6-7-ми лет учитель такой же авторитетный человек, как и родители. Если малыш не чувствует от него благорасположения, для него это настоящая катастрофа. В случае если первоклассник не может приспособиться к учителю и страдает от этого, психологи настоятельно рекомендуют задуматься о переводе его в другой класс. Однако такое решение должно быть взвешенным, ведь переход в новый коллектив – огромный стресс для ребенка.

Иногда проблемы в 1 классе возникают и в общении с одноклассниками. Родителям следует насторожиться, если их школьник постоянно конфликтует и ввязывается в драки с другими детьми. Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. В этом случае его следует записать в спортивную секцию, где он бы «выпускал пар». Излишняя агрессивность зачастую свидетельствует о внутреннем неблагополучии ребенка. Подумайте, не слишком ли вы строги со своим чадом, не требуете ли вы от него чрезмерной аккуратности и непомерных успехов. Конфликты между детьми неизбежны. Не пытайтесь очертя голову защищать или отчитывать своего ребенка. Всегда старайтесь понять обе стороны и подсказать, как бы вы сами поступили в подобной ситуации.

Беспокойство должен вызвать и тот факт, что спустя полтора-два месяца малыш так ни с кем и не подружился или вообще стал предметом насмешек со стороны сверстников. Психологи рекомендуют еще до школы подготавливать ребенка к тому, что с ним будут учиться разные дети, что, возможно, ему не удастся подружиться с некоторыми из них, но нужно постараться выстроить хорошие отношения со всеми одноклассниками. Можно вместе разыграть ситуации, с которыми ребенок может столкнуться в школе, и подумать, как можно из них выпутаться. Если вы заметили, что ваш малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет. Возможно, его не берут в компанию, потому что у него нет «культовых» игрушек. А может над ним смеются, потому что он неопрятный? В этом случае с ребенком следует потренироваться завязывать шнурки, вытирать нос и т.д.

ребенок плачет в школе

Пути разрешения таких ситуаций

В первую очередь, нужно поговорить со школьным психологом, выявить причины плохого поведения. Дома не менее важно постоянно вести диалог с ребенком, пытаться понять, что его тревожит, ну и учителям относится с особой осторожностью к таким детям. Их ни в коем случае нельзя отделять от класса, ограждать от привычной для них среды. Нужно всего лишь понять, что ребенку интересно и знать мотивы поведения. Если выяснить это, то можно выстроить план работы с ним и определить, как ребенку будет комфортнее. Возможно, нужно частично исключить контакты ребенка с некоторыми из ребят, а может наоборот, сплотить коллектив.

Плохое поведение не появляется само по себе без причин, всегда есть мотив на такое поведение. Очень важно увидеть его проявления как можно раньше, чтобы проще контролировать. Ребенок может привлекать внимание одноклассников порчей имущества или, задираясь, в этом случае нужно поговорить с ребятами класса и объяснить, что делает это ребенок не во вред им, а чтобы его заметили. Как только они впустят его в свой круг общения, очень быстро пройдут его плохие поступки.

Детям нужна любовь, они должны ее получать, иначе искажается душа, и ребенок растет морально неполноценным. Поэтому очень важно родителям при первых проявлениях плохого поведения ребенка просто чаще уделять ему внимание, но не опекать чрезмерно.

В любом случае, нужно помочь ребенку достичь того ,к чему он стремится, возможно не очень правильным способом. Можно провести сравнение: если есть боль в организме, значит, что-то не в порядке и человек начинает лечить себя, чтобы боль прошла и вместе с ней прошла причина боли. Так и в случае с ребенком, если он делает то, что противоречит нормальному поведению, то значит, ему чего-то не хватает.

Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

0

На вебинаре 25 марта дефектолог и специалист по ранней помощи Александра Гоман рассказала, как использовать метод поведенческого анализа, если «хромает» поведение в инклюзивном классе. Этот метод помогает в работе не только с детьми с особенностями развития и интеллекта, с ОВЗ, его можно применить и при работе с любым ребенком, демонстрирующим «нежелательное» поведение.

Александра Гоман, дефектолог и специалист по ранней помощи: «Любое поведение ребенка подчинено определенной логике. Понимая эту логику, вы можете корректировать его поведение. Прежде всего, задайте правильный вопрос: не ПОЧЕМУ, а ЗАЧЕМ ребенок ведет себя плохо».

Эксперт подробно объяснила схему «структуры поведения» и дала разъяснения, как выявить запускающий фактор – понять мотивацию ребенка. Она отметила, что важно правильно применять метод «кнута и пряника», вовремя поощрить или наоборот, сделать замечание. Работая с «трудным» поведением детей с ОВЗ, классный руководитель, учитель или воспитатель ни в коем случае не может и не должен в одиночку решать проблему. Этот сложный, энергоемкий вопрос требует командной работы специалистов, семьи, педагогов, психологов и тьюторов.

Мария Перфильева, куратор программы вебинаров по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива»:«Одноклассники – тоже часть команды. Их нужно дополнительно поощрять за внимательное отношение к ученику с особенностями. Не реагировать смехом, не обсуждать, не подначивать, а по возможности оказывать поддержку и объяснить, почему их помощь важна».

Александра Николаевна рекомендовала слушателям вебинара познакомиться с книгой Роберта Шрамма: «Детский аутизм и ABA. АВА (Applied Behavior Analysis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения». // Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2020.

Кратко об экспертах и программе вебинара: см. анонс «Что делать педагогу, если дети ведут себя «плохо»?»

Общее количество слушателей вебинара 25 марта: 603 человека (464 электронных адреса) из 149 городов, посёлков, сёл и деревень (62 региона России; Беларусь, Казахстан, Киргизстан, Молдова и Украина).

Из отзывов слушателей вебинара «»Трудный» ребенок в классе: работаем с поведением»:

Оксана Рыжова, Мысовская СОШ, с. Мысы (Пермский край):«Просмотрев вебинар…, мной лично и коллегами нашей школы был сделан ряд выводов по представленной проблеме. Не все так просто, как кажется на первый взгляд. Много факторов влияют как на причину особенного поведения такого ребенка, так и на путь решения данной [проблемы]. Спасибо организаторам вебинара за возможность определения путей решения насущной проблемы!»

Анастасия Пастухова, Майская СОШ, п. Майский (Краснокамский район, Пермский край): «В каждом классе есть дети ОВЗ, которые нуждаются в дополнительном внимании. Вебинар позволил найти несколько путей решения этой проблемы».

Елена Черепанова, СОШ №2, г. Краснокамск (Пермский край):«Тема вебинара интересная, полезная и злободневная. Я услышала много практических советов, которые будут применять в своей работе».

Валентина Чернявская, Городской центр образования, г. Казань (Татарстан):«Очень нужный вебинар, и не только для педагогов работающих с детьми с ОВЗ. Он важен для педагогов в целом, в том числе и в работе с классом, группой и индивидуально. Спасибо».

Александра Ахмедова, СОШ №31, г. Тамбов:«В работе активно буду использовать меры воздействия, отвлечения детей от нежелательного поведения, о которых было рассказано в вебинаре».

Видеозапись вебинара 25.03.2020:

Мария Ющенко, г. Благовещенск (Амурская обл.):«Благодарю за прекрасную подачу материала!»

Елена Мякишева, пгт. Средний (Иркутская обл.):«Много интересной практической информации, дополнительные знания по психологии».

Юлия Григорьева, КСШ №1, г. Каргат (Новосибирская обл.):«Вебинар очень содержательный, все представлено в системе, много примеров было приведено. Спасибо».

Елена Кошкулова, СОШ №212, г. Новосибирск: «Вебинар очень полезный, интересный, выявлены многие незаметные моменты с «трудными» детьми. Замечательный, грамотный куратор [вебинара] и эксперт!»

Ольга Тайбарей, СОШ №31, г. Сыктывкар (Коми):«Познавательный грамотный эксперт, интересный ведущий. Огромное спасибо!!!»

Наталия Емангулова, ДМОО инвалидов-опорников «Преодоление», г. Димитровград (Ульяновская обл.):«Мои знания о работе с «трудными» детьми дополнены новой информацией».

Вебинар проведен в рамках федерального социального проекта «На урок вместе» инициаторами которого являются РООИ «Перспектива» и компания Ingka Centres в России.

Виноваты ли учителя

Часто учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. Жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если дает ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Ребенок у воды.

Ребенок у воды.

СС0

Кто травит

Есть два противоположных типа нападающих. Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми. Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Ребенок пишет.

СС0

Чем опасна школьная травля

Помимо того, что травля (буллинг), если это физическое насилие, может приводить к травмам, она может нанести и психологический вред. Следы эмоционального буллинга труднее заметить, но он не менее опасна, пишет Лайфхакер.
Травля уничтожает самооценку человека. Ребенок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии.

Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Дети играют в снежки.

Михаил Хаустов

Как прекратить травлю

Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе. Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так все, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете.

Почему травят

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются.

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплоченную группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки.

Не хочу идти в школу…

Ну вот мы подошли к тому с чего начинали эту статью. Ребенок отказывается идти в школу, в данном случае я говорю о малышах, которые пошли в первый класс. Почему так происходит?

Страх перед новым

Самая главная причина — он боится. Судите сами. Привычный родной детский садик, где все было просто и понятно, когда играть, когда кушать, когда спать, когда мама или папа заберут домой. И друзья были не разлей вода, а теперь что, все новое, незнакомое, чужое, как тут не бояться. Это вы знаете, что его ждет впереди, а он ведь нет.

Иногда родители, тети, дяди, бабушки и дедушки вместо того, чтобы заметить это волнение и успокоить, еще больше подливают масло в огонь рассказами о том, как кардинально изменится его жизнь. Очень важно заметить эту тревожность и как можно быстрее снять. Например, расскажите ему о том как пройдет его первый день в школе, чем он будет там заниматься.

Поверьте ребенка не волнует то, что беспокоит вас, — будет ли он отличником, станет ли он лидером. Его страхи совершенно просты. А вдруг его заставят есть овсянку, ведь в садике знали, что он ее не любит, а в школе нет. Не забудет ли мама забрать его после уроков. И еще целая куча таких наивных вопросов, получив ответы на которые, он обязательно успокоится.

проблемы ребенка в первом классе

Страх знакомства с одноклассниками

Как в садике все было просто. Вот Петька — лучший друг и Юля — девочка, которая нравилась. А теперь нужно начинать все сначала… Сначала знакомится, находить общий язык, как все это делать ребенок не знает. Поговорите с ним об этом, помогите ему. Подскажите несколько вариантов для знакомства, например, сказать соседу по парте какой у него крутой пенал или обсудить с ним кабинет.

Страх перед ответственностью

Мы так часто говорим детям об ответственности, которая у них появится когда они пойдут в первый класс, что малыши рассматривают его, как конец личной свободы. Не пугайте их ответственностью, лучше расскажите им об плюсам школьной жизни.

  • не нужно спать днем;
  • детей забирают из школы раньше, чем из детского сада;
  • на школьном дворе есть площадка, где можно поиграть на перемене;
  • в столовый большой выбор вкусных булочек;
  • можно завести новых друзей.

Думаю, дальше вы сами продолжите этот список.

Как понять, что ребенка травят

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребенок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Ребенок у пешеходного перехода.

Михаил Хаустов

Первоклашка – самостоятельный ребенок

Одна из основных задач родителей первоклассников – не перепутать понятия «вместе» и «вместо». Очень часто можно заметить, как мамы, забирая своих малышей со школы, первым делом спрашивают: «Много нам сегодня задали?». Не нужно превращать домашнее задание в общие задачи. Напротив, ребенку следует сразу объяснить, что у вас есть работа, а у него – учеба, и каждый отвечает за свое дело. Главный урок, который должен усвоить каждый школьник – самостоятельность.

Первый класс – лучшее время, чтобы позволить ребенку почувствовать себя большим. Конечно, помогать с выполнением домашнего задания нужно, особенно на первых порах, но не стоит вмешиваться в учебу слишком активно. Позвольте крохе испытать удовлетворение от того, что он самостоятельно справился с решением трудной задачки.

В случае если ребенок привыкнет выполнять домашнее задание только вместе с родителями, можно не удивляться, что однажды придя вечером с работы, выяснится, что малыш даже не открывал учебники. При этом объяснение будет простым: взрослых не было дома или непонятно условие задачи. Такие детки часто невнимательны на уроках, ведь дома мама или папа все объяснят им заново. С такими успехами в один прекрасный момент, увидев в тетрадке много исправлений, вы рискуете услышать от своего чада аргументы типа «это ты мне не так объяснила» или «ты сама неправильно решила».

Если же ребенок отказывается давать тетрадки на проверку, не настаивайте. Он научится самостоятельно отвечать за свои школьные дела, а это гораздо важнее идеально выполненных домашних заданий под вашим пристальным вниманием. Разумеется, малышу иногда может понадобиться ваша помощь, но она не должна перерастать в систему, где ответственность за ошибки школьника перекладываются на плечи родителей. По статистике больше половины учеников, делавших все домашние задания вместе с родителями, не могут избавиться от этой привычки даже в старших классах.

В жизни малыша, пожалуй, нет больше ни одного переломного момента, когда бы так кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Все детки, «домашние» и детсадовские, едва читающие и хорошо подготовленные, в первый школьный год встречают одинаковые проблемы в 1 классе. И прежде чем малыш осознает, что значит быть школьником, как правило, требуется не один месяц. Насколько легко он приспособится к новому распорядку и как он будет реагировать на возникающие сложности в учебе, во многом зависит от поведения родителей. Поэтому важно внимательно относиться к любым изменениям в поведении, физическом состоянии и настроении своего малыша и решать все возникающие проблемы как можно быстрее.

Что можно сделать с обидчиками

Если ребенка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14, по Уголовному кодексу РФ, ст. 20).

Если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Как реагировать на агрессию

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Ребенок шагает.

Михаил Хаустов

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: