Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными

  • Задумайтесь, нравится ли вам компания этого человека.

    Это может показаться очевидным, но, конечно же, не нужно заводить отношения с человеком, с которым вы не любите проводить время. Как правило, когда пары “влюблены”, они хотят быть вместе днями и ночами, и боятся расставания. Хотя ваши симптомы влюбленности могут и не быть такими сильными, все же вы должны с нетерпением ждать встречи и времяпровождения с этим человеком.

    Решите, хотите ли вы углубить сексуальные отношения.

    Чтобы понять, стоит ли вам начинать отношения, необходимо определить, насколько небезразличен вам этот человек. Возможно, у вас есть сексуальный контакт с человеком, но вы не знаете, хотите ли оставить все как есть или все-таки стать парой.

    Спросите себя, готовы ли вы встречаться только с этим человеком.

    Еще один способ понять, готовы ли вы к серьезным отношениям, это ваша преданность только одному человеку. Вам настолько нравится человек, с которым вы встречаетесь, что вы и представить себе не можете его с другим человеком или как кто-то смешит его до упаду. Желание исключительности часто является главным показателем начала романтических отношений.

    Умейте по-взрослому принимать или преподносить отказ.

    В начале отношений последнее, о чем вы думаете, это их завершение. Однако когда вы встречаетесь с человеком, особенно в подростковом возрасте, вы должны быть готовы к возможности отвержения. Ваша девушка, например, может найти другую симпатию, или вы сами можете потерять интерес к отношениям. Умеете ли вы правильно реагировать на отказ? А как насчет вашей инициативы прекращения отношений, можете ли вы необидно, но твердо объясниться с человеком?

    Это и может быть причиной неурядиц в семейной жизни для тех, кто успел сходить в ЗАГС, или же проблемами в поиске партнера для тех, кто еще только хочет выйти замуж. Как понять, готовы ли вы к серьезным отношениям? Пройдите предлагаемый тест, который разработан психологом Натальей Ланской, директором Института двоих, и предназначен не только для женщин, но и для мужчин. Внимательно прочитайте вопросы и, подумав, дайте ответы. Для каждого варианта ответа проставьте соответствующий балл от 1 до 5.

    Вопросы теста:

    1 Я возлагаю большие надежды на эти отношения 2 Мы проводим достаточно времени вместе и достаточно времени врозь. 3 Мой партнер старается понять мою точку зрения, даже когда не согласен со мной. 4 Брачные обеты действительно много значат для меня. 5 Наши взгляды на жизнь во многом совпадают. 6 Моя семья и друзья считают, что мой партнер мне подходит. 7 Нет ничего принципиального, что бы мне хотелось изменить в моем партнере.
    Читать:
    8 Я уверена, что на этот раз не сделаю ошибок, которые делала в предыдущих отношениях. 9 Мы договорились о том, хотим ли мы детей. 10 Я часто с любовью думаю о моем партнере, когда мы не вместе. 11 Я не тороплю его с оформлением отношений. 12 Меня устраивает частота и разнообразие нашей половой жизни. 13 Мой партнер часто ставит наши отношения превыше других вещей. 14 Из всех романов, которые у меня были, этот – самый лучший. 15 Я уверена, что так же дорога моему партнеру, как и он мне. 16 Меня не беспокоит, как мой партнер обращается с деньгами. 17 Я довольна тем, как мой партнер проявляет свои чувства ко мне. 18 У меня нет серьезных опасений насчет отношений со своим партнером. 19 Я очень уважаю своего партнера и знаю, что могу полностью ему доверять. 20 Мы хорошо умеем преодолевать возникающие разногласия. 21 Мне будет легко хранить верность своему партнеру. 22 У нас нет серьезных конфликтов, которые могли бы угрожать нашему будущему. 23 Мы признаем важность обсуждения наших чувств и можем делать это без стеснения. 24 У нас неплохо получается сочетать работу с остальной жизнью. 25 Вместе мы справимся с любым кризисом, который устроит нам жизнь. Результаты теста:

    Начислите себе баллы за ответы 1 – совершенно согласен/согласна 2 – согласен/согласна 3 – затрудняюсь ответить 4 – не согласен/не согласна 5 – совершенно не согласен/не согласна. Теперь подсчитайте итог. Низкая сумма баллов в целом указывает на высокий уровень совместимости, готовности к взаимным обязательствам. Высокие баллы в ответах на вопросы 4,15 и 19 может указывать на сферы, которым надо уделить особое внимание. Если вы набрали
    25-60 баллов
    Вы хорошо подумали о реальности ваших отношений, знаете, где могут возникнуть проблемы, и готовы к совместному преодолению трудностей и забот. Это хороший старт. Если у вас получилось в итоге
    61-85
    баллов В глубине ваших отношений лежит некоторая неопределенность. Обратите внимание на вопросы, ответами на которые стали высокие баллы – подумайте, как вы можете совместными усилиями избежать таящихся в этих сферах проблем. У вас –
    86-125
    баллов Такой результат показывает, что вы, похоже, недовольны многими аспектами ваших отношений. Подумайте вместе со своим партнером о способах исправить эти недостатки. Осмыслению ситуации может помочь посещение консультанта по проблемам взаимоотношений.
    Читать:
    А. Ты склонна «замалчивать» конфликты из боязни испортить отношения.

    Б. Предлагаешь спокойно все обсудить, проясняешь с ним ситуацию.

    В. В большинстве случаев тебе трудно сдержать эмоции, и конфликт перерастает в ссору.

    1. Если на тебя повышают голос:

    А. Ты теряешься.

    Б. Спокойно обращаешь на это внимание своего собеседника и просишь сбавить тон.

      В трудной ситуации:
  • А. Ты обращаешься за помощью.

    Б. Тщательно все обдумываешь, анализируешь, просчитываешь варианты решения.

    В. Стараешься справляться с трудностями сама, борешься до последнего.

    1. Проблема выбора для тебя:

    А. Вызывает затруднения – тебе трудно остановиться на чем-то одном.

    Б. Ты обычно серьезно подходишь к ней, анализируешь и в итоге находишь решение.

    В. Не проблема, обычно ты точно знаешь, что выбрать.

    1. Если на улице лежит человек:

    А. Ты смотришь на поведение других людей, и если никто не реагирует, тоже проходишь мимо, но если кто-то решит ему помочь, присоединишься.

    Б. Не проходишь безучастно мимо — вызываешь «Скорую помощь».

    В. Выясняешь, не пьяный ли он, если «да», то идешь дальше, если «нет», вызываешь «Скорую помощь».

    1. Твой взгляд на распределение хозяйственных обязанностей в семье:

    А. Есть «мужская» работа, есть «женская».

    Б. Каждая пара сама это решает для себя по взаимной договоренности.

    В. В современной семье все обязанности распределяются поровну.

    1. Ты хочешь устроить на свой День Рождения вечеринку:

    А. Тебе нужна помощь – профессиональная или дружеская, совет.

    Б. Идея праздника принадлежит тебе, при этом порой ты можешь обращаться за помощью.

    В. Берешь организацию целиком и полностью на себя, ты – хороший организатор.

    1. Отношения с родителями партнера в идеале для тебя выглядят так:

    А. Они – вторые родители.

    Б. Уважительные отношения.

    В. Лучше всего отношения дистантные.

    1. Насколько твои близкие осведомлены о твоей личной жизни:

    А. Ты можешь делиться очень личными моментами – здорово, что у тебя есть такие близкие подруги.

    Б. Чем-то ты делишься, но в подробности не вдаешься – зачем?

    В. Твоя личная жизнь – твое личное дело.

    1. Обсуждаешь ли ты с кем-то проблемы, возникающие в любовных отношениях:

    А. Да, тебе важна поддержка близких.

    Б. Да, собственно с любимым человеком.

    В. Нет – по какой-либо причине.

    1. Если ты обиделась на любимого человека, то обычно:

    А. Выжидаешь, когда он осознает свою ошибку.

    Б. Напрямую обсуждаешь с ним возникшую ситуацию.

    В. Не показываешь вида из гордости.

    1. О твоих дружеских отношениях можно сказать:

    А. Их немного, но это настоящие друзья.

    Б. У тебя есть настоящие друзья, а есть и приятели.

    В. У тебя много дружеских контактов, но они не очень глубокие – скорее, это приятели.

    1. Есть ли у тебя «лучшая подруга»?

    А. У тебя есть несколько «лучших подруг».

    Б. Да, вы дружите уже много лет.

    В. Нет, трудно выделить кого-то одного.

    1. Как ты относишься к домашним животным?

    А. Да, дом без домашнего питомца – не дом.

    Б. Смотря к каким домашним животным.

    В. У тебя не хватает времени на заботу о них.

    1. Ребенок для тебя:

    А. Всегда радость.

    Б. Появления ребенка связано и с трудностями, и с радостями, но это того стоит.

    В. Сейчас ребенок стал бы обузой.

    1. Когда ты видишь маленького ребенка:

    А. Умиляешься.

    Б. У тебя появляется к нему интерес.

    В. У тебя нет какой-то особой реакции на него.

    1. Кто является главой семьи:

    А. Мужчина.

    Б. Как партнеры договорятся.

    В. Ты за равноправие.

    1. Возлагались ли на тебя в детстве домашние обязанности:

    А. Практически нет, родители старались оберегать тебя от трудностей.

    Б. Да, соразмерно возрасту.

    В. Конечно!

    1. Как ты охарактеризуешь взаимоотношения со своими братьями или сестрами в детстве:

    А. У тебя нет ни сестер, ни братьев.

    Б. Хорошие отношения, вы и сейчас – друзья.

    В. Не совсем хорошие отношения: возможно, вы часто ссорились или тебе приходилось постоянно о них заботиться…

    1. Какого партнера ты склонна искать:

    А. Тебе нужно, чтобы мужчина был отчасти «папой».

    Б. Для тебя важны равные партнерские отношения.

    В. Ты склонна заботиться о мужчине, порой как о ребенке.

    1. Обычно в отношениях, будь то дружеские или любовные:

    А. Для тебя важно, чтобы о тебе заботились, ты чувствовала тепло и поддержку.

    Б. Тебе важно и давать, и получать – в равной степени.

    В. Ты получаешь большое удовольствие, заботясь о ком-то.

    1. Причина твоих неудач обычно:

    А. Связанна с внешними обстоятельствами.

    Б. Порой вовне, порой внутри – ты стараешься в этом разобраться.

    В. В тебе самой, поэтому ты себя долго коришь за каждый промах.

    1. Как ты относишься к недостаткам любимого человека:

    А. Стараешься не замечать – нет идеальных людей!

    Б. Принимаешь их – это часть его.

    В. Помогаешь ему измениться к лучшему.

    1. Как в школе и институте ты готовилась к экзаменам:

    А. В последний момент.

    Б. В зависимости от того, какой это был предмет, насколько он тебе был нужен и интересен.

    В. Ты к этому всегда подходила серьезно.

    1. В большинстве конфликтов, происходящих в твоей жизни, ответственность лежит:

    А. На ком-то. Ты сама – неконфликтный человек.

    Б. В любом конфликте ответственность лежит на обеих сторонах.

    В. На тебе. Ты словно притягиваешь неудачи.

    1. Коллеги по работе могут тебя охарактеризовать так:

    А. Ты – хороший исполнитель.

    Б. Ты занимаешь свое место.

    В. Ты — лидер.

    1. Если тебе причинили вред, ты:

    А. Глотаешь обиду.

    Б. Проясняешь ситуацию напрямую с обидчиком.

    В. Мстишь.

    1. Если тебя сравнивать с кошкой, то:

    А. Ты – котенок.

    Б. Ты – домашняя кошка.

    В. Ты – кошка-которая-гуляет-сама-по-себе, неприрученная.

    А: Готовность к серьезным отношениям тесно связанна с умением брать на себя соразмерную ответственность – не слишком маленькую, но и не чрезмерную.

    Ты – теплый человек, о таких людях говорят – «сердечные». Окружающие это ценят и вокруг тебя наверняка хватает любящих и поддерживающих друзей. Ты – милая и обаятельная, в тебе есть природное очарование, которое проявляется вне зависимости от тебя. Но это скорее очарование ребенка – тебя пока нельзя назвать зрелой личностью. Поэтому и в отношениях ты склонна искать партнера, за которым ты была бы как за каменной стеной. Конечно, здорово, когда можно опереться на любимого человека, но важно и уметь самой твердо стоять на своих ногах. Возможно, прежде чем твои отношения перерастут в серьезные, тебе нужно немного повзрослеть… Попробуй занять более активную жизненную позицию, взять, что называется «свою жизнь в свои руки», и посмотри – может, что-то изменится?..

    Б. Готовность к серьезным отношениям тесно связанна с умением брать на себя соразмерную ответственность – не слишком маленькую, но и не чрезмерную. Ты умеешь держать этот баланс, у тебя есть внутренняя готовность к серьезным отношениям. Так что если таких отношений в твоей жизни еще нет – скоро они появятся. Важно, чтобы ты осознала свои сильные стороны, и не теряла эти ценные качества: ты умеешь видеть вещи такими, какие они есть, и принимать их. Ты реалистично подходишь к жизни, умеешь принимать людей такими, какие они есть. Неплохо знаешь свои сильные качества, но и не закрываешь глаза на слабости. В тебе есть терпимость и доброжелательность к другим, а главное – уважение к личности другого человека, и окружающие это ценят. Также важна твоя прямота в прояснении трудных житейских ситуаций, которые в совместной жизни неизменно возникают. Трудности в отношениях есть всегда – вопрос в том, как их решать: а ты умеешь это делать. У тебя есть все шансы построить стабильные гармоничные отношения с любимым человеком.

    В. Готовность к серьезным отношениям тесно связанна с умением брать на себя соразмерную ответственность – не слишком маленькую, но и не чрезмерную. В тебе развито чувство ответственности, долга. На тебя можно положиться даже в самых трудных ситуациях. Скорее всего, на работе ты пользуешься доверием и авторитетом. В тебе есть лидерские задатки – возможно, они уже реализованы, и ты занимаешь руководящую должность, либо же это осуществится со временем. Так же и в любовных отношениях ты предпочитаешь вести, а не быть ведомой. Поэтому, в отличие от сферы профессиональной, в личных отношениях могут возникать проблемы. Возможно, ты склонна конкурировать с мужчиной, либо же притягивать к себе «слабых» мужчин, которым в женщине нужна опора. Это потому, что ты склонна брать на себя лишнюю ответственность. Возможно, корни этого лежат в детстве, когда твои родители «перегружали» тебя обязанностями. Но детство уже позади, теперь ты сама вольна выбирать степень принимаемой ответственности. Попробуй довериться мужчине и позволь вести себя, как в танце. И посмотри – может, что-то изменится?..

    Вопрос психологу

    Здравствуйте, Наталья!

    Ваши размышления об отношениях, переоценка прежней жизни, конечно, полезны. Чувствуется большая внутренняя работа… Вы не написали — складываются ли отношения с родными, подругами согласно вашим пожеланиям?

    Мне кажется, у вас получается высокий общий уровень ожиданий, в первую очередь, от себя. Попробуйте конкретизировать качества, мысленно попримерять к знакомым — «оживить вашу внутреннюю картинку».

    Думаю, полезно обсудить ваши вопросы с психологом при очной встрече.

    С уважением, Елгонова Гульмира, психолог Алматы

    Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

    Здравствуйте, Наталья! У Вас много понимания про то, какими могут быть отношения между мужчиной и женщиной. Но это в теории. Есть ли у Вас хоть какой-то опыт построения отношений, или его вообще не было? Это важно, чтобы понимать, в каком направлении двигаться. Однозначно не стоит слушать окружающих, нужно слушать свое сердце. Но и придерживаться идеализированных представлений тоже не очень полезно. Вы хотите быть честной в отношениях, но будет ли Ваш партнер столь же честен? Столь же ответственным и бескорыстным? Будет ли он обладать таким набором качеств, за которые бы Вы его полюбили? К сожалению, люди обладают не только хорошими, но обычно в таком же количестве не совсем подходящими для нас качествами. И вот здесь нужно понимать, готовы ли Вы любить человека таким, какой он есть, принимать его со всеми недостатками. В паре всегда есть дилемма — остаться собой и остаться в отношениях с другим. Принимать себя и другого, отличного от себя. У Вас много хороших сентенций про отношения, но все они касаются проявления Вас в отношениях, а вот образ партнера не сложился — какой он, каким Вы хотите его видеть, какие именно черты Вам нравятся, какие качества, как он будет относиться к Вам. Если Вы более четко поймете про то, какого парня Вы хотите видеть рядом с собой, он проявится более ясно, и не будет таким эфемерным, каким видится сейчас. Если Вам трудно определить это для себя — обратитесь к психологу очно. Удачи Вам!

    Кайдарова Асель Абду-Алиевна, психолог Алматы

    Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

    Здравствуйте, Наталья.

    Хотя Вы, кажется, стараетесь не идеализировать, но все же картинка отношений получается очень уж красивой, Вы переполнены благими намерениями, и это совсем не плохо, просто говорит о Ваших больших ожиданиях от отношений. Кажется, Вы боитесь жить «на чистовую», работать над отношениями в «настоящих отношениях», а не «пробных».

    Вы пишете «отношения, которые сделаю мою жизнь и меня лучше, которые помогут мне стать хорошим человеком» — похоже у Вас есть какое-то представление о будущем избраннике, как о прекрасном «спасителе», в тоже время с его помощью надеетесь стать «хорошим человеком» — ну почему же Вы решили, что сейчас Вы плохой человек? А может быть Вы все-таки ошибаетесь))? Похоже, что не очень высоко себя оцениваете?

    Научиться строить хорошие отношения (понять, почему не получается и как же это делается) можно на индивидуальной терапии. Это, конечно, долго. И достаточно затратно. Но ведь время идет, а ничего в Вашей жизни как будто не меняется? Может, стоит попробовать?)

    Вы совершенно правы, что не слушаете советов знакомых — рожать для себя — это в чем-то нонсенс и большой эгоизм. Ребенок это не игрушка и не щеночек, и обычно родители рожают его для него самого, чтобы он жил. За кого попало замуж выходить тоже вовсе не обязательно.

    Верьте в себя, Наталья, и у Вас все получится, и обязательно «Бог подарит» Вам то, что сами для себя хотите.

    Удачи Вам!

    Жданович Оксана Александровна, психолог Алматы

    Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

    Здравствуйте, Наталья.

    В Ваших размышлениях, очень много нежности, тепла и ответственности которую Вы хотите взять на себя. При этом очень мало размышлений о партнере, которого Вы хотите рядом с собой. Каким он Вам представляется, как ваши отношения развиваются и т.д. и т.п. Размышления это конечно хорошо. НО, прослеживать свое поведение и смотреть на соответствие того, что Вы хотите от отношений с действительностью, можно только тогда, когда Вы состоите в отношениях с мужчиной. А пока это просто размышления и надежды. «Были романы, но сейчас я понимаю, что это были отношения не взрослых людей, эгоистичных» — еще очень важно понимать как Вы выстраиваете вообще отношения с мужчинами. Что касается «наставлений», которые Вас пугают — то чем они Вас так пугают? Здесь есть и доля правды — строить иллюзии и воздушные замки не всегда полезно. Желательно реально оценивать ситуацию и возможности для ее изменения. Полезно для этого обратиться к психологу и поисследовать: к чему Вы хотите прийти? Что для Вас важнее «наставления» или то, что Вы хотите устраивать свою жизнь так, как Вы хотите? Поработать над Вашей моделью поведения с противоположным полом. А так же меняться и учиться с помощью психолога . Поверьте, изменений без конфронтации не происходит. Успехов Вам!

    С Уважением, Евгения.

    Кислицына Евгения, психолог г. Алматы

    Хороший ответ 3 Плохой ответ 2

    Что Вам делать?

    Приходите на прием. Хороший разговор может помочь увидеть и услышать себя.

    Свою жизнь.

    Свои желания. — со стороны.

    И научиться действовать.

    Г.Идрисов.

    Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

    Здравствуйте,Наталья.Ваша молитва очень симпатична.Но,она слишком хрестоматийна и безжизненна.так как в ней не видится ничего из средств Вашей защиты,если мужчина будет не таким зрелым,каким Вы его нарисовали себе.На этот случай важно добавить в отношения умение протестовать,сражаться за свои права,упрекать,обороняться,себя защищать,быть упрямой и увернной в своей правоте.Любить вначале себя,потом,если он взаимен и благодарен-то его,как себя.Если не взаимен-то снова себя,пока он не поднимет планку уважения и теплоты к Вам.Если Вы не готовы к этим пунктам-Вам рано замуж.Так как на Вас обязательно найдется тиран,который может сделать Вашу жизнь кошмаром.Если Вы только мягкая и податливая-то не спешите.Но,можно ускорить процесс взросления и набора зрелости.Если обратитесь за курсовой работой.Формат психотерапии сократил бы Вам время и дал бы Вам новые инструменты отношений с мужчиной.Помог бы Вам с выбором и качеством отношений.Мужчины есть всякие.Подруги не правы.Важно себя правильно позиционировать,и на Вашу женственность и привлекательность прилетят нужные мотыльки,а не всякие.Обращайтесь.Я также работаю с этим.

    Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

    Хороший ответ 4 Плохой ответ 1 Здравствуйте, Наталья.

    Приглашаю Вас на бесплатную встречу, где Вы, возможно, получите больше информации для себя. Позвоните, я расскажу, где эта встреча будет проходить.

    Канаева Анна, психолог Алматы

    Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

    Здравствуйте, Наталья.

    Читая ваше письмо, я не совсем поняла, а какие действия вы предпринимаете к тому, что разобраться с тем, готовы вы к отношениям или нет? Вы пишите: «Я думаю и хочу верить, что да — могу; Я могу вступив в отношения…; Я могу меняться, я могу учиться… » и т.д. но не ясно, каким способом вы можете проверить внутри себя, готовы вы или нет? На мой взгляд, вы можете с ним не соглашаться, отношения это всегда двое. А как вы рассуждая о том, каким вы хотите видеть своего партнера, какой вы готовы быть и т.д., разберетесь в том, что вы готовы или нет. Как ни в самих отношениях? Но это лишь мое мнение.

    «Но мне мои знакомые и вообще часто слышу, говорят, рожай для себя, хороших мужчин не осталось, иди, если зовут, а сейчас уже и не зовут… и такие «наставления» пугают меня.» — в чем именно пугают? Вы сами написали, что не ищите идеального мужчину, что вы верите, что можете меняться и учиться. Если это ваше истинное переживание, тогда для чего вы реагируете на мнение других людей?

    «Что мне делать?» — хороший вопрос, для начала важно разобраться с тем, чего вы хотите? «Вот примерно такие соображения, мне нравится так думать, такие мысли дают мне надежду. » — можно надеяться, а можно жить? А важно понимать и разбираться с тем, как вы живете во всем этом? Какова ваша реальная жизнь? Как вы смотрите и воспринимаете реальных мужчин? Как вы себя чувствуете рядом с ними и т.д.? Желаю вам душевного равновесия.

    С уважением, Елена.

    Бегунова Елена Леонидовна, психолог Алматы

    Хороший ответ 3 Плохой ответ 2

    Почему у одних женщин отбоя нет от поклонников, а другие годами ждут своего единственного мужчину, а он так и не появляется в их жизни?

    Ответ на этот вопрос прост: все зависит от готовности к отношениям

    . А она определяется не только тем, как складывается ваша личная жизнь, но и психологическим типом.

    Можно состоять в браке, но встретить кого-то и понять, что это ваша судьба, а все происходившее раньше было ошибкой. А можно быть свободной, но так и не созреть для настоящей любви.

    Чем чреват ранний секс

    Девочка растет и становится девушкой — растет грудь, округляются бедра, появляются первые месячные, играют гормоны. Природа уже подготовила ее к первому шагу — близости с мужчиной. Но для родов, конечно, это рановато, пока полностью не сформируется организм. Поэтому и планка такая, 18-тилетняя, придуманная «умными» дядями в правительстве, создающих законы, что ранний секс запрещен.

    Прошли сказочные времена Ромео и Джульетты, началась «охота на ведьм». Даже если у сформировавшийся девушки, не достигшей совершеннолетия, сумасшедшая любовь со своим парнем, и это станет известно общественности, то часто беды не обойти. Особенно если девушка забеременела. На ней — клеймо распутницы, а парня могут надолго запрятать за решетку по очень нехорошей статье. Плачь не плачь, а две судьбы уже разрушены.

    К сожалению, такие наши времена. Доказывать свою настоящую любовь перед не совсем умной общественностью сложно. Но, как известно, запретный плод манит, и влюбленным плевать на мнение других и, не боясь последствий, они все же решаются на первую близость. Хочется сказать этим девушкам: ну раз вас уже не удержать, то хотя бы предохраняйтесь и держите язык за зубами, доверяя свои чувства разве что только самому родному человеку — маме. Если она будет в силах это понять.

    Также будет полезно: Записки для любимого — «фишка» для необычного общения

    До или после свадьбы

    Во многих народах еще сохранились традиции, чтобы невеста была непременно девственницей. За этим строго следят родственники, и выносят даже простыню на обозрение всем гостям после первой брачной ночи. И ни дай бог там не будет капель крови! Бывало так, что сам жених, который занимался уже любовью до свадьбы со своей невестой, резал себе палец, чтобы «обозначить» ее девственность на простыне.

    Но, если не брать в счет такие традиции, то современные сексологи даже рекомендуют парам заниматься любовью до свадьбы. Почему? Чтобы потом не «промахнуться» с сексуальной совместимостью. Ведь секс стоит далеко не на последнем месте в супружеской жизни, и именно из-за несовместимости часто бывают измены и распадаются браки. Поэтому, лучше «попробовать» друг друга до женитьбы.

    Еще одна полезная статья: Как понять, что ты влюбилась

    Вы всё ещё не забыли своего бывшего

    Вот, пожалуй, одна из самых глобальных проблем всей прекрасной половины человечества: остаточные чувства к бывшему. Такое положение вещей может спровоцировать сразу несколько проблем: во-первых, неосознанно вы можете заводить отношения только ради того, чтобы отвлечься, не испытывая истинных чувств. Во-вторых, «не отпустив» предыдущие отношения, вы, опять же неосознанно, будете искать мужчину, похожего на вашего бывшего. В чём проблема? В том, что с таким же предыдущим вы расстались, и наверняка из-за тех недостатков, которые теперь вы фанатично ищите в новом возлюбленном.

    Прежде чем пускаться в новую авантюру, распрощайтесь с предыдущими отношениями. Убедитесь, что действительно всё кончено: обратитесь с этим вопросом к себе самой. Иногда для того, чтобы распрощаться с прошлым, требуется немало времени. Это больно, вас захлёстывают эмоции, мучают воспоминания, но конец есть конец, не стоит пытаться ухватиться за ускользающую тень счастья. Пора начинать всё сначала!

    Как побороть страх перед болью

    Адская боль во время дефлорации — частые страшилки юных девушек. По сути — важно, в каких условиях это произошло, с кем и в какой психологической обстановке. Страшно только изнасилование девственницы, а первый секс с возлюбленным (тем более, если у него уже был опыт), действует как анальгетик. Но сначала выясним, что из себя представляет девственная плева.

    Это тонкая кожаная пленочка, закрывающая вход во влагалище, находящаяся на глубине 3-х см. Она может быть 3-х видов:

    1. Полулунная. Она занимает одну из сторон входа во влагалище, не закрывая ее полностью, и имеет различный край — ровный, валикообразный или зубчатый.
    2. Кольцевидная. С отверстием по середине и различными ее краями.
    3. Слепая. Закрытая, без отверстия.

    Так вот, практически каждая плева имеет отверстие, через которое и проходит та самая менструальная кровь, а поэтому, можно сказать, что плеву не «рвут», а только «надрывают», постепенно ее растягивая в процессе полового акта. И только в случае с очень редкой «слепой» плевой придется помучится, причем чаще всего не влюбленной парочке, а гинекологу, хирургическим путем, так как через такую плеву не смогут проходить месячные. Но это исключительный случай.

    Но тем не менее, будет страшить слово «надрыв». Но, представь, если ты в постели с возлюбленным, сколько факторов будут препятствовать боли:

    1. Сам секс по любви с нежной прелюдией — лучшее успокоительное «снадобье».
    2. Естественная влагалищная смазка (если она по какой-то причине не появилась, то нужно воспользоваться лубрикантом — специальной смазкой для полового акта).
    3. Стресс, адреналин, множество выбрасываемых гормонов — прекрасные природные анестезирующие средства.

    Поэтому, не так страшен первый секс, как его «малюют» уже опытные дамы. Хотя спроси у каждой, как это было у нее впервые, она ностальгически улыбнется. Опять же — если это было по любви, а не насильственно. Такое не забывается.

    Онлайн тест «На Замужество»

    Замужество для женщины – это одна из главных целей в жизни, о которой она начинает мечтать уже с раннего возраста. С юных лет они мечтают о принце на белом коне, который увезет из в замок и сделает жизнь красочной сказкой. Попробуйте пройти бесплатный онлайн тест на замужество без регистрации и СМС. Вступать в брачный союз необходимо осознанно и обдуманно, но чаще всего в молодом возрасте девушки выбирают себе в мужья первого встречного и об бытовые проблемы рушатся все девичьи мечты о свадьбе.

    Сложно ли мужчине в таких обстоятельствах

    А ведь и правда, всегда во всем жалеют женщин, а каково быть мужчиной, особенно при таких обстоятельствах, никто не задумывается. Да, конечно, страх перед болью ему будет неведом, но в остальном для него это будет не меньшим стрессом, особенно новичку. Проще будет опытному парню, и все равно даже для него это будет волнительным моментом.

    Сложнее всего, если твой первый партнер тоже девственник. От волнения обоих может ничего не получиться сразу, но в конечном итоге инстинкт сработает. Главное, не зажиматься самой, а наоборот, помочь расслабиться парню, ведь ему психологически тоже будет не менее трудно. Для этого прочти статью Как раскрепоститься в постели.

    Но и опытному мужчине будет сложно, ведь ему самому надо «поработать» психологом для своей девственной партнерши. Зато во время прелюдии ему будет проще расслабить и успокоить девушку, так как он наверняка уже знает, как это сделать правильно. И ласковые слова подберет, и аккуратно подушечку ей под попку положит для удобного первого проникновения.

    Окситоциновый тест

    К концу беременности в результате эндокринных и нейрогуморальных сдвигов в организме женщины, а также связанных с ними функционально-морфологических изменений в миометрии спонтанная активность и возбудимость матки повышаются. Это повышение является одним из показателей готовности организма беременной к родам. Использование тестов готовности дает возможность акушеру судить о времени предстоящих родов и о необходимости рационального применения родостимулирующих средств.

    В 1954 г. Smyth предложил определять степень возбудимости матки с помощью оценки появления сокращений матки в ответ на внутривенное введение пороговых доз окситоцина. Эта проба была названа окситоциновым тестом (ОТ).

    Методика. Перед проведением ОТ беременной в положении лежа на спине обеспечивается полный эмоциональный и физический покой в течение 15 мин, что позволяет предупредить возможность наступления сокращений матки при воздействии различных факторов. Раствор окситоцина (10 мл — 0,01 ЕД на 1 мл 0,85% раствора хлорида натрия) набирают в шприц. Затем производят венепункцию локтевой вены и, убедившись, что она не вызвала сокращений матки, приступают к внутривенному введению раствора окситоцина «толчкообразно» (1 мл раствора вводят с интервалом 1 мин), при этом вводят не более 5 мл раствора. Введение раствора прекращают при появлении сокращений матки. Тест считается положительным, если сокращения матки, регистрируемые при гистерографии или пальпаторно, появляются в течение первых 3 мин от нанала инъекции.

    По данным Smyth, при внутривенном введении 0,01—0,03 ЕД окситоцина роды наступают в ближайшие 24—48 ч (ОТ положительный), 0,04 ЕД и более — через 3—8 дней (ОТ отрицательный).

    Возбудимость матки при использовании ОТ находится в соответствии со степенью зрелости шейки матки.

    Предложено много методов оценки результатов проведения ОТ. Так, 3. Гаек и соавт. (1975) рекомендуют чувствительность матки к окситоцину оценивать 2 методами. Первый метод заключается в оценке чувствительности матки в единицах Монтевидео, Авторы выделили 3 группы результатов: 1) инертность матки к окситоцину; 2) малая чувствительность — активность до 40 ед. Монтевидео; 3) хорошая — активность более 40 ед. Монтевидео.

    Второй метод состоит в оценке чувствительности матки к окситоцину по коэффициенту ПС/ПМС (отношение продолжительности схватки к паузе между схватками). При коэффициенте 0,1—0,3 роды обычно начинаются через 1—5 дней, при 0,4—0,6 — более чем через 5 дней, при 0,7— 1,0 -позже этого срока. Установлено, что метод оценки ОТ по коэффициенту ПС/ПМС точнее, чем оценка в единицах Монтевидео.

    А.М. Лидская и соавт. (1979) при оценке гистерограмм, полученных во время проведения ОТ, рекомендуют обращать внимание на их характер. При зрелой шейке матки, как правило, наблюдалась физиологическая ответная реакция матки на окситоцин, при незрелой шейке матки чаще всего обнаруживают патологическую ответную реакцию (гипертонус).

    При физиологической ответной реакции матки на окситоцин и зрелой шейке матки как при спонтанном начале родов, так и при родовозбуждении роды обычно протекают нормально. При патологической реакции матки на окситоцин (гипертонус) роды чаще осложняются нарушением сократительной деятельности матки. При наличии такой ответной реакции следует проводить терапию, направленную на регуляцию сократительной деятельности матки и только после этого в случае необходимости прибегать к родовозбуждению.

    Оценивать ОТ только с точки зрения возбудимости матки недостаточно. Необходимо одновременно регистрировать сердечную деятельность плода с помощью кардиотокографа и, оценивая ее, судить о состоянии фетоплацентарной системы. Такой тест был предложен в 1960 г. Н. Hon. В его основу положено изучение реакции плода на уменьшение кровотока в межворсинчатом пространстве во время сокращений матки, вызванных окситоцином. Только при такой комплексной оценке ОТ можно решить вопрос о ведении предстоящих родов с учетом сократительной деятельности матки и состояния плода.

    К недостаткам ОТ относятся его инвазивность, возможность развития гипертонуса матки и аллергических реакций.

    Предварительная подготовка и предохранение

    Главное не стесняться и сказать парню, которому ты решилась отдаться впервые, что ты девственница. Не нужно ему делать «сюрприз» в самую последнюю минуту, он должен быть готов к принятию решений во время секса — как первую ночь любви сделать приятной обоим.

    Нужно ли предохраняться? Первый секс не предполагает беременность, ведь так? А вот и нет, всё это чушь и детский лепет о том, что во время лишения девственности нельзя забеременеть — еще как можно. Что же делать:

    1. Противозачаточные таблетки для девушек по циклам. Удачный выбор, если ты сама себя обезопасишь — будешь уверена в себе, а не в случайно исчезнувшем партнере, который будет не готов к отцовству.
    2. Презерватив. Ну конечно же «резинка» — самое известное средство от нежелательной беременности. Тем более, на презервативе есть смазка, такая необходимая во время полового акта, а девушка, напуганная первым сексом может быть «сухая» в этом месте. Хоть мужчины часто относятся к «резинке» пренебрежительно, но стоило бы ее заранее купить.
    3. Прерывание полового акта. Нет, конечно, 100% гарантии, но многие практикуют именно этот метод. Если уже нет других способов защитить себя, то можно и прерывать, но желательно, чтобы этот метод не приходился на время овуляции (14 дней после месячных). Самое безопасное время — это до или сразу после менструального цикла.

    А для подготовки к первой близости ничего особенного не требуется — главное гигиена и положительный психологический настрой. Чтобы тебе с партнером хорошенько раскрепоститься, можно принять ванну вместе — это успокаивает и расслабляет.

    Метод рисуночного теста в психологической работе с беременными

    Исследовательский Центр Семьи и Детства РАО. Научный Центр Психического Здоровья РАМН.

    Автор: Г.Г. Филиппова

    Рисуночные методы широко применяются в психологических исследованиях, они хорошо зарекомендовали себя в диагностическом, прогностическом и терапевтическом аспектах. Однако, систематических исследований по особенностям рисуночных тестов и их динамики относительно содержания и развития материнской сферы женщины в настоящее время в литературе не встречается. Многолетние исследования автора позволили предложить в качестве наиболее информативного метода рисунок на тему «Я и мой ребенок». Использование этой методики позволяет предположить большую диагностическую и прогностическую ее ценность, особенно в сочетании с другими методиками (наблюдение, личностно-ориентированные методики, в том числе графические, самооценки, ЦТО, интервью, исследование материнско-детского взаимодействия и др.).

    На основе анализа данных, полученных в течение десяти лет при обследовании беременных и матерей с детьми дошкольного возраста (всего более 200 человек) выделены следующие показатели оценки содержания материнской сферы, с помощью которых можно продемонстрировать диагностические и прогностические возможности рисуночного теста «Я и мой ребенок».

    1. Стиль переживания беременности.

    Стили переживания беременности были выделены на основе прежних исследований, обсуждались на III Российской конференции по психотерапии и представлены к опубликованию в качестве тезисов к конференции и статьи в «Психологический журнал» в 1998 году.

    Стиль переживания беременности» включает: физическое и эмоциональное переживание момента идентификации беременности, переживание симптоматики беременности, динамика переживания симптоматики по триместрам беременности, преимущественный фон настроения по триместрам беременности, переживание первого шевеления, переживание шевелений в течение всей второй половины беременности, содержание активности женщины в третий триместр беременности. Наиболее характерным является переживание шевеления. Полученные данные позволили описать шесть вариантов стилей переживания беременности.

    1. Адекватный. Идентификация беременности без сильных и длительных отрицательных эмоций; живот нормальных размеров; соматические ощущения отличны от состояний не беременности, интенсивность средняя, хорошо выражена; в первом триместре возможно общее снижение настроения без депрессивных эпизодов, во втором триместре благополучное эмоциональное состояние, в третьем триместре повышение тревожности со снижением к последней неделе; активность в третьем триместре ориентирована на подготовку к послеродовому периоду; первое шевеление ребенка ощущается в 16–20 недель, переживается положительно, приятно по соматическому ощущению; последующие шевеления четко отличны от других ощущений, не характеризуются отрицательными соматическими и эмоциональными переживаниями.

    2. Тревожный. Идентификация беременности тревожная, со страхом, беспокойством, которые периодически возобновляются; живот слишком больших или слишком маленьких по сроку беременности размеров; соматический компонент сильно выражен по типу болезненного состояния; эмоциональное состояние в первый триместр повышенно тревожное или депрессивное, во втором триместре не наблюдается стабилизации, повторяются депрессивные или тревожные эпизоды, в третьем триместре это усиливается; активность в третьем триместре связана со страхами за исход беременности, родов, послеродовый период; первое шевеление ощущается рано, сопровождается длительными сомнениями, или, напротив, четкими воспоминаниями о дате, часе, условиях, переживается с тревогой, испугом, возможны болезненные ощущения; дальнейшие шевеления часто связаны с тревожными ощущениями, тревогой по поводу здоровья ребенка и себя, характерна направленность на получение дополнительных сведений, патронаж.

    3. Эйфорический. Все характеристики носят неадекватную эйфорическую окраску, отмечается некритическое отношение к возможным проблемам беременности и материнства, нет дифференцированного отношения к характеру шевеления ребенка. Обычно к концу беременности появляются осложнения. Проективные методы показывают неблагополучие в ожиданиях послеродового периода.

    4. Игнорирующий. Идентификация беременности слишком поздняя, сопровождается чувством досады или неприятного удивления; живот слишком маленький; соматический компонент либо не выражен совсем, либо состояние даже лучше, чем до беременности; динамики эмоционального состояния по триместрам либо на наблюдается, либо отмечается повышение активности и общего эмоционального тонуса; первое шевеление отмечается очень поздно; последующие шевеления носят характер физиологических переживаний, к концу беременности характеризуются как доставляющие физическое неудобство; активность в третьем триместре повышается и направлена на содержания, не связанные с ребенком.

    5. Амбивалетнный. Общая симптоматика сходна с тревожным типом, особенностью являются резко противоположные по физическим и эмоциональным ощущениям переживания шевеления, характерно возникновение болевых ощущений; интерпретация своих отрицательных эмоций преимущественно выражена как страх за ребенка или исход беременности, родов; характерны ссылки на внешние обстоятельства, мешающие благополучному переживанию беременности.

    6. Отвергающий. Идентификация беременности сопровождается резкими отрицательными эмоциями; вся симптоматика резко выражена и негативно физически и эмоционально окрашена; переживание всей беременности как кары, помехи и т.п.; шевеление окрашено неприятными физиологическими ощущениями, сопровождается неудобством, брезгливостью; к концу беременности возможны всплески депрессивных или аффективных состояний.

    Прогностические возможности стиля переживания шевеления (и беременности в целом) подтверждены данными, полученными при консультационной работе с матерями с детьми дошкольного возраста. Стиль переживания шевеления сочетается с типом материнского отношения (по А.Д. Кошелевой) и уровнем эмоционального благополучия ребенка (высокий, средний, низкий), а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком (Г.Г. Филиппова). Т. о. переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированнного психологического вмешательства.

    2. Данные интервью о своем состоянии в беременности.

    Включены данные о восприятии своих изменений по самочувствию, внешнему виду, эмоциональному состоянию, интересам, отношений к этим изменениям. По этому показателю выделены группы: состояние изменено адекватно и переживается как должное; состояние изменено и переживается дискомфортно; состояние не изменено; состояние изменено и переживается эйфорично.

    2. Данные об онтогенезе материнской сферы.

    Основаны на выделенных Г.Г. Филипповой в предыдущих исследованиях онтогенетических этапах развития материнской сферы. Краткое описание онтогенетических этапов:

    1. Этап взаимодействия с собственной матерью в раннем онтогенезе. У антропоидов и человека этот этап включает пренатальный период и продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций). У человека — это практически вся жизнь субъекта. Наиболее важным является возрастной период до трех лет. На этом этапе происходит освоение эмоционального значения ситуации материнско-детского взаимодействия, а также возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы первого компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава материнской сферы (baby tаlk, мимические реакции, эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем гештальта младенчества).

    2. Игровой этап и взаимодействие со сверстниками. На этом этапе на дочеловеческой стадии развития формируются и развиваются неспецифические для материнской сферы мотивационные основы (в сфере общения, социально-комфортной, мотивационное обеспечение целе-действенного звена структуры деятельности, отработка в игровой деятельности объекта цели — как объекта охраны и т.п.). Специфическим отличием этого этапа у человека является формирование и развитие в процессе сюжетно-ролевой игры с куклами, в дочки-матери, в семью основных компонентов материнской сферы.

    3. Этап няньчания. На этом этапе происходит формирование и развитие значения детеныша (ребенка) как объекта деятельности и потребности в его охране и заботе о нем, а также закладываются основы третьей потребности — «потребности в материнстве», как потребности иметь для себя специфические переживания, получаемые в процессе удовлетворения первых двух потребностей. Эта потребность требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и способами их получения. В полноценном виде она представлена только у человека. Однако, некоторые элементы, в форме антиципации своих состояний в условиях определенного контекста деятельности, появляются уже у высших млекопитающих. Этап няньчания имеет хорошо выраженные возрастные границы (с 5–6 лет до начала полового созревания), он включает опыт собственного взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции. Это оказывает влияние на формирование всех компонентов материнской сферы и делает данный этап одним из ведущих (наравне с первым) в ее развитии как на предчеловеческой, так и на человеческой стадиях развития.

    4. Этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае — материнской) сферы поведения. В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие» некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов гештальта младенчества на ребенке — как объекте деятельности — до начала полового созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт кожа-кожа, субъективные состояния матери при акте сосания и т.п.). Этот этап онтогенеза имеет существенные видовые различия на предчеловеческой стадии развития и самостоятельную специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского поведения.

    5. Этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком. Этот этап включает несколько самостоятельных периодов: беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период перехода к следующему, 6-ому этапу развития материнской сферы, основанный на динамике третьего компонента гештальта младенчества.

    Наблюдение за взаимодействием матери с младенцем, исследование совместной деятельности матери с ребенком раннего и дошкольного возрастов и другие данные, полученные в ходе экспериментальной и практической работы позволили выделить три компонента эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком:

    1. эмоциональная реакция матери на выражение ребенком отрицательных эмоций, отражающих его дискомфортное состояние;
    2. эмоциональное поведение матери при устранении отрицательного эмоционального состояния ребенка;
    3. реакция матери на выражение положительных эмоций ребенком. Это отражает динамику эмоционального поведения матери в процессе удовлетворения потребностей ребенка. Именно этот процесс (и, главным образом, роль в нем эмоций матери) рассматривается как «субстрат» развития базовых личностных образований у ребенка в основных теоретических подходах (Э.Эриксон, Д.Винникотт, теории социального научения, психоанализ — в зарубежной психологии; М.И. Лисиной и ее последователями, в исследованиях разных форм нарушения материнско-детского взаимодействия — в отечественной психологии).

    Каждый из описанных выше компонентов эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком может быть выражен по-разному. Описаны четыре основных типа реагирования матери:

    1) Адекватная реакция матери: на отрицательную эмоцию ребенка возникает чувство тревоги и жалости, которое быстро переходит в фазу «делового сосредоточения и уверенности»; положительные эмоции матери по интенсивности адекватны контексту взаимодействия; в процессе устранения отрицательных состояний ребенка мать восстанавливает с ним контакт, использует успокаивающие, ободряющие и обещающие интонации и высказывания, демонстрирует стимулы, «продвигающие» к моменту удовлетворения потребности ребенка.

    2) Усиление эмоций ребенка (как отрицательных, так и положительных). При отрицательных эмоциях ребенка у матери возникает чувство тревоги, страха, растерянности, паники. Усиление положительных эмоций ребенка носит характер эйфорического переживания, неадекватного контексту взаимодействия. При удовлетворении потребностей ребенка мать синтонирует его состояние.

    3) Игнорирование эмоций ребенка. Выражается в поведении по типу «формального общения», может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоциональные реакции ребенка и процесс взаимодействия.

    4) Осуждение эмоций ребенка. Выражается в соответствующих эмоциях матери от осуждения до агрессии, может сопровождать как отрицательные, так и положительные эмоции ребенка и процесс взаимодействия.

    Описанные типы эмоционального реагирования матери могут сочетаться в разных соотношениях, давая в результате индивидуальный стиль эмоционального сопровождения, присущий матери. Генезис этого стиля зависит от истории развития материнской сферы женщины, причем одной из основных составляющих этого развития является реакция матери на компоненты гештальта младенчества. Возрастные изменения гештальта младенчества обеспечивают динамику развития материнского стиля эмоционального сопровождения. Эта динамика также может быть разной, что зависит как от истории развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального материнства, в том числе и от особенностей ребенка. Выделено три основных типа динамики эмоционального сопровождения матери: 1) развивающий; 2) «следования за гештальтом младенчества»; 3) неадекватный.

    Описанные стили эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком и типы его модификации позволяют оценить особенности эмоционального отношения матери к ребенку, вычленить его функциональные компоненты и дифференцированно отнестись к способам психологического вмешательства.

    Стиль переживания шевеления ребенка во время беременности сочетается с типом материнского отношения и уровнем эмоционального благополучия ребенка, выделенными при исследовании материнско-детских отношений в дошкольном возрасте, а также со стилем эмоционального сопровождения матерью процесса взаимодействия с ребенком. Т. о. переживание женщиной шевеления ребенка характеризует стиль переживания беременности и может служить диагностическим показателем для выявления отклонений от адекватной модели материнства и проектирования индивидуально-ориентированного психологического вмешательства.

    6. Завершающий этап развития материнской сферы.

    Последний, шестой этап развития материнской сферы в онтогенезе характеризуется образованием у матери эмоциональной привязанности к ребенку, личностного принятия и личностного интереса к внутреннему субъективному миру ребенка и к его развитию и изменению. Это происходит на основе динамики эмоционального реагирования матери на онтогенетическое изменение третьего компонента гештальта младенчества. В результате образуется устойчивая детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста с характеристиками гештальта младенчества и происходит пролонгация потребности в заботе и модификация содержания потребности в материнстве у матери. Этот этап полноценно представлен у человека, но имеет некоторую преддиспозицию у приматов, особенно у высших: существование пожизненных эмоциональных связей и внутрисемейных самковых линий, обеспечивающих взаимопомощь и удовлетворение потребности в эмоциональном контакте, что в литературе рассматривается как гоминоидная стратегия.

    По этому показателю выделены группы: периоды заполнены адекватно все; выпадение некоторых периодов; извращение ценности ребенка в каком-либо периоде.

    3. Результаты рисуночного теста «Я и мой ребенок».

    По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

    По этому показателю выделены группы: благоприятная ситуация; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности; тревога и неуверенность в себе; конфликт с беременностью.

    4. Характеристика ориентировочной ценности ребенка.

    Дана на основе проведенных ранее исследований, в которых сформулировано понятие внедряющихся ценностей (из других потребностно-мотивационных сфер), интерферирующих с ценностью ребенка. Эти ценности названы «внедряющимися» относительно содержания ценностно-смыслового блока материнской потребностно-мотивационной сферы. Внедряющиеся ценности могут быть доминирующими в субъективном пространстве женщины по отношению к появившейся ценности ребенка, и тогда тип их интерференции обозначается формулой «i® в». Если доминирует ценность ребенка, в которую внедряются другие ценности, то это обозначается формулой «в® i». Усиление интерференции обозначается двойными стрелками. Гармоничный баланс ценностей (ценность ребенка естественно встраивается в иерархию ценностно-смысловых ориентаций) обозначается формулой: «i = в». Тенденция к победе какого-либо типа ценностей обозначается его знаком с дробью (например: «i® в/i»: ценность ребенка внедряется в другие изначально актуальные для женщины ценности и берет над ними верх).

    Содержание ценности ребенка может быть следующим: самостоятельная ценность ребенка как объекта материнской сферы (потребность в контакте с ребенком, как обладателем гештальта младенчества, в заботе о нем); повышенно-эмоциональная ценность ребенка («сверхценность» по первому типу); привнесение в ценность ребенка содержаний ценностей других потребностно-мотивационных сфер вплоть до полной замены этим содержанием. Это могут быть ценности из социально-комфортной сферы (обеспечение семейного и социального положения, своего будущего, удовлетворение потребности в объекте привязанности и т.п.); ценности из половой сферы (ребенок как средство удержания полового партнера); ценности из личностной сферы (самореализация, утверждения возрастного и полоролевого статуса, удовлетворение потребности в объекте эмоционального взаимодействия).

    Содержание внедряющихся ценностей обозначается (условно) следующим образом: ценности из социально-комфортной сферы (обеспечение физического и эмоционального комфорта, не связанного с ребенком, овладение профессией, стремление к развлечениям, общению с друзьями и т.п.); ценности из личностной сферы (стремление к самореализации, половозрастной идентификации средствами, не связанными с рождением ребенка); ценности половой сферы (самостоятельная ценность сексуальных переживаний, не связанная с репродуктивной функцией).

    По этому показателю выделены следующие группы: адекватная ценность ребенка с тенденцией к балансу ценностей; повышенная ценность ребенка с тенденцией к сдвигу в сторону исключительной ценности ребенка; недостаточная ценность ребенка с тенденцией к сдвигу в сторону ценности ребенка; недостаточная ценность ребенка с тенденцией к сдвигу в сторону внедряющихся ценностей.

    Полученные результаты

    1. Отклонения в стиле переживания беременности во всех случаях отражается в рисуночном тесте, причем в большинстве случаев — по типу наличия тревоги и конфликта с беременностью.
    2. Адекватный стиль переживания беременности устойчиво сочетается с благополучной ситуацией по рисунку и с адекватной ценностью ребенка, в большинстве случаев — с адекватным заполнением онтогенетических периодов развития материнской сферы, с благополучным семейным положением.
    3. Неудовлетворительное отношение к изменениям, связанным с беременностью устойчиво сочетается с неблагополучной ситуацией по рисуночному тесту.

    Показателями неблагополучной ситуации по рисуночному тесту служат: выраженная тревога, неуверенность в себе и конфликт с беременностью. Эти показатели по всем группам испытуемых устойчиво сочетаются:

    • с отклонением от адекватного стиля переживания беременности;
    • с неблагоприятной семейной ситуацией;
    • с отрицательным отношением к своим изменениям, связанным с беременностью;
    • с нарушением онтогенетических периодов развития материнской сферы;
    • с изменением ценности ребенка в онтогенетические периоды;
    • с отклонением от адекватной ценности ребенка;

    4) Анализ результатов показал значительную диагностическую ценность рисуночного теста, который устойчиво сочетается со всеми другими показателями. Следует учесть, что рисунки удалось получить не от всех испытуемых, обработка результатов позволяет предположить, что обнаруженные соответствие могут быть еще более выраженными.

    Полученные данные позволяют заключить, что для первого триместра беременности в рисуночном тесте нормальными являются незначительные симтомы тревожности, неуверенности в себе, конфликтности. Выраженные проявления этих качеств отражают неблагополучие в отношении к беременности и материнству. Наиболее диагностически значимыми являются следующие особенности рисунка:

    • отсутствие на рисунке себя
    • отсутствие на рисунке ребенка
    • замена образа себя и/или ребенка на символ, растение, животное
    • ребенок «спрятан» в коляске, кроватке, животе матери
    • изоляция ребенка
    • пространственная дистанция матери с ребенком

    Полученные данные подтверждают влияние на стиль переживания беременности и динамику взаимодействия ценности ребенка с другими актуальными ценностями онтогенетических этапов формирования материнства.

    Полученные данные позволяют предположить, что во время беременности возможно прогнозирование снижения ценности ребенка и сдвига интерференции ценностей в сторону внедряющихся, конфронтирующих с ценностью ребенка и материнства, а также выявление положительной динамики интерференции ценностей.

    2. Рисуночный тест «Я и мой ребенок»

    По рисуночному тесту учитывалось наличие на рисунке матери и ребенка, содержание образа ребенка и его возраст, наличие совместной деятельности матери с ребенком, психологическая дистанция, а также характеристика общего состояния (благополучное состояние, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка, принятым в психодиагностике (качество линии, расположение на листе, детали рисунков и т.д.).

    По этому показателю выделены типы рисунков, соответствующие следующим особенностям переживания беременности и ситуации материнства: благоприятная ситуация –1; незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности –2; тревога и неуверенность в себе — 3; конфликт с беременностью или с ситуацией материнства — 4.

    Описание симтомокомплексов, характеризующих выделенные типы рисунков.

    1. Благоприятная ситуация

    Формальные признаки Хорошее качество линии; расположение рисунка в центральной части листа; размеры рисунка соответствуют принятым в психодиагностике, (отражают нормальное состояние без признаков тревоги и неуверенности в себе); при наличии развернутого сюжета (с дополнительными кроме фигур матери и ребенка деталями: обстановка комнаты, дом, деревья и др.) рисунок занимает большую часть листа; отсутствие стираний, зачеркивания, перерисовок, рисования на обратной стороне листа; отсутствие длительных обсуждений (как и что рисовать) или отговорок (я не умею и т.п.), а также пауз в процессе рисования больше 15 секунд; положительные эмоции разной степени выраженности в процессе рисования.

    Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка; отсутствие замен образов себя и ребенка на растения, животных, неживые объекты, символы; соразмерность фигур матери и ребенка; отсутствие других людей; дополнительные предметы и детали одежды не составляют главную часть рисунка, их количество, степень прорисовки, размеры не давлеют над фигурами матери и ребенка; наличие совместной деятельности матери и ребенка; наличие телесного контакта (мать держит ребенка на руках или за руку); ребенок не спрятан (в кроватке, коляске, пеленках или животе матери) и не изолирован (ребенок, завернутый в пеленки, с прорисованным лицом, которого мать держит на руках — нормальный признак); прорисовка лица ребенка; все фигуры нарисованы лицом к зрителю; возраст ребенка приближается к младенческому прогрессивно с первого к третьему триместру, после родов — ребенок в настоящем возрасте.

    2. Незначительные симптомы тревоги, неуверенности, конфликтности

    Формальные признаки Наличие незначительных признаков тревоги и неуверенности в себе по качеству линии; недостаточно крупный рисунок; расположение в нижней части листа или ближе к одному из углов; наличие линии основания; небольшое наличие штриховки.

    Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или маленькая; наличие мужа, других детей; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры; ребенок в коляске или другом подвижном объекте (на санках, в кресле-качалке, на игрушке-качалке и т.п.), при этом мать держит ребенка за руку или за деталь объекта, в котором расположен ребенок, фигура и лицо ребенка прорисованы; все фигуры лицом к зрителю, или в профиль; совместная деятельность может отсутствовать; возраст ребенка в беременности в пределах раннего, к концу беременности приближается к младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

    3. Тревога и неуверенность в себе

    Формальные признаки Плохое качество линии; рисунок очень мелкий, расположен внизу листа или в углу; наличие линии основания, штриховки в большом количестве.

    Содержательные признаки Наличие на рисунке себя и ребенка без замены образов; фигура ребенка слишком большая или слишком маленькая; большое количество дополнительных объектов, тщательная прорисовка деталей одежды; недостаточная прорисовка фигур и лиц себя и ребенка, схематизация; отсутствие совместной деятельности; контакт с ребенком может быть по типу 1 и 2, или рядом с ребенком без контакта (при этом ребенок не изолирован), возможно протянутые друг к другу руки без прямого контакта; наличие на рисунке нескольких членов семьи, своей матери; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка в беременности в пределах дошкольного, к концу беременности приближается к раннему или младенческому, после родов — в настоящем возрасте.

    4. Конфликт с беременностью или ситуацией материнства

    Формальные признаки Отказ от рисования; переворачивание, сгибание листа; наличие стираний, перерисовок, зачеркиваний; большие пятна черного цвета; неадекватное использование размеров листа (слишком мелко или «не умещаются» важные части рисунка, в первую очередь фигура матери и ребенка).

    Содержательные признаки Отсутствие на рисунке себя и\или ребенка; замена образа ребенка и\или себя на растение, животное, символ; отсутствие совместной деятельности и контакта с ребенком; ребенок спрятан (в пеленках, коляске, кроватке, животе матери); ребенок изолирован при помощи предметов, отделяющих его от матери или полностью изолирован без контакта с матерью (к кроватке, коляске, на коврике, на качелях и т.п.); большая пространственная дистанция между фигурами матери и ребенка; фигуры, нарисованные спиной; отсутствие у фигур лица, реже тела; большое количество дополнительных предметов, их большие по сравнению с фигурами матери и ребенка размеры, они покрывают практически весь лист; возраст ребенка дошкольный, реже ранний, к концу беременности не снижается, или даже увеличивается, после родов — ребенок более старшего, редко — более младшего возраста, чем в настоящем.
    .

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: